Аналитика


Эдуард Бояков: Из культуры исчез человек
Экспертное мнение | В России | Москва | Московская область

Экономика государства зависит не только от ВВП, доходов и расходов, экспорта ресурсов, добавленной стоимости и прочего, чем обычно наполнены сводки новостей, экономика напрямую зависит и от культуры. Казалось бы, где экономика, а где театры, кино, музыка? Но это очень узкое понимание культуры — как той части, за что отвечает Минкульт. Культура в широком смысле — это и формирование образа человека, который в этой самой экономике трудится и трудится на ее благо и всей страны в целом. К такому выводу пришли организаторы Московского экономического форума, который пройдет 2-3 апреля с ключевой темой "Политический ландшафт изменился. Экономика. Культура. Новые ориентиры". Подробнее об этом Накануне.RU рассказал художественный руководитель "Нового Театра", модератор дискуссии МЭФ-2024 "Культура и пропаганда: новая реальность — новые люди" Эдуард Бояков:

— Проблема у нас не только в отсутствии в культуре образа человека труда — в ней вообще нет человека.

Отсутствие человека труда, образа ученого связано с тем, что наше желание иметь здоровую семью, здоровых детей, здоровое государство, думать о наших потомках никак не коррелируется с героями массовой культуры, с образами, которые она нам предлагает — вечного пьяного, вечно несчастного человека, постоянно ноющего, выставляющего напоказ свои слабости и стремящегося к такой трансгуманистической картине, когда уже непонятно, то ли это человек, то ли какой-то червячок. Это переходное состояние обычно для современного героя популярной культуры. Поэтому о каком человеке труда может идти речь?

Массовая культура, если говорить о западной массовой культуре — а другой у нас нет — это культура голливудских стандартов, культура музыкальных мейджеров, американской хип-хоп сцены, где бесконечно люди выясняют отношения в каких-то скандалах. Вот ценности, вот сюжеты, вот повестка. С одной стороны, никого из нас не принуждают нажать на кнопку, чтобы посмотреть какой-то тупой рилс. Но с другой стороны, это политика, то есть это набор сознательных действий, который приводит к желаемым для кого-то результатам. Я далек от какой-то дешевой конспирологии, но образ человека западной массовой культуры расходится с образом здорового русского человека. Хотя, конечно, насколько мы здоровы — это большой вопрос.

Девочка с мобильным телефоном в руке(2023)|Фото: Накануне.RU

Мы подвержены всем этим вредным привычкам, о которых только можно говорить, и большинство из них привычно только для человека относительно недавнего прошлого. Представьте человека, который 200 лет назад посмотрел бы на нашего современника и его привычки глотать антидепрессанты. Ведь около 10% людей в западной цивилизации являются зависимыми от антидепрессантов, их больше, чем алкоголиков, этот переход произошел не так давно. И это — человек массовой культуры. Мы сейчас говорим о культуре и экономике, потому что это огромные рынки — не только лекарств, но и моделей поведения, которые приводят к потреблению этих веществ. Как какой-нибудь Джеймс Бонд благородно пьет виски или мартини. Это же стереотип.

Возьмем последние 100 лет — что происходило с образом человека? Он все более и более был депрессивен, суицидален. Количество звезд, например, музыкантов, которые сыграли огромную роль — Джимми Моррисон, Курт Кобейн, Джимми Хендрикс, Эми Уайнхаус и прочие — все эти люди гробили себя совершенно сознательно. Взамен этой модели поведения западная массовая культура не предлагает ничего — предлагает только бесконечное разнообразие таких-сяких образов, с разными флерами, с разными повестками. Явно эта культура устала от такого скучного деления, например, в вопросах брака и гендерных отношений. Вот двуполые или однополые браки — это уже для них неинтересно, это уже не повестка, повестка — это то, какие еще варианты можно придумать. Поэтому в социальных сетях появляется уже не два-три варианта в анкетах о поле или о супругах, а тридцать.

Это такая реальность, и взамен ей что-то должно быть предъявлено. Западная культура не предъявляет. Есть что угодно, но не нормальные люди, которые трудятся, имеют нормальную семью, где они воспитывают нормальных детей. Нет таких героев, таких сюжетов, нет таких боевиков и в целом фильмов, которые собирают тысячные аудитории. Посмотрите фильмы, которые собрали миллиарды долларов в прокате — ну, может быть, "Титаник" — первый и последний фильм, который говорит о такой обычной любви, но заканчивается все равно катастрофой и тем, что мальчик-герой утонул, а девочка состарилась и превратилась в старуху. Других сценариев нет.

Поэтому то, что я говорю, это не кликушество какое-то, не нытье, это просто нормальная оценка существующей ситуации, и на нее надо реагировать. А реагировать невозможно какими-то политическими запретами — мы не можем издать закон, запрещающий смотреть плохое кино, или слушать музыку, сделанную наркотически зависимыми людьми. Если мы не можем этого сделать, значит, мы должны действовать на территории культурной политики, придумывать практики, шаги, связанные с пропагандой здорового образа жизни, это касается не только спорта, но и окружающего пространства, ценностей, которые должны разделять те люди, которые занимаются культурными практиками.

Сегодня этого нет, в России культурная политика отсутствует, в отличие от продовольственной, военной, технологической и прочих политик. Но без внимания к символической сфере мы ничего не достигнем — наши дети, начиная с детского садика, будут слушать американскую музыку, параллельно попадая в зависимость от всех этих сценариев.

Форум — это очень хорошее слово, он связан с гражданином, с диалогом личности и государства, с городом, с полисом. И вот — Московский экономический форум — где еще, как не на форумах, начинать разговор об этом?

Зрители на Московском экономическом форуме(2023)|Фото: пресс-служба Московского экономического форума