Аналитика


Миграционная и демографическая политика — проблема нацбезопасности и экономики
Экономика | В России

Как в ситуации, когда население убывает, решить вопрос с кадровым голодом, не прибегая к самому простому, на взгляд властей, средству — к завозу миллионов мигрантов?

По мнению основателя компании Zenden Андрея Павлова, есть решение — изменение потребительского поведения в обществе, на сегодняшний день все перекосы с кадрами возникают от того, что в экономике создана модель поддержки через налоговую систему секторов торговли и услуг и ущемления производственной сферы.

Об этом и многом другом Андрей Павлов рассказал в интервью Накануне.RU в преддверии Московского экономического форума, где промышленник выступит модератором сессии "Миграционная и демографическая политика как проблема национальной безопасности и экономики".

Московский экономический форум(2023)|Фото: пресс-служба Московского экономического форума

— Андрей Васильевич, хотели поговорить с вами как с модератором грядущей сессии МЭФ — какие вопросы будут обсуждать и что у нас происходит сегодня с миграционной политикой?

— Действительно, миграционная и демографическая политика — это две из наиболее острых тем для нашего общества. Потому что, если говорить о демографической ситуации в стране, то это катастрофа.

Согласно прогнозам, в этом году количество родившихся в стране детей будет где-то 1 млн 150 тыс. Мы уже пробили дно. Это самый низкий показатель — даже в 90-ые годы было 1 млн 200 тыс. И это с учетом того, что нам добавились новые территории за последние десять лет. И я не жду улучшения ситуации в последующие годы, этого ничего не предвещает. А если рассматривать лишь показатели исконно русских регионов, то мы понимаем, что и процент русских падает каждый год.

— Это уже вопрос к миграционной политике?

— У нас ошибочная миграционная политика, массовый завоз мигрантов, массовая раздача паспортов сказались на том, что большая доля в общем количестве рожденных детей — дети мигрантов.

— А что касается нехватки рук на рынке труда из-за демографической ямы? На сегодняшний день трудоспособное население оценивается в 97 млн человек. Росстат заявляет, что с 2024 года, согласно демографической "елке", сокращение трудового населения будет составлять 2% в год. 2% — это уход с рынка труда 2 млн человек в год, за пять лет — 10 млн.

— По моим оценкам, там будет не 2 млн в год, а чуть меньше, конечно. Потому что надо брать количество родившихся в конце 50-х — в начале 60-х годов. Это те, кто сейчас на пенсию выходят, и сравнивайте с годами, кто заходят. Я беру отрезок около пяти лет, там рождалось примерно 2,6 млн в год в среднем, а сейчас на работу выходит поколение как раз конца 90-х — начала 2000-х. Там примерно 1,4 млн рождалось в год. То есть выбывать будет чуть больше миллиона.

Но, в любом случае, это страшная цифра. Мы должны понимать, что каждый день, 365 дней в году, с рынка труда уходит больше 3 тыс. человек. Мы уже так живем, мы живем в ситуации дикого кадрового голода, нехватки персонала, причем по всем специальностям: от водителей и курьеров, до грузчиков и продавцов, учителей. Недобор в силовых министерствах, в МВД уже по 20-30% и выше, в зависимости от региона. Эта ситуация будет только ухудшаться.

— Решить проблему можно дополнительным завозом мигрантов?

— Решить проблему дополнительным завозом миллиона мигрантов в год — это тупиковый путь.

— А какие пути не тупиковые? Старшему поколению и так уже подняли возраст выхода на пенсию, еще выше что ли сделают? Это все не спасет ситуацию?

— Не спасет — ни использование труда заключенных, ни попытки выводить на работу детей, как и повышение пенсионного возраста не спасло. Поднятие возраста выхода на пенсию вообще смысла не имело, если у мужчины были силы, то он и так продолжал работать, хоть до 70 лет. Если есть силы, работает любой человек, как мужчина, так и женщина. Учителя вообще работают чуть ли не всю жизнь, в регионах нехватка кадров и есть преподаватели и по 65 лет.

Изменить ситуацию можно, только меняя потребительский образ жизни. Надо понимать, что у нас самый большой сектор по занятым — это сектор торговли и услуг. Что произошло за последние 10 лет? Когда санкции начались, волна за волной, стояла задача изменения структуры нашей экономики, прежде всего через развитие производства. Но вместо развития собственного производства, за эти десять лет мы вырастили второй сектор торговли и услуг.

Вот была классическая торговля, помните, еще лет десять назад — вы хотите что-то купить, вы идете в соседний торговый центр, покупаете этот товар или приобретаете услугу. Сегодня, в 2024 году, вы делаете заказ — за десять лет развилась и набрала силу онлайн-торговля и онлайн услуги. И в этот сектор ушло работать, по разным данным, от 5 до 8 млн человек.

Курьер "Яндекс-доставки"(2024)|Фото: Накануне.RU

— Да, эта история, что пока один здоровый мужчина несет йогурт другому, экономика стоит на месте?

— Да, пока пачку молока кто-то кому-то несет, никто ничего не производит. А онлайн-торговля — это не только курьеры, это огромное количество айтишников, которые делают сайты, продвигают маркетинговые программы, в логистике сколько людей занято: склады, перевозчики, грузчики.

— Молодежь идет в курьеры с большим удовольствием, чем в производство, и график свободный, и денег больше?

— Да, а это вопрос налоговой, экономической политики. Налоговая, экономическая, фискальная политика держится в первую очередь на ФНС России — а у нас по факту ФНС России управляет экономикой с 2013 года, держит в ежовых рукавицах всю экономику — решения, которые она принимала, были в большей части вредоносными для экономики Российской Федерации, в частности по распределению льгот.

Яркий пример — самозанятые, которых будет 10 млн человек, а у нас в день уходит 3 тыс. человек с рынка труда и регистрируется как самозанятые. То есть рынок труда как начал полет, так и летит в хаос.

— А причем тут самозанятые?

— Объясняю: с какой стати вы пойдете работать на завод, если вам предложили работать курьером и спокойно платить налог в 4%? Сотрудник на заводе заплатит 13% подоходный, 30% социальные налоги, еще сверху НДС на все это, и разница в налогах 80% или 4% чувствительная.

Если вы создаете неравные условия для ведения бизнеса или вы легатируете какой-то сектор, он начинает бурно расти. Для чего это делается? Мне кажется, это операция западных спецслужб, проведенная через наши налоговые органы, по деградации и примитивизации экономики Российской Федерации, по торможению промышленных предприятий, что успешно до начала СВО и делалось.

— Но с началом СВО открылись производства, там повысились зарплаты…

— А вот с началом СВО, с одной стороны, какие-то производства открылись, а какие-то закрылись. Понятно, что у нас заработал ВПК, так как вопросы обороноспособности страны встали очень остро, понятно, что они определяющие. Если вы сейчас живете в Белгороде под обстрелом, то я не думаю, что там стоит какой-то вопрос о том, когда придет доставка, и сможете ли вы в ресторан сбегать, посидеть там до ночи, будет ли круглосуточно работать соседний торговый центр. У вас в жизни уже другие проблемы.

А по факту, в экономике создана модель поддержки секторов торговли и услуг. Наша экономика принципиально не менялась, даже создали где-то избыточную конкуренцию. Например, самозанятый парикмахер отнимает хлеб у микробизнеса — у маленькой парикмахерской.

— То есть реальность у нас изменилась, а модель экономики осталась, так скажем, мирной жизни, такого капиталистического общества потребления?

— Да, я называю это мышлением февраля 2022 года, когда казалось, что все задачи мы достигнем очень быстро. Но в сентябре 2022 года мы поняли, что все изменилось, провели мобилизацию — были приняты многие беспрецедентные решения везде. Везде, кроме экономики. И наше правительство, ведомое Мишустиным, и ФНС подобных решений не принимают. Есть какие-то точечные решения, но принципиальных изменений нет.

Подняли НДС — абсолютно вредительское решение, которое наносит удар промышленным секторам. Ввели налоговый режим самозанятых — абсолютно вредительское решение, сломавшее рынок труда. Мало того, теперь этот рынок труда стал криминальным, потому что по самозанятым начинают работать ФНС, начинаются проверки компаний, критерии по самозанятым ввели. То есть целенаправленно хаос создается в экономике.

И в этом хаосе, в этой мутной воде кто-то ловит рыбку. В частности, хорошо ловят рыбку мигранты. Они себя прекрасно чувствуют, за последние десять лет диаспоры набрали мощную экономическую силу, они стали предпринимателями. Во многих регионах они уже держат целые потребительские рынки, занимаются контрабандой одежды, обуви, например. Общепит, перевозки пассажирские, все за наличные — все мимо кассы, без маркировки, без ничего.

Прекрасно с диаспорами в экономическом экстазе сливаются наши налоговики и силовики. А русскому народу, русским предпринимателям, даже в своих исконно русских регионах нет места в этой парадигме.

Коллаж, рабочие-мигранты, строительство, сельское хозяйство, торговля(2022)|Фото: Накануне.RU

— Вообще в России, в регионах есть люди, которые получают зарплату по 10-15 тыс. руб., они готовы работать, но, как говорят эксперты, никто не организует поток внутренней миграции?

— Внутренняя миграция тоже большая. Из Новгородской, Псковской областей, из районов едут в столицы регионов, либо сразу в Санкт-Петербург, в Москву. Миграция у нас очень сильная внутри страны, мы видим вымирание малых городов, еще на это накладывается старение населения. Вдумайтесь — в Новгородской, Псковской областях в год родилось только по 4 тыс. детей. И у меня еще нет точной статистики, какой процент среди этих детей — дети мигрантов.

— И что делать нужно для изменения ситуации?

— Снижать социальные налоги, вплоть до 12% вместо 30%, вместо разных сеток, раскиданных на низкие зарплаты, на высокие. И заниматься декриминализацией трудовых отношений. Потому что долю зарплат в тени исчисляют более, чем в десять триллионов. Почему платят в конвертах? А попробуй со всех НДФЛ и прочие налоги заплатить — вот люди и уходят в тень. Запрещайте работу самозанятых с ИП и ООО.

Для мигрантов вообще должен быть запрет работы в режиме самозанятых. Запрет работы на патентах, только классические трудовые отношения по договору, мигранты вообще не должны передвигаться по стране как перекати-поле. То есть приехал, устроился на работу, тебя контролирует твой работодатель, а не просто приехал, зарегистрировался и можешь с налогом в 4% оказывать услуги и получать доход. Где еще в мире возможно такое? Я уже не говорю о том, что нарушены все контуры безопасности: вы же не знаете, кто вам на дом приносит посылку с товаром или привозит еду?

А дальше — это ограничение работы сферы услуг. Стандартное время работы у нас — 12 часов в день. Магазины с 10 утра до 10 вечера работают, без выходных, без праздничных дней, кафе и рестораны с 12 часов дня до 12 или до 3 ночи. Тоже в среднем 84 часа в неделю работают.

Если мы ограничим это время работы и заставим предпринимателя соблюдать хотя бы 60 часов в неделю, то, конечно, поднимется эффективность работы граждан, будет лучше соблюдаться трудовое законодательство и мы как-то собьем кадровый голод.

— Интересная идея поменять модель, перераспределить кадры, но тут надо работать, наверное, через идеологию? Как это в один момент отказаться от "потребительского" образа жизни? Людям ведь не понравится, если рестораны и ТЦ сменят часы работы?

— Ну что значит — не понравится? Вспомним времена ковида — ровно четыре года назад — на три месяца закрыли все торговые комплексы. И люди говорили — а можно хотя бы три дня в неделю работать? Сколько на самом деле нужно времени, чтобы купить все, что нужно? Нет проблем, когда купить, что купить, есть проблема — на что купить. Это не должно идти через "голову", эти меры вырабатывает как раз правительство. И правительство должно думать о безопасности страны, думать об эффективной экономике, о гражданах.

Ведь граждане должны иметь право и на труд, и на отдых. А вы видели глаза официантов после десяти вечера? Люди уставшие. Многие на ногах по 12-14 часов в день. Многие работают не пять дней в неделю, а шесть-семь, если хотят заработать, в силу нехватки персонала это будет только усугубляться. Поэтому ни о каком повышении рождаемости даже речи не может идти. Люди только работают и работают, чтобы купить машину, выплатить ипотеку, а потом уже все — рожать некогда было.

Кофейня(2024)|Фото: Накануне.RU

— Почему не удается оживить демографический рост в России? Какие ключевые ошибки и решения?

— Я приводил пример, в 2014 году сборы налогов на одного родившегося ребенка в стране были 5 млн руб. В этом году были озвучены цифры — налоги будут собраны 52,5 трлн, а количество детей 1 млн 150 тыс. — 45,6 млн на одного родившегося ребенка. И что еще интересно, когда десять лет назад рождалось 2 млн детей, среди них еще и доля русских, то есть детей коренного населения, была больше, чем сегодня. Посмотрите на некоторые начальные классы, там уже по 20-30% детей мигрантов. Ситуация только ухудшается.

С одной стороны, есть какие-то подачки в виде поддержки, причем, эти подачки зачастую идут не туда, с русских собрали налоги и передали их в диаспоры. То есть идет неправильное расходование средств. Все упирается в экономику, в налоговую политику.

Рук-то, в общем-то, хватает. При правильной организации работы рук будет хватать. Не хватает вам рук — ограничивайте время работы [ресторанов], отсекайте неэффективные часы, потому что иначе это путь в никуда. В условиях кадрового голода смены будут удлиняться и удлиняться. Нужно менять модель потребления, больше специализироваться кафе и ресторанам. Речь о защите собственного рынка и о защите собственного народа, коренного населения.

Людей загнали в долги, многих лишили бизнеса, поэтому они и не рожают. И с точки зрения налогового законодательства, практически все предприниматели стали преступниками. Тотальный контроль: онлайн-кассы, маркировки, стопроцентная субсидиарная ответственность. Карательный механизм колоссальный.

— А вот сейчас еще решают, вводить ли прогрессивную шкалу налогообложения, повысить НДФЛ до 15% для тех, кто получает 83 тыс. в месяц — как нижняя планка.

— Это вообще безумие. Вы легальный бизнес опять душите, поднимаете фискальную нагрузку. Если это бизнес, связанный с государством контрактом, то государство по факту само себе налоги заплатит. Если вам подняли налоги, а вы продаете что-то государству, то просто стоимость налоговых выплат вы выставляете в счет тому же государству, государство вам заплатит, это просто переход денег из кармана в карман. Если это компании сырьевые, монопольные — свет, газ, водоканал — то это опять все отразится в ваших платежках полностью, тут же, в инфляции — только там налогов больше заплатили, тут же вам они посчитают это в платежках, вопросов нет.

Это монопольные сектора, а вот рыночный бизнес, опять же производственный бизнес — по нему опять будет нанесен удар. Это очередной вредительский шаг. При том, что с 50% реальных доходов населения у нас вообще НДФЛ не собирается: у нас НДФЛ не платят самозанятые, у нас НДФЛ не платят с коррупционных доходов, у нас огромный теневой сектор (11 трлн зарплат в конвертах), у нас 4 млн индивидуальных предпринимателей, это люди, которые имеют доход десятки триллионов рублей и они вообще НДФЛ не платят. Создается очередной очаг турбулентности.

И это деградация, примитивизация экономики, потому что чем выше налоги, тем больше людей пойдут в самозанятые. А еще самозанятым поднимут лимит — 3-4 млн руб. обсуждают, может, дойдут до 5 млн, люди пойдут в индивидуальные предприниматели, будут чего-то предпринимать в безналоговой зоне, а заниматься серьезными проектами во всей этой истории очень тяжело. Тем более конкурировать с нашими азиатскими партнерами.

Андрей Павлов, владелец Zenden(2024)|Фото: пресс-служба МЭФ

— Ну и перераспределять кадровые ресурсы при таком раскладе не получится, потому что управлять таким оркестром невозможно?

— Конечно, не получится. Создается хаос. У страны запас прочности невелик. У нас идет выбывание трудоспособного населения. Но нужно еще понимать, кто выбывает. Выбывает с рынка труда поколение конца 50-х годов — 60-х годов — это как раз люди, которые имели производственные специальности, слесари, токари, инженеры, технологи. Это люди, на которых многие предприятия еще держатся. На смену им придет поколение "ДОМ-2". Это блогеры, курьеры, различные фрилансеры.

Во-первых, оно будет меньше, поколение маленькое, наиболее способных разберут по государственным органам, кто более-менее с головой. Но в этом поколении больше всего тех, кто уже сейчас самозанятый, ИП-шник, уйдут в микробизнес.

Что говорит правительство? Малый бизнес спасёт Россию. Нет, малый бизнес утопит Россию. Причем даже не малый, а микробизнес, он приведет страну к точке невозврата. Но, как-то об этом не принято говорить. А если я скажу как предприниматель — мне сразу скажут, мол, ты просто хочешь всю долю рынка себе забрать. Нет, друзья, я смотрю вообще с другой стороны. Я смотрю с точки зрения реальных интересов государства, смотрю на будущее нашей страны, а текущая ситуация — экономическая, налоговая, доведет нас до ручки.

А у наших врагов планы расписаны на десятилетия вперед, они видят, как мы теряем свой людской потенциал, как размывается население России. Будут появляться новые вызовы, вставать новые проблемы.



Елена Рычкова