Аналитика


Атаки на НПЗ оказались на грани критических
Экономика | В России

После атак на российские НПЗ в агентстве Reuters отметили, что 13% от суммарной мощности действующих первичных установок переработки нефти на российских НПЗ уже находятся в режиме аварийного простоя, и это в разгар начала посевной.

Ранее уже были проблемы и с недостатком топлива в сельском хозяйстве, и с дефицитом бензина на заправках, были и возмущения в связи с ростом цен на бензин. Вдобавок к простаивающим НПЗ можно добавить и тревогу нефтяников, которые указывают на нехватку вагонов-цистерн — по словам экспертов, в ближайшие годы до 15% цистерн перестанут перевозить топливо. Однако если вагоны — проблема, скажем так, растянутая во времени, которую можно купировать и решить загодя, то атака БПЛА оказалась неожиданной.

Может ли это повлиять на посевную, на количество топлива на внутреннем рынке и на его цены? Своим мнением с Накануне.RU поделился директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов.

— Насколько верны цифры Reuters, на ваш взгляд?

громов алексей алексеевич заместитель руководителя администрации президента рф(2004)|Фото: Накануне.ru— В принципе, те оценки, которые публикует агентство, близки к реальности, то есть на момент последней атаки, которая случилась на объекте российской нефтепереработки в Татарстане, временно простаивало производственной мощности по выпуску у нефтепродуктов в объёме до 900 тыс. баррелей в сутки. В принципе, это существенная величина, близкая к 10-12%. То есть в целом оценки справедливые, и это, конечно, вызывает как минимум озабоченность.

— То есть проблема не надуманная, почему это вызывает озабоченность?

— Потому что, с одной стороны, Российская Федерация в части нефтепродуктов является экспортоориентированной страной. То есть, например, если речь идёт о дизельном топливе, то мы, как правило, с запасом, с огромным на самом деле запасом, покрываем потребности страны в дизельном топливе, поскольку примерно половина его производства отправляется на экспорт, поэтому, если происходят ограничения по выпуску дизельного топлива, они не отражаются на объёмах поставок. Может сократиться экспорт, но на внутреннем рынке проблем мы не наблюдаем.

— А что с бензином?

— Другое дело бензин. У нас есть профицит мощностей по производству бензина в объёме примерно 15-20% от потребностей рынка. Часть бензина мы направляем на экспорт, хотя у нас действует запрет на экспорт бензина за исключением стран Евразийского содружества и исполнения уже заключённых межправительственных соглашений.

Таким образом, мы уже сейчас подстраховались, ограничив экспорт бензина и, соответственно, дозагрузив действующие производственные мощности на максимум. То есть с технологической точки зрения нефтеперерабатывающие заводы, как правило, никогда не работают на 100% своей нагрузки, потому что это повышает износ производственных мощностей, и загрузка составляет в среднем 85-90%, хотя бывает и меньше.

Сейчас дано указание по возможности — именно по технологической возможности — максимально загрузить действующие мощности по выпуску нефтепродуктов, чтобы рынок, в первую очередь, конечно, внутренний рынок, не заметил потери нефтеперерабатывающих мощностей, которые вышли из строя в результате атак дронов.

Коллаж, посевная кампания(2023)|Фото: Накануне.RU

— В прошлом аграрии уже били тревогу из-за дизеля, его цен, а теперь простой НПЗ случился ещё и в разгар начала посевной — в этот раз может быть что-то подобное?

— Если говорить о посевной, то используется дизельное топливо, а по нему у нас проблем нет. То есть Россия производит примерно 75-77 млн тонн дизельного топлива в год, из которых на внутреннем рынке потребляется порядка 40, все остальное идёт на экспорт, соответственно, часть нефтеперерабатывающих мощностей, вырабатывающих дизель, выведенная из строя, никак не повлияет на сельское хозяйство. Нет этой проблемы. Потенциальная проблема может оказаться вокруг бензина, потому что общий объём потребления бензина в стране примерно 36-37 миллионов тонн, плюс экспорт, а производится чуть больше 40 — вот тут проблема.

Нефтеперерабатывающая установка — это комплексное производство, то есть она производит сразу широкую линейку нефтепродуктов. Нефть, которая попадает на НПЗ, сразу позволяет выпустить лёгкие нефтепродукты, это бензин, дизельное топливо, авиакеросин, и тяжёлые нефтепродукты — это уже топочный мазут, кокс и так далее. И в этой линейке на каждом предприятии есть свой процент выпуска, то есть в рамках каждой тонны перерабатываемой нефти выпускается, например, 10% керосина, 20% дизельного топлива, 20% бензина, а остальное — тёмные нефтепродукты. Основная опасность заключается именно в бензине, поскольку, когда какая-то установка прекращает работать, выпадает и часть объёма производимого бензина в рамках этой установки. Для нас это, наверное, основная головная боль.

— Можно ли ожидать проблем с ценами?

В моменте ситуация контролируется, то есть сейчас тот объём производства нефтепродуктов, который обеспечивается в Российской Федерации, покрывает потребности внутреннего рынка и не формирует какой-либо угрозы дефицита и какого-то существенного роста цен на внутреннем рынке, но проблема купирована именно в моменте. А для того, чтобы сказать, что ситуация полностью контролируется, нам необходимо понимать, когда будут введены в эксплуатацию повреждённые нефтеперерабатывающие установки. Те меры, которые предприняты властями, позволят удержать рынок в состоянии, пусть хрупкого, но все же равновесия и устойчивости в течение максимум двух месяцев.

Автомобильная заправочная станция(2023)|Фото: Накануне.RU

— Как раз глава Минэнерго заявлял, что поврежденные НПЗ будут введены снова в работу в апреле-мае, до начала июня — этого времени хватит?

— До начала лета нам необходимо решить проблемы с восстановлением работоспособности тех НПЗ или нефтеперерабатывающих установок, которые были выведены из строя. Если этого не произойдёт, то возможно и повышение цен на внутреннем рынке с точки зрения не только оптового сегмента, но уже и розничного, могут возникнуть и какие-то локальные дефициты нефтепродуктов. В первую очередь наиболее актуальная для России проблема — это дефицит автомобильного бензина, и это может потенциально возникнуть, подчёркиваю — если до лета проблема с ремонтом НПЗ не будет решена.

Судя по заявлениям властей, они отдают себе отчёт в этой проблеме.



Половников Алексей