Аналитика


Многострадальный и очень Дальний Восток: не получилось молочных рек и кисельных берегов
Общество | Дальневосточный ФО | Приморский край | Республика Саха (Якутия)

И снова о нашем многострадальном Дальнем Востоке (как сочетается, не правда ли?).

Ну, все встрепенулись. Глава государства находится в Китае, выступает на форуме "Один пояс — один путь". Рассказывает о крупных инфраструктурных проектах, которые планируется реализовать на Дальнем Востоке. В том числе про мост через реку Лена.

Правда, непонятно, как это согласуется с тем, что в бюджете Российской Федерации на 2024 год сокращены расходы на создание и развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке на 11,7 млрд рублей. Но это ничего, это же не самое главное, правда?

А главное — это то, что делается на Дальнем Востоке. Например, по последней информации, заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев распределял среди регионов деньги на благоустройство дворов. В Якутии будет благоустроено аж 14 штук.

Хорошее дело. И Трутнев как хороший директор управляющий компании в сфере ЖКХ хорошо сделал свое дело. Распределил бюджетные деньги. Ну, вот, собственно, и все, что нужно знать о госполитике развития Дальнего Востока на сегодняшний день. Это было бы, как говорится, очень смешно, если бы не было так грустно.

Якутия, КМНС(2021)|Фото: prav.sakha.gov.ru

И заметьте, даже не стесняются — подают все с такой помпой, мол, как же хорошо, как здоровооо-то. Это лишний раз говорит о том, что команда, отвечающая за развитие всего Дальнего Востока на весь XXI век, абсолютно далека не то, что от понимания стоящей перед ней задачей. А вообще — от понимания сути государственного управления. Уровень завхоза — и на этом все.

А кадры, как известно, решают все. Вот они уже и нарешали настолько, что, как сказал в своем недавнем выступлении на эту тему Госсоветник Якутии Вячеслав Штыров, докатились до того, что даже неприметное сокращение оттока населения с Дальнего Востока считается победой. О притоке людей и вовсе никто не говорит, сократился отток — и то хорошо!

Какие там цели, какие приоритеты, вы о чем? Все свелось, по словам Штырова, к политике малых добрых дел. Например, к благоустройству территорий.

Конечно, благоустройство — это важное и нужное дело. Кто ж спорит. Но если уж вы решаете государственную (я подчеркну — государственную!) задачу, то и подходить к ней надо соответствующим образом. А у нас этого нет, начиная с программы по развитию Дальнего Востока. У нас всякие частности, типа машин "скорой помощи", дворов и так далее.

— Разве это достойно федеральной программы? Это же забота местных органов власти. Не хватает у них возможности? Ну, дайте им деньги, они сами все эти вопросы решат. Купил 90 машин "скорой помощи", через три года тебе еще столько же надо. Разве это программные вопросы? Отремонтировал 50 ФАПов, через год тебе еще 70 надо отремонтировать. Это повседневная жизнь. Это не имеет никакого отношения к программе. Поэтому существующая программа по развитию Дальнего Востока — это политика малых добрых дел. Вот это людей и не устраивает.

Для того, чтобы люди не только оставались на Дальнем Востоке, но и поехали туда, надо сделать большие проекты общероссийского значения, которые дали бы будущее для молодежи и для детей молодежи, и для детей детей молодежи. Чтобы люди рассчитывали на много лет вперед. Примерно так же, как в нашей стране проводилась индустриализация в свое время, — говорит Штыров.

Вячеслав Штыров, сенатор Совета Федерации (2016)|Фото: council.gov.ru

— Вот смотрите, с 1929 по 1941 год, за две пятилетки, создано 9 тысяч новых промышленных предприятий. 9 тысяч! Среди них такие гиганты как "Магнитка", Новокузнецкий металлургический комбинат, ДнепроГЭС, Московский автомобильный завод, тракторные заводы и так далее. 200 новых городов было построено за 10 лет. Вот так же примерно надо действовать на Дальнем Востоке. Нужно создать целую серию территориально-производственных комплексов. Возьмем Южную Якутию. На пустом месте мы город Нерюнрги создали, но это незаконченный комплекс. Надо к углю добавлять железную руду и делать металлургию, чтобы выпускать там сталь. Надо те природные ресурсы, которые там есть, использовать для выпуска стекла и так далее, то есть готовой продукции. Таких комплексов надо несколько создавать, — отмечает Штыров.

По его мнению, надо всю эту программу пересмотреть и сделать действительно новую индустриализацию Дальнего Востока, тогда люди пойдут туда, они увидят свое будущее. И все возможности у нас, по мнению Штырова, для этого есть. И люди, которые могут переехать на Дальний Восток, и средства. А так это все "мертвому припарка".

И еще. Программа развития Дальнего Востока нацелена на включение макрорегиона в Азиатско-Тихоокеанский регион.

— Я думаю, что такой подход неверен. Изначально неверен… Нам надо рассматривать Дальний Восток как форпост России на Востоке. И рассматривать его развитие с точки зрения интересов России. Мы должны ориентироваться на российский рынок и создавать здесь настоящие отрасли специализации, которые работали бы на Россию, а по возможности и на экспорт. А для реализации этой задачи в первую очередь необходимо строительство железных, автомобильных дорог, которые связывали бы Дальний Восток со всей страной, — считает Штыров.

В общем, как говорится, прошло уже 10 лет с момента, как президент объявил Дальний Восток приоритетом на весь XXI век. А люди как покидали эту территорию, так и покидают. И вряд ли этот процесс остановится, пока все будет оставаться как есть.



Маргарита Нифонтова