Аналитика


СИМ-СИМ, закройся: электросамокаты остались без контроля
Общество | В России

Мир оказался не готов к массовому появлению средств индивидуальной мобильности (СИМ), поняли общественники спустя два года после их повсеместного внедрения. Ни одна страна мира еще не смогла взять новый вид общественного транспорта под контроль. Это доказывает и недавний опыт Парижа, где жители проголосовали за запрет электросамокатов в принципе, значит, контроля за ними там тоже не было. Но эксперты уверены, взять и запретить — уже невозможно. И если закрыть ящик Пандоры нельзя, то как контролировать?

В России с каждым годом растет количество самокатов — и кикшеринговых, и частных. Естественно, увеличивается количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности, повышается градус недовольства у водителей, "бомбит" у пешеходов. Госдума РФ вносит изменения в правила дорожного движения, появляются ГОСТы, ограничения по скорости СИМ — сегодня она составляет 25 км/ч, начинаются попытки сортировать электросамокаты по массе — предельная сейчас составляет 35 кг.

Приоритет на тротуарах — у пешеходов, на дорогах — у водителей, но все равно главными на дороге остаются самокатчики, которые порой даже не подозревают о том, что вводятся новые ПДД специально для них, ограничивается скорость и появляются нормативы. Ведь никто не обязывает сдавать на права для того, чтобы сесть (или встать) на железного коня нового поколения, никто не штрафует за превышение скорости, доказать которое практически невозможно, не останавливает для проверки на алкотестере — механизмов контроля для нововведений нет, а ГИБДД гоняться за каждым встречным нарушителем на колесах не будет, пока он не окажется под колесами чьей-то машины. Тогда, кстати, виноват будет водитель авто, прецеденты уже есть. Суд всегда становится на сторону пешехода, а самокатчик пока по нормативам всего лишь бешено мчащийся пешеход.

Электросамокаты в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

"Прописано, что у СИМ должны быть фары, тормоза, фонари. Переходить проезжую часть по пешеходным переходам нужно спешившись, — говорит депутат Государственной думы Александр Якубовский. — Порядок начинает наводиться. Достаточно ли этих норм для полноценного регулирования? Я думаю, что нет, предложения есть по регистрации, установке номеров на СИМ".

Если бы СИМ были просто общественным транспортом, а статистика указывает, что все же большинство граждан в больших городах используют электросамокаты именно для стратегического передвижения во время пробок или в отдаленных районах, проблем было бы меньше, но самокаты стали любимой игрушкой подростков и пьяных. А что до пьяных подростков, то тут вообще караул. Установленные операторами порядки о пользовании СИМом нарушаются легко, аккаунты регистрируют на старших друзей или родителей, в обход метки 18+, нормативы, которые, как бешеный принтер, выпустил к новому сезону государственный аппарат, многие проигнорировали или и вовсе о них не узнали.

СИМы детям не игрушки!

Есть предложение ограничить возможность доступа детей к СИМ по аналогии с мопедами, но пока по действующим правилам дети с 7 до 14 лет могут передвигаться по крайней правой полосе проезжей части на СИМ, при условии, что многие не знают правил дорожного движения, это создает опасность и для них, и для других.

Общественники обращались к председателю правительства с предложением ввести в школах изучение ПДД по курсу ОБЖ, но Минпросвещение ответило в стиле, что дети и так загружены и изменять федеральную программу в эту сторону никто не будет, а вот если того захотят сами директора учебных заведений, им никто палки в колеса ставить не будет.

"Я бы разрешил передвигаться на СИМ только после 16 лет и после получения водительского удостоверения", — подводит итог Якубовский.

Школьники на самокатах(2023)|Фото: Накануне.RU

Проблема возникла не на пустом месте — по идее средства индивидуальной мобильности не должны никому мешать, передвигаться на них разрешено по специально отведенной для этого велодорожной структуре. Но в России, как мы помним, две беды — и вот к чему приводит их гибридизация.

"Велодорожной инфраструктуры крайне недостаточно, по всей России ее порядка 5 тыс. км, причем 500 км — это только Москва. Для сравнения, в той же Германии, которая по площади сильно меньше нашей страны, порядка 83 тыс. км велополос. Поэтому развитие велоструктуры как приоритета для передвижения всех "СИМоводов" должно быть одной из основных мер по обеспечению безопасности", — говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.

Укатили от наказания

Пока строгость закона — а за нарушения правил пользования СИМ предусмотрены только административные наказания и штрафы — компенсируется тотальным неисполнением этих норм, так как человек на самокате — это всегда неизвестный человек на неизвестном самокате. Установить личность резко пропавшего из вида нарушителя не представляется возможным, пока не будут введены регистрационные номера для СИМ. Сами операторы тоже пытаются бороться с хулиганами, рассказывает Эрдман.

"Сейчас в Москве развернут пилотный проект по фотовидеофиксации на прокатных СИМах. Но эта информация не идет никуда дальше, не влечет за собой никакой административной ответственности, никаких наказаний, штрафов, блокировок внутри операторов. У нас должна появиться культура вождения, но уже полгода как ПДД вступили в силу, а проблемы никуда не делись", — говорит Эрдман.

Член Общественного совета при ГУ МВД по Москве Петр Шкуматов считает, что для электросамокатов пора вводить новую категорию вождения или использовать уже существующую "М". Но есть нюансы. Категорию можно получить только с 16 лет, так что придется снижать допустимый порог до 14 лет.

Электросамокаты в Москве(2022)|Фото: Накануне.RU

"В принципе, мне кажется, что 14 лет — это вполне понятный возраст, когда человек может освоить эти знания и получить первую в своей жизни категорию в водительском удостоверении", — говорит эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин настаивает: дело не в том, что у нас нет правил, а в том, что невозможно проверить, кто их соблюдает, а кто нет. Взять хотя бы скорость движения, очень хорошо, что ее ограничили, но как ее измерить?

"Мы можем измерить скорость только с помощью камеры фотовидеофиксации на дорогах общего пользования, потому что ручные радары запрещены к эксплуатации в Российской Федерации, их запретили несколько лет назад. Даже если электросамокатчик остановится и полицейский спросит его: "Дорогой друг, с какой скоростью ты ехал?", он ответит — с максимально разрешенной, ему даже цифру знать не нужно и доказать обратное полицейский не сможет никак", — говорит Шапарин.

Так что нормативы не повлияли ни на что, ведь любая административная процедура начинается с идентификации, общественники вместе с депутатом Госдумы Михаилом Делягиным предложили меры — простейшую регистрацию через Госуслуги, присвоение государственных регистрационных знаков онлайн на СИМ. Также предлагались изменения раздела в Кодексе административных правонарушений. По словам Шапарина, Правительство в официальном ответе задает вопрос: кто за это заплатит? Сколько за это заплатят граждане? Хотя через портал Госуслуг, по задумке авторов законопроекта, это должно быть бесплатным, а также государство не должно назначать пошлину, чтобы максимально упростить процедуру.

Минтранс сообщал, что чиновники решили подождать конца сезона с тем, чтобы понять, сколько людей вообще в стране погибнет и сколько будет ранено на средствах подобной индивидуальной мобильности. К глубокому сожалению, посчитать подобное не представляется возможным, потому что Госавтоинспекция знает только о тех случаях, которые происходят на дорогах общего пользования.

"Лично на моих глазах сбили человека в парке Лосиный остров, этот человек в статистику МВД не попадет, даже несмотря на то, что он был ранен. Соответственно, точного количества мы не знаем, поэтому мы предлагаем всех, кто погибнет, собирать под зданием Минтранса, выкладывать из черных мешков слово "Хватит" с тем, чтобы когда-нибудь Минтранс все-таки сам, раз уж он не смотрит на депутатские законопроекты, представил свою версию регулирования", — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.



Елена Рычкова