Аналитика


Мусорный коллапс в Челябинске заливают очередными многомиллионными субсидиями
Общество | Челябинская область

Правительство Челябинской области выделило беспрецедентную субсидию региональным операторам по обращению с ТКО. Подавляющий объем средств получит ООО "Центр коммунального сервиса" ("ЦКС"), работающий сразу в трех кластерах Южного Урала. Деньги должны быть направлены на компенсацию выпадающих доходов от обслуживания населения. Впрочем, как справедливо замечают эксперты, выделение сотен миллионов рублей выглядит, как минимум, странно на фоне многочисленных претензий потребителей. С декабря 2023 года "ЦКС" под разными предлогами систематически проваливал график вывоза отходов, пока города региона, включая сам Челябинск, утопали в мусоре. Подробности — в материале Накануне.RU.

Власти Южного Урала поделили бюджетные деньги между региональными операторами по обращению с ТКО. Самую большую сумму — 700 млн руб. — в 2024 году получит "ЦКС". Из них 300 млн руб. — за работу в Челябинском кластере, еще 250 млн руб. — в Магнитогорском кластере и 150 млн руб. — в Карабшском кластере. Также небольшие выплаты получит регоператор Горного кластера "Спецсервис" — 32,6 млн руб., и компания "Златспецтранс", обслуживающая Кыштымский кластер — 62,3 млн руб. Таким образом, совокупный объем выплат составит почти 800 млн руб.

Деньги предоставляются компаниям на компенсацию выпадающих доходов, возникших при обслуживании населения. Дело в том, что для жителей региона устанавливаются льготные тарифы, которые не покрывают всех затрат регоператора, а недостающую часть платит государство. Вообще, "ЦКС" уже ежегодно съедает сотни миллионов рублей в бюджете Челябинской области. В 2023 году эта сумма достигла рекордных значений приблизительно в 1 млрд руб.

Мусорный коллапс в Челябинске(2024)|Фото: пресс-служба администрации Челябинска

"ЦКС" контролируется компанией "Ойкумена", принадлежащей бизнесмену Льву Гниденко. Эта же компания отвечает за уборку улиц в четырех районах города. Примечательно, что перед выделением субсидии горадминистрация оштрафовала "Ойкумену" за ненадлежащее исполнение обязанностей на 148 млн руб. Таким образом, чиновники фактически перекладывают деньги из одного кармана в другой.

По мнению политолога Александра Подопригоры, бедность и социальная ответственность дорожно-мусорных монополистов сильно преувеличены: при обсуждении бюджета области на 2024 год выяснилось, что "ЦКС" (фирма с уставным капиталом в 10 тыс. руб.) имеет объем выручки за 2022 год около 5 млрд руб. и чистую прибыль в размере 203,5 млн руб.

"Именно эти "бедняки" получают ежегодную "компенсацию выпадающих доходов" в размере около 800 млн руб. за то, что замечательно работают и не повышают цены. Но, по сути, это и есть главная причина постоянного роста стоимости вывоза мусора для населения при постоянно ухудшающемся качестве обслуживания (за последний месяц все еще раз в этом убедились). В регионе искусственно создана и всячески укрепляется усилиями властей монополия одной фирмы-оператора. Эта фирма и дальше планирует свозить весь мусор к областному центру (именно этим объясняют в компании высокие издержки, которые "требуется" потом компенсировать из бюджета) и получать за это миллиардные дотации из карманов населения сверх тарифа", — считает Александр Подопригора.

Непрекращающийся мусорный коллапс в Челябинске вынудил общественность и политические силы региона потребовать от областных властей жестких мер по отношению к региональному оператору по обращению с ТКО — ООО "Центр коммунального сервиса". Накануне в министерство экологии поступило письмо с требованием лишить компанию ее статуса.

Мусоровозы(2020)|Фото: Накануне.RU

Жители указывают, что претензии к работе "ЦКС" возникали всегда, однако с начала декабря ситуация стала систематической, а горожанам пришлось провести новогодние праздники среди гор мусора. В начале прошлого месяца в "ЦКС" объясняли проблемы аномальными холодами, которые повлияли на график выхода мусоровозов на маршруты. В дальнейшем регоператор сослался на сложную эпидемиологическую обстановку и нехватку водителей, а с приходом снегопадов — на нерасчищенные дороги и осложненные подъезды к контейнерным площадкам. К слову, о том, кто ответственен за расчистку улиц, мы упоминали выше.

Участники рынка отходов отмечают, что колоссальные расходы "ЦКС", которые ложатся на плечи потребителей, действительно связаны с длинными транспортными плечами. ТКО из соседних территорий, например, Миасса, везут на полигон Полетаево под Челябинском за сто с лишним километров. При этом транспортные услуги дорожают день ото дня из-за повышения цен на горючее, запчасти и дефицит водителей нужной категории, многие из которых сейчас находятся в зоне СВО. Одним из решений проблемы могло бы стать создание новых центров обработки и захоронения отходов. Один из таких комплексов планируют построить в Чишме, но разговоры об этом идут уже давно, а работы на объекте так и не начаты.

К прочему, в случае с Челябинским регионом, строительство новых мощностей может обернуться еще большими проблемами для потребителей. Примером тому служит комплекс ТКО в Магнитогорске, который по концессии построило АО "Ситиматик". Завод и полигон обошлись примерно в 1,3 млрд руб., которые теперь через тариф выплачивают потребители. Сразу после запуска объекта стоимость услуг на вывоз отходов в городе увеличилась почти в два раза. К слову, часть субсидии "ЦКС" уйдет и на эти цели.



Никита Светлов