Аналитика


Нам нужна индустриализация, но пока растет курьеров нация
Общество | Свердловская область | В России

Свердловские власти задумались, как промышленности получить такие дефицитные нынче кадры, и обратили свой взор к школьной скамье — предлагается, что тем, кто не смог сдать ОГЭ, покажут новый путь в востребованную рабочую профессию. Идея неплохая, но есть нюансы — насколько готова "база" к подготовке высококвалифицированных рабочих из 9-классников или таким ребятам пойдет и самый низший разряд, который не так уж оплачивается и не пользуется популярностью? Да и пойдут ли сами ребята на завод, как только "труба позовет", или гораздо легче не от звонка до звонка за низкую зарплату, а по свободному графику с желтым квадратным портфельчиком разносить заказы? Подробности — в материале Накануне.RU.

"Суть реформы в прохождении обязательной профориентации старшеклассников в техникуме. После выпуска школьники могут продолжить обучение в ПТУ, но и те, кто выберут высшее образование, уже будут иметь навыки для работы. Это даст возможность сразу после школы, учась на заочном обучении пойти работать и получать достойную заработную плату", — заявил губернатор Евгений Куйвашев на прямой линии 5 декабря.

Увеличение объема производства и кадровый голод в экономике порождают новые интересные решения до боли похожие на старые: ребят после 9 класса хотят подготовить к работе на заводах и фабриках, как это было в советское время. Но тогда были и бесплатные ПТУ, работала целая система по бесперебойному снабжению индустриальной державы техническими кадрами. И на это работали не только образование и воспитание, сама идеология возвеличивала человека труда, а экономика подкрепляла уверенность в завтрашнем дне, социальные гарантии — история про то же самое.

Рабочие завода "Елецгидроагрегат"(2023)|Фото: Накануне.RU

Недавно директор по персоналу Уральского алюминиевого завода ("Русал") Анна Соломеина (по совместительству депутат областного Заксобрания) пожаловалась на инфантилизм подрастающего поколения: "Молодежь сегодня инфантильная и предпочитает идти туда, где будет полегче. Они хотят, чтобы было полегче и, в то же время, было побольше по оплате".

Странно, что кто-то видит несправедливость в закономерности, ведь для появления такого поколения требовалась сознательность, примерно такая же четкая, как та, которой руководствовались законодатели, закрывая предприятия и образовательные учреждения, уничтожая специальности "техников" — ведь мы шагнули в постиндустриальную эпоху. Как оказалось, шагнули, да, но в пропасть. И теперь жаловаться, что молодежь не та, все равно, что признавать свои ошибки, сделанные за 30 лет. Государство — плохой собственник, а вот хороший собственник — частник — почему-то не спешит возделывать себе кадры с тем же упорством, с каким это делало государство. Так, кандидат технических наук, бывший гендиректор НПО автоматики Леонид Шалимов напоминает, что прежде всего нужно смотреть на себя:

"Все директора заводов говорят, что приходят специалисты никакие, у меня возникает вопрос — а кто-нибудь с вузами взаимодействовал? Появились контакты какие-то с ними? Предприятия должны понимать, что если сам к ученикам не пришел, то, извините, как говорил Остап Бендер, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому жаловаться можно только на себя".

Завод "Прогресс", Сургут(2023)|Фото: Рамиль Нуриев

Поэтому нет ничего удивительного, что именно депутаты, собираясь на межкомитетные собрания, обсуждают молодежь и промышленность. В Законодательном собрании Свердловской области предложили бороться с кадровым дефицитом за счет школьников, проваливших экзамены за 9 класс. Им будет предложено получить "востребованную в промышленности профессию". Прозвучал ряд предложений по внесению изменений в федеральное законодательство с целью повышения интереса молодых людей к специальностям, востребованным на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. До этого уже были подобные мысли — только в отношении найма женщин и заключенных на УВЗ.

"Основные посыл — подготовка профессиональных кадров в соответствии с потребностями наших промышленных предприятий, организаций. И жизнь диктует решение этой задачи, потому что есть огромный дефицит специалистов. Соответствующие распоряжения уже вышли, чтобы нам сблизить системы, которые занимаются подготовкой профессионального образования. И блок или промышленный сектор тех, кто в этих кадрах нуждается, работодатели будущие", — рассказал корреспонденту Накануне.RU депутат Вячеслав Погудин.

Он вспоминает, что раньше в крупных промышленных городах, таких как Нижний Тагил, предприятия имели свои профильные училища, они готовили кадры с помощью собственной материальной базы, предоставляли место для стажировки и затем обеспечивали рабочими местами. Это была взаимная работа с государством. Есть предприятия, которые и сегодня продолжают эту традицию, и цель законодателей — сделать механизм настолько отлаженным, чтобы он был популярным. Хотя как это сделать, ведь экс-ПТУ, ныне колледжи, — это теперь больше про систему образования, а часто и про экономику — они же платные. Но все же примеры положительной синергии остались.

колледж, швеи(2023)|Фото: avo.ru

Сделать выбор по любви — это прекрасно, вернуть статус "человека труда" посредством культуры и пропаганды тоже дело наживное, но есть и более насущные вопросы. Где взять кадры для образования — преподавателей, специалистов теперь тоже уже или нет, или очень мало. Как говорит в беседе с Накануне.RU вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин, система технической подготовки кадров хронически недофинансирована. А применительно к среднему техническому образованию — это финансирование переложено на плечи субъектов федерации, и основные профессии, которые оттуда выпускаются — это юристы и менеджеры.

По статистике, как говорит эксперт, количество выпускников технических профессий за 23 года "вставания с колен", то есть начиная с 2000-го года, сократилось вдвое: в 2000 году выпускали 240 тыс. в год, сейчас выпускают 120 тыс. человек в год. Да, надо больше выпускников — но одним политическим решением это не осуществить. Во-первых, требуется поднимать зарплату соответствующим преподавателям, чтобы это было интересно им в первую очередь. А с учителями сейчас проблема и в школе — огромное количество вакансий, в профессиональном образовании — запроса не меньше.

"Значит, нужны преподаватели, соответствующая система финансирования и форма, которая позволила бы создавать привлекательные для молодежи рабочие места. Потому что есть выбор между заработной платой в 25 тыс. за станком, заработком за 25 тыс. за прилавком и 35 тыс. курьером, разумеется, любой человек выберет то, где проще. Требуются реальные, серьезные вложения, а не просто ритуальные завывания", — говорит Шеин.

Что же касается трудоустройства, то молодые кадры после выпуска имеют самый низкий разряд, а бизнес заинтересован сразу получать специалиста с 5-6 разрядом. Так что дать образование — это полдела, нужно оплатить стажировку, повышение квалификации, иначе "это создание поколения люмпенов, где горизонт планирования завален".

"Для этого нужно вкладывать деньги — десятки и сотни миллиардов рублей нужно вкладывать ежегодно, и для этого тоже нужно вкладывать деньги в том числе в заработную плату молодых специалистов на время их перехода из учебного заведения уже на работу. Потому что вот открываем объявления, кому платят большие заработные платы? Пятому разряду. Мы видим объявления про третий разряд? Нет. Их в природе не встречается. Либо, если встречается, то это убогие заработные платы, — говорит Олег Шеин. — Как эту проблему решают в Европе? Скажем, в Венгрии, еще не самой богатой европейской стране, бюджет доплачивает деньги предприятиям на заработную плату стажерам".

По мнению эксперта, пока все то, что предлагают и обсуждают депутаты — абстрактные задумки, грубо говоря — маниловщина. И хуже всего, что очень напоминает разговоры те, что были два-три года назад про "героев-врачей", но как закончился ковид — про здравоохранение забыли. Да, как госпропаганда — работает, как агитация — подходит, но медицина не стала лучше, а производство так и не получает свежую кровь.



Елена Рычкова