Аналитика


Крепче за баранку… держаться некому
Общество | В России

Перед транспортной отраслью остро встала кадровая проблема. Недавно открылась беспилотная зона между Москвой и Санкт-Петербургом, но решить вопрос с дальнобойщиками во всей необъятной России таким образом не получится — у нас есть территории и целые трассы, где связь не ловит, а путь настолько труден и полон сюрпризов, что ни один искусственный интеллект не заменит настоящего водителя-профессионала. При этом, не стоит забывать, что даже беспилотные машины нуждаются в чутком руководстве человека-оператора. Где брать кадры, как обучать людей и почему профессия шофера, столь популярная и престижная в СССР, сегодня даже при большой зарплате не считается работой мечты у молодого поколения?

Транспортные компании заявляют о большом количестве заказов, и не мудрено при нынешних логистических проблемах, когда небо где-то закрыто, а железнодорожные перевозки постоянно растут в цене, но не в скорости. И вот автодороги открыты, но ездить по ним некому, в отрасли не хватает 25% кадров. И дело не в том, что зарплата маленькая, а ответственность большая — престижность профессии низкая. Средний возраст водителя растет и сегодня составляет 50 лет.

Почему же молодежь не идет получать свои 120 тыс. руб. и романтику ночных дорог и далеких краев? Эксперты из общественной организации "Водители России" уверены: всему виной отсутствие информации, фильмов и шоу о водителях, эту проблему собираются решать первой и снимать сериал про дальнобойщиков. Иначе будет катастрофа, и через пять лет мы получим огромную нехватку кадров и острую проблему в перевозке грузов по всей стране.

"А я хочу напомнить, что транспортно-автомобильная отрасль — это кровь любой экономики, любого государства, — говорит президент организации "Водители России" Олег Торош. — Проблема не в низком заработке. Средняя зарплата по отрасли на категории С, Е составляет от 80 до 250 тыс. руб. Вопрос не в стоимости оплаты, а в том, что люди, особенно молодые граждане, не информированы о том, какая есть сегодня профессия водителя-экспедитора. Мы как общественная организация имеем ряд предложений по решению данного вопроса. В частности, на сегодняшний день на территории нашей страны проживает порядка 8,5 млн сельской молодежи, из которых в занятости около 50%. Отсюда можно сделать вывод, что те соискатели, которых ищут все транспортные компании, находятся на сельских территориях".

дальнобойщики автопробег ЕКАД(2017)|Фото: Накануне.RU

Общественники создают профориентационную площадку, формируют программы по информированию сельской молодежи о перспективах работы водителем и организуют комплексное обучение для молодых ребят с дальнейшим трудоустройством в крупнейших транспортных компаниях, стажировкой в ПАО "КАМАЗ". В учебном центре будут готовить не только водителей, но и операторов, раз в России так бодро развиваются беспилотные грузоперевозки.

"Программа будет формировать кадры для транспортной отрасли с дальнейшим трудоустройством каждого молодого человека. Выпускники нашего учебного центра будут трудоустроены без опыта работы в транспортных компаниях, это позволит уменьшить время его адаптации в транспортной сфере. Ряд компаний готовы принимать при наличии сертификата об окончании нашего учебного центра и водительского удостоверения к себе на работу", — рассказывает Олег Торош.

На Ставрополье и во Владимирской области собираются провести всероссийский этап конкурса водительского мастерства среди транспортных компаний — так выберут водителя года. Возобновят и гонки на грузовиках к 2025 году, снимут сериал, по крайней мере, об этом ведутся переговоры — все это входит в комплексный подход по повышению престижности профессии водителя. Привлекать новые кадры планируют совместно с Росмолодежью.

Водитель-экспедитор — ответственная и сложная работа, которая заключается не только в перевозке, но и в профессиональном техническом обслуживании машины, заполнении документов, в умении вести себя правильно в стрессовые моменты на дороге, поэтому заполнить пробел в кадрах мигрантами, по мнению общественников, как это произошло в строительстве, не получится. Обучать мигрантов для отрасли не планируют, что будет с рублем неизвестно, сегодня мигранты освоят профессию в специальных центрах, а завтра — отправятся дальше искать работу в других странах. Перспектива не радужная. А если говорить о беспилотных проектах, то, как заверяют эксперты отрасли, как минимум 10-15 лет профессия водителя все равно останется актуальной.

"45 тысяч вакантных мест водительского состава категории С, СЕ, от нескольких десятков транспортных компаний уже есть, это мы еще пока не все регионы проработали и не все транспортные компании опросили. Потенциал потребности в кадрах в письменном подтверждении на 50 тыс. человек, дайте федеральных средств на обучение граждан хотя бы с пяти тысяч и мы покажем эффективность этих денег с точки зрения трудоустройства", — говорит президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

Странно, почему эксперты не вспоминают принятый несколько лет назад "Платон", тогда дальнобойщики устраивали протесты против налога, предупреждая, что многие уйдут из профессии. Еще одной проблемой остается то, что инфраструктуры около дорог не хватает, а на некоторых дорогах в центральных регионах большегрузам нельзя ездить днем, а остановиться на отдых негде. Есть и еще один момент, связанный с новым поколением — проводить в дороге, вдали от семьи, большую часть года, без современных сервисов и привычного комфорта многие молодые люди не хотят ни за какие деньги. Решит ли проблему активный пиар и появление дальнобойщиков в сериалах и кино — посмотрим.



Елена Рычкова