Аналитика


"Раз — и готово!" В Екатеринбурге все чаще покупают онлайн-магазины, клиники и туристические объекты
Экономика | Свердловская область | В России

Собственный бизнес — реализованная мечта для многих — становится доступней с платформой "Авито". По результатам опроса деловой аудитории сайта РБК, 87% приходят на "Авито" в поисках предложений о покупке бизнеса. 74% — хотят купить франшизу. Как меняется интерес к предпринимательству в Екатеринбурге и Свердловской области, в какие отрасли и сферы деятельности сегодня предпочитает вкладываться бизнес и на какие компании в перспективе стоит обратить внимание инвестору — об этом в интервью Накануне.RU рассказал руководитель категорий "Готовый бизнес и франчайзинг" и "Оборудование для бизнеса" на "Авито" Илья Дудковский.

Руководитель категорий “Готовый бизнес и франчайзинг” и “Оборудование для бизнеса” на “Авито” Илья Дудковский(2024)|Фото: пресс-служба "Авито"

— Какой бизнес сегодня пользуется спросом в Свердловской области? С чем связан интерес предпринимателей к этим сферам?

— Если мы говорим в целом, то интерес к бизнесу растет и по всей стране, и на региональном уровне. В Екатеринбурге, в Свердловской области рост спроса составил около 16% по итогам года. При этом Свердловская область входит в ТОП-10 по спросу на покупку объектов, связанных с бизнесом. Опережают ее в основном более крупные города-миллионники и отдельные регионы, где сегодня интерес к собственному делу начинает набирать оборот. В целом, можно сказать, что присутствие в десятке крупнейших регионов по темпам роста — это показатель достаточно высокой активности предпринимателей в области.

Если говорить о том, какие виды деятельности становятся наиболее привлекательными для предпринимателей, то в тройку лидеров по темпам роста спроса в Екатеринбурге и Свердловской области входят онлайн-магазины: как готовые, так и создание "под ключ" на конкретном маркетплейсе. Вторая строчка — у стоматологических и медицинских клиник, и замыкают тройку компании из сферы развлечений. Спрос на развлекательные объекты и бизнесы растет вслед за развитием туризма в целом.

— Почему именно эти направления сейчас так популярны? Например, туризм?

— Мы наблюдали за динамикой спроса в туристической сфере и в прошлом году. Сейчас эта отрасль активно развивается внутри страны за счет того, что некоторые зарубежные направления стали сложнее по доступности и дороже. С другой стороны, государство активно стимулирует развитие внутреннего туризма через различные программы господдержки, все это способствует локализации туризма и росту турпотока внутри страны. Появились объекты, которые ориентированы на развитие локального туризма, например, на жителей соседних регионов. Следствием этого становится спрос на оказание услуг развлекательного характера как для туристов, так и для местных жителей.

Екатеринбург-Арена во время ЧМ-2018(2021)|Фото: Накануне.RU

— Можно ли говорить, что за последний год интерес к покупке бизнеса в целом как-то изменился? В каких новых трендах и явлениях это проявляется?

— Рост интереса к развитию собственного бизнеса мы наблюдаем последние два года. Если смотреть данные в открытых источниках, то в 2022 году произошел большой всплеск регистраций новых ООО, ИП, который, как следствие, повлек за собой повышенную активность в бизнесе, а это именно выбор новых объектов, выбор и покупка франшиз. А в 2023 году мы наблюдали еще и увеличение популярности предложений инвестиционного характера через партнерство или привлечение инвестиций в действующий бизнес или новый проект.

В 2023 году покупка готового бизнеса осталась самой популярной целью обращения предпринимателей на платформу. Если в 2022 году поиск предложений о продаже компаний составлял 67% всех поисковых запросов в категории "Готовый бизнес и франчайзинг", то по итогам прошлого года их доля увеличилась до 79%, на франшизы — с 2,8% в 2022 году до 5,8% по итогам прошлого года. Одновременно запрос на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 4,6% в 2022 году до 5,4% по итогам января – декабря прошлого года.

И этот новый тренд сохраняется до сих пор. Это показывает, как растет спрос населения на инвестиционные активы. Отчасти это объясняется тем, что с одной стороны предприниматели ищут новые источники финансирования для дальнейшего развития бизнеса, а население, в свою очередь, — ищет новые способы инвестирования. Это можно назвать следствием сразу нескольких факторов: изменились рыночные условия, выросла "стоимость денег", изменился рынок труда. Предприниматели реагируют на эти изменения и делают шаги навстречу спросу, давая возможность войти в бизнес начинающим бизнесменам или инвесторам с меньшим порогом входа.

— Кто и почему сегодня покупает бизнес? Это желание заняться именно предпринимательством или стремление инвестировать деньги?

— В прошлом году мы проводили исследование, почему люди выбирают на нашей платформе бизнесы или франшизы. Результаты оказались вполне логичными и вдохновляющими: участие в бизнесе в качестве инвестора оказалось на третьем месте, в то время как основными причинами покупки опрошенные нами предприниматели называли готовность начать собственное дело, о котором давно мечтали, и желание диверсифицировать или увеличить свой доход.

— Хорошо, что люди продолжают верить в мечту.

— Да, хорошо, что не только верят, но и что-то делают для этого. Надо понимать, что, как бы это банально ни звучало, но кризис — время возможностей, и последние 4-5 лет мы переживаем постоянные изменения в экономике и социальной сфере. Многих это окончательно избавило от сомнений в старте собственного дела. В частности, я знаю нескольких людей, которые думали и хотели что-нибудь открыть, но никак не решались. Но экономические изменения, изменения рынка труда, уход международных компаний заставили многих по-другому посмотреть на ситуацию и сделать что-то свое, вложить деньги и управлять собственным бизнесом. А второй момент — традиционные инструменты инвестирования тоже стали непредсказуемыми и неожиданно вложения или открытие своего дела становится более прогнозируемым и относительно менее рискованным мероприятием, чем какие-то другие направления инвестирования.

— Совпадают ли эти тренды с общероссийскими тенденциями? Если нет, то почему?

— В целом их можно отнести к общероссийским трендам, с поправкой на отдельные сферы бизнеса. Если мы говорим про общероссийские тренды, то самыми популярными и востребованными остаются бизнесы, связанные с работой пунктов выдачи заказов, потому что онлайн-торговля растет двузначными темпами, активно развиваются маркетплейсы и онлайн-площадки. Кроме того, для предпринимателей бизнес, связанный с работой ПВЗ, это достаточно понятная бизнес-модель.

По итогам прошлого года онлайн-магазины или маркетплейсы окончательно заняли третье место в списке самых популярных бизнесов для покупки в России, а в Свердловской области они вышли на первое место. То есть Свердловская область сейчас активно идет в историю развития электронной коммерции силами малого предпринимательства, и следующим этапом, как следствие, может стать рост количества пунктов выдачи заказов.

Но, что интересно, в ТОП-3 по всей стране входит спрос на кафе и рестораны, то есть предприятия общественного питания, а в Свердловской области, видимо, кафе и ресторанов уже достаточно. Поэтому спрос в этой категории растет более умеренными темпами, чем в целом по стране, а, например, сфера развлечений начинает активно развиваться.

кафе летнее(2024)|Фото: shhyolkovo.ru

— Как меняется сумма сделки?

— Надо сказать, что за последнее время резких скачков не было. Мы наблюдали волатильность плюс-минус 10% в зависимости от индустрии, но говорить об изменении стоимости как о тренде будет некорректным. У каждого бизнеса есть свои понятные показатели выручки, есть понятные метрики, по которым можно объективно оценить его стоимость.

— А если говорить с точки зрения ценового диапазона?

— Если оперировать цифрами, по которым бизнес продается на нашей платформе, то здесь можно найти предложения от луковой микро-фермы за 100 тыс. рублей до туристического комплекса стоимостью более 3 млрд. Поэтому ценовой разброс огромный. В том числе по этой причине мы предпочитаем не говорить о "средних значениях" по платформе: на стоимость могут влиять регион, в котором расположена компания, размер и оборот компании, количество и состояние активов в собственности и сама индустрия как минимум. Поэтому бизнесы разные, но если говорить про массовость, то большинство выставляемых на платформе бизнесов находятся в диапазоне от 1 до 10 млн рублей.

— Вы рассказали, почему бизнес люди покупают, а почему продают?

— Мы также изучали и причины продажи и даже готовили специальный материал, почему предприниматели отказываются от собственного дела. Бытует мнение, что хороший бизнес не продается, а продаются только те компании, у которых есть сложности. Это не так. Есть предприниматели и компании, которые хорошо себя чувствуют, бизнес прибыльный по всем оценкам, но они устали от него. Предпринимательская усталость — это первая причина.

Вторая причина — какие-то глобальные изменения в жизни, например, решение переехать в другой регион. Третья причина связана с желанием сменить сферу. Мы видим, что в последние годы формируется целый класс профессиональных предпринимателей, которым интересно запустить бизнес, поставить его на рельсы и затем продать его на "пике спроса", передать тем, кому интересно увеличивать операционную эффективность. Такие подходы тоже есть.

Есть и другие причины, когда покупают бизнес, чтобы получить определенный тип лицензии, у меня есть такой знакомый, который заинтересовался медицинской компанией, но потом он понял, что не умеет управлять клиникой должным образом, плюс она оказалась с некоторыми "сюрпризами", он год ее развивал, вывел на безубыточность и продал, опять же, на "Авито" и уже дороже.

— В конце прошлого года "РБК Исследования рынков" выпустило исследование, где назвало онлайн-платформы основным каналом поиска предложений о продаже готового бизнеса и франшиз. Даже сложно представить, где раньше искали и покупали бизнес. Почему предложения о продаже готового бизнеса и франшиз все чаще ищут в интернете? В какой момент и по каким причинам сайты объявлений стали ключевым каналом выбора компаний и франшиз для покупки?

— Если говорить о причинах, то за время развития онлайн-торговли сформировалось целое поколение предпринимателей, которые привыкли использовать интернет-каналы для решения своих ежедневных задач и активно переносят эту привычку на бизнес-процессы.

Другим фактором изменения в поведении пользователей можно назвать мультикатегорийность, а именно: возможность закрыть сразу все задачи в рамках одной платформы. На многофункциональных площадках траффик выше, чем на специализированных. Больше шансов, что объявление достигнет цели. Пользователь зашел выбирать что-то бытовое, увидел предложение о франшизе и задумался. Больше объявлений — больше новых интересующихся и так далее.

— Есть ли у вас возможность оценить долгожительство бизнеса, который проходит через куплю-продажу? Есть ли примеры, когда они развиваются в проекты большего масштаба, или чаще банкротятся, или снова выставляются на продажу?

— Тут работает множество факторов — это как в консалтинге, когда кто-то приходит и говорит, что сделает жизнь лучше. Задача сделать жизнь лучше — это забота обеих сторон — и консультанта, и человека, кто получает эти услуги. То же самое с бизнесом — нельзя сказать, что бизнес продается и после этого чувствует себя хуже или лучше. Когда мяч уже на стороне нового владельца, важно понимать — а какие у него навыки? А на то ли он сделал ставку? А учел ли он какие-то макроэкономические или локальные тренды, которые могут ему помочь или помешать? Это уже отдельная оценочная история. Поэтому такая аналитика, наверное, не имела бы смысла.

Логотип 300-летия Екатеринбурга на сувенирной продукции(2023)|Фото: Накануне.RU

— Ваш прогноз на 2024 год? Как изменится спрос и предложение о продаже готового бизнеса в регионе? Почему?

— Пока есть все предпосылки к тому, что тренд на увеличение деловой активности сохранится. К объективным причинам можно отнести государственные программы поддержки малого предпринимательства. Они активно развиваются, в том числе с программами по выводу продукции за рубеж. Например, совместная программа с Арабскими Эмиратами сейчас начинается. Сегодня государство делает многое для поддержки бизнеса.

Люди также очень этим интересуются — все больше появляется в интернете, в соцсетях информации о том, как вести предпринимательство в тех или иных сферах. Больше появляется компаний, которые помогают открыть бизнес, например, есть целая сфера по помощи открытия магазина на маркетплейсе, в том числе с подбором товарного ассортимента или поиском логистических партнеров для доставки.

Что касается будущего, то рост ключевой ставки сдерживает развитие бизнеса, инвестиции затруднены, кредиты становятся более дорогими, усложняется процедура их получения. Но аналитики прогнозируют снижение ставки в течение 2024 года, что позволит еще больше увеличить деловую активность. Это касается и в целом купли-продажи бизнесов, так и обеспечения бизнесов более современным оборудованием.



Елена Рычкова