Аналитика


Чествовать память пронацистского писателя Шмелева — разве в духе современной идеологии?
Вехи истории | В России

3 октября в Доме русского зарубежья открылась выставка "Противостояние и примирение", посвященная 150-летнию писателя Ивана Шмелева. Уместность подобного события бурно обсуждают общественники и авторы телеграм-каналов, шутка ли, страна, которая ведет борьбу с так называемым неонацизмом, сама же чествует автора, который в свое время радовался тому, что Гитлер напал на СССР. Когнитивный диссонанс, или ничего нового в мире постмодерна — подробнее в материале Накануне.RU.

Иван Шмелев, автор "Солнца мертвых" и "Лето Господне", для русского зарубежья 20 века — один из самых значимых писателей. Его давно взяли на щит представители белоэмигрантской элиты. Понятно, почему в музее ему посвятили выставку в годовщину 150-летия. Но он не уплывал с остальными на "философском пароходе", просто уехал в Европу и обещал, что против Советской России слова не скажет. У нас даже ставили фильм по его произведению. А в конце 30-х он выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. Но в 1940-х проявил себя, скажем мягко, неоднозначно, да так, что даже его соратники по эмиграции отвернулись от него. В годы оккупации Франции Шмелев сотрудничал с пронацистским изданием "Парижский вестник". О воззрениях писателя лучше всего говорит он сам — вот, что есть в личной переписке Шмелева:

"Я так озарен событием 22.VI., великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьется сердце мое, радостью несказанной... Ваш Ив. Шмелев". Рыцарем, по его мнению, являлся Гитлер, который своим вторжением в СССР совершает якобы "подвиг", а не преступление.

А в письме Шмелева от 9 октября 1941 года описано, как он радуется окружению русской армии под Вязьмой.

(2005)|Фото: victory.rusarchives.ru

"Уничтожение русских солдат "под Вязьмой" он называет "разделкой". Это как? Как свиней на бойне? У кого вообще мысль такая возникла — примиряться с таким субъектом, от которого из-за его поддержки Гитлера отказались даже многие бывшие белогвардейцы?" — пишет обозреватель Юрий Подоляка.

Авторский канал эксперта Центра военно-политической журналистики Бориса Рожина "Colonelcassad" отмечает: "Тема реабилитации гитлеровского пособника Шмелева не отпускает".

"Немцы спасают народ от голода, отправляя в Германию на работы. Надо знать все. Оля, знай: герои те, кто сейчас едут туда, помогают освободителям! Мне пишут святые женщины. Их мужья едут, и они их благословляют. Это — русские женщины, героини…" (с) Шмелев.

Уместно ли подобное торжество мысли на фоне СВО, когда страна ведет свою борьбу с неонацизмом, по крайней мере, как это декларирует официальная пропаганда?

"Несмотря на беснование патриотической пропаганды по поводу всех мыслимых предателей, уехавших и оставшихся, либералов, либерастов, либерах — как их только не называли, есть фигуры, которые никакого внимания не удостоились, и, скорее всего, не удостоятся. В Екатеринбурге ни на минуту не закрывал свои двери "Ельцин-центр", а в Москве не переставал работать ни один объект, связанный "со светлой памятью" Александра Солженицына — ни "Дом русского зарубежья", который правильно было бы называть "Домом русского коллаборационизма", поскольку воспеваются там преимущественно такие деятели зарубежья, ни музей ГУЛАГа, ни выставки. Потому что это является частью сегодняшней идеологической модели", — говорит в беседе с Накануне.RU политический обозреватель Константин Семин.

По мнению эксперта, символично, что на днях мы отмечали "черную годовщину" — дату подавления так называемого восстания в Москве в октябре 1993 года. Константин Семин делает акцент на том, нужно понимать, что тогда с расстрелом Верховного совета в стране утвердилась именно эта идеологическая модель:

Расстрел Дома Советов 3-4 октября 1993 года в Москве(2023)|Фото: Getty Images/Corbis/VCG/Peter Turnley

"Модель, основанная на коллаборационистских идеалах и принципах. И флаг является манифестацией тех же самых принципов, потому что впервые он был (если кто забыл) в 1988 году на Ленинградском стадионе поднят активистами Народно-трудового союза русских солидаристов, его нелегального представительства в России. А что такое НТС? Это примыкавшая к "Русской освободительной армии" генерала Власова организация, она вела террористическую и пропагандистскую работу на оккупированных территориях и в прифронтовой полосе в годы Великой Отечественной войны. В годы Холодной войны — такая же игрушка в руках ЦРУ, как и организация украинских националистов, Бандеры и последователей Бандеры. Украинские и русские коллаборационисты занимали смежные комнаты в здании мюнхенского цру-шного радио "Свобода" (признано иноагентом в РФ). И в этом смысле мировоззрение русских коллаборационистов очень мало отличается от мировоззрения их украинских собратьев".

Центральная идея здесь — антисоветизм, и вполне логично, что в рамках этой идеологии пишутся даже учебники, чего удивляться выставкам? Например, в учебниках истории начинают появляться фигуры речи, характерные именно для словаря и для обихода НТС-овцев, в частности — Первая мировая война вдруг упоминается, как "Вторая отечественная" и "Великая", а это стандартная терминология из арсенала русских фашистов-коллаборационистов.

"Культ Первой мировой войны вместе со многими другими атрибутами коллаборационистской идеологии въехал в наше массовое сознание незаметно для большинства населения, — говорит Константин Семин. — Так же, как люди открывают учебник истории, видят там Солженицына — ну, что ж, "великий писатель", президент носит ему цветы, по всем каналам — "В круге первом", "Штрафбат" и прочие, прочие. Никто не утруждает себя тем, чтобы открыть "Архипелаг ГУЛАГ", обнаружить на первых ста страницах реверансы в сторону плененных "кровавыми большевиками" власовцев. Так что все это закономерно".

Куратор выставки к 150-летию Шмелева Татьяна Марченко в интервью "Российской газете" заявляла: "Примирение происходит в нашем сознании, сто лет спустя. Примирение — это современная Россия, которая принимает свое духовное и культурное наследие, свою историю. Принимает ту эмиграцию, которая не была против России, но была за другой путь ее развития. Тогда она проиграла, а сейчас мы видим, что мы не можем без этого наследия двигаться дальше".

"Идите в ж*** с таким "примирением". Замените Россию на Украину и Шмелева на кого-то из украинских пособников нацизма. И получится один в один", — пишет Colonelcassad.



Александр Назаров