Аналитика


Уникальные самолеты А-50: трудно собрать и легко потерять?
Армия и ВПК | В России

Судя по всему, вооруженные силы РФ могли потерять еще один самолет А-50, которые крайне необходимы в боевых действиях, и это произошло всего спустя почти месяц после якобы случившейся первой подобной трагедии. Возможное новое крушение случилось в Краснодарском крае над Азовским морем, однако пока непонятно, по какой причине. Министерство обороны РФ никак официально не комментировало сообщения известных российских военкоров — о вероятной потере бортов, например, писал Борис Рожин, также известный как Colonel Cassad.

Изначально самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) был создан в СССР в 1960-е годы для обеспечения разведки во время холодной войны в содействии с ПВО, однако уже в 1970-х задумались о его модернизации, потому что уже тогда судно начало с технологической точки зрения отставать. Так к концу 1980-х, началу 1990-х появился А-50 на базе самолета Ил-76.

Позже появилась и модификация А-50У, где основным изменением стала замена экранов на жидкокристаллические дисплеи, а также усовершенствование электронной начинки, в том числе, судя по данным из открытых источников, на элементы базы... Intel. Как напоминают эксперты, было произведено около 40 штук, однако за длительностью времени многие из них уже выработали ресурс и на вооружении осталось лишь 10.

Теперь, судя по всему, осталось 8, официальных же сведений на этот счет нет. Так или иначе, становится понятно, почему это дефицитный самолет: во-первых, его производство дорого, стоимость А-50 оценивают в 31,5 млрд руб.; во-вторых, неизвестно, что с электронной начинкой — вроде бы, отечественные процессоры, пусть и не самые современные и технологичные, уже научились создавать в России, и их должно хватать для военных целей, но с остальным наполнением ситуация неизвестна.

А-50(2024)|Фото: пресс-служба концерна "Росэлектроника"

Опять же, есть еще более новая версия "летающего радара" А-100 с еще более продвинутой электроникой, что позволит отслеживать и больше целей, и управлять беспилотниками, и в целом лучше оценивать и просчитывать обстановку, и этот самолет, по сообщениям СМИ, должен встать на службу в ВКС в 2024 году. Но СМИ об этом писали со ссылкой на собственные источники еще в начале февраля 2022 года, а с тех пор многое сильно поменялось, поэтому закрадываются сомнения, что ВКС действительно получат самолет ДРЛО в этом году. Тем более "ссылка на собственные источники" подразумевает отсутствие ответственных.

В общем, становится понятно, что с самолетами ДРЛО не все так хорошо, как хотелось бы, и как могло бы быть, займись мы раньше импортозамещением и возрождением авиации.

"Конечно, это ощутимая проблема. Учитывая, что их всего восемь штук на всю страну (осталось), то, безусловно, вероятная потеря второго — это очень большая такая проблема для нас", — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин в беседе с Накануне.RU.

Так что же произошло над Азовским морем? На самом деле, не столь важно, что именно произошло, сколько — почему? Обе трагедии, видимо, произошли примерно в одном районе, и складывается впечатление, что после первого сбитого А-50, если это действительно случилось, не было сделано никаких выводов. Если это был "френдли фаер", то, как справедливо задаются вопросом известные российские военкоры и волонтеры, кому позволено совершать такие ошибки на 31 млрд? Какие выводы были сделаны — не налажена связь? Ошибка ПВО? Или, может быть, А-50 не стоит там летать вообще? Некоторые эксперты склоняются к тому, что это был ошибочный огонь по своим, этой же версии придерживается и Владислав Шурыгин:

"Пока нет информации (о крушении А-50). Известно, что мы его потеряли. С большой долей вероятности это то, что называется "френдли фаер" — дружественный огонь, ошибка ПВО. А все остальное пока находится вне зоны информации".

Однако военный эксперт, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис сомневается в такой версии. По его словам, после первого такого "дружественного" поражения, если оно и имело место, должны были быть сделаны выводы, и если это повторяется снова, вероятно, это может быть все-таки вражеский огонь. По крайней мере, верить в повторение своих же ошибок не хочется:

"Я думаю все-таки, что Украина является своеобразным полигоном для испытания западного оружия, и я не исключаю того, что США и их союзники испытывают сейчас на Украине в том числе зенитные ракетные комплексы большого радиуса действия. И вот то, что происходит над Азовским морем, когда уже дважды сбиваются наши дорогостоящие и крайне дефицитные самолеты ДРЛО, а также подбивается самолет технической разведки Ил-22 (был поврежден в январе вместе с пораженным А-50 — прим. ред.), это, как мне кажется, испытание каких-то новых образцов западного оружия".

По крайней мере, судя по косвенному признаку — отсутствию массированных ракетных атак по военным объектам ВСУ — можно сказать, что такая версия имеет право на жизнь. С другой стороны, речь может идти также о восстановленных системах С-200, как предполагали некоторые эксперты, так или иначе, если это успешная атака, то нужно делать выводы и принимать меры, так как это может повториться снова, уверен Виктор Алкснис.

самолет ил-76(2007)|Фото: Накануне.ru

А что делать дальше с дефицитными судами ДРЛО? К сожалению, тут вопрос не только технологий непосредственно радара, но и с самими самолетами у нас тоже проблемы, как напоминает эксперт, у нас нет самолетов Ил-76 достаточного количества. Ульяновский завод, к сожалению, выпускает крайне мало носителей этого оборудования. И кроме того, этот самолет нужен всем — и десантникам, и транспортникам.

"Нужны десятки самолетов в год, а их выпускают крайне мало. То есть нет необходимого количества носителей для производства летающих радаров. Ну и плюс, мы не в состоянии производить современную электронику для того, чтобы этот летающий радар функционировал. Все это следствие нашей технологической отсталости в результате проведенной крупнейшей в мировой истории деиндустриализации", — резюмирует Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU.



Евгений Иванов