Аналитика


"Чтоб неповадно было". В Екатеринбурге решали, что делать с "бешеными самокатчиками"
Общество | Свердловская область

С приходом весны в Екатеринбург вместе с традиционной грязью вернулось еще одно явление последних лет — электросамокаты. Кому-то такой вид передвижения кажется быстрым и удобным, пешеходы же порой приходят в ужас от несущихся по тротуарам "безумцев". Поскольку разговор об этом назрел уже давно, сегодня в городской думе собралась рабочая группа, в которую вошли представители мэрии, ГИБДД и собственно сервисов кикшеринга. Какие меры собираются принять к "бешеным самокатчикам" — в материале Накануне.RU.

Как сообщил заместитель председателя комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич, на сегодня в городе работают три оператора кикшеринга — Whoosh, Яндекс Go и "Юрент". Общая численность таких прокатных самокатов составляет 10 тысяч единиц. В Екатеринбурге есть 60 участков с велодорожками и велопешеходными полосами протяженностью 44 км. К 2045 году их планируется увеличить до 630 км.

"Пешеходы имеют приоритет. Стоянка СИМ там, где это мешает пешеходам, запрещена", — заявил Яскевич.

Он признал, что парковки необходимы почти на всех улицах города, при этом нужно "соблюсти паритет между всеми участниками дорожного движения". В настоящее время такая работа начата совместно с кикшеринговыми компаниями, кое-где уже появилась разметка для парковки электросамокатов.

Электросамокаты в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

По словам Сергея Яскевича, в 2024 году количество так называемых "медленных зон" для самокатов планируется увеличить, в основном, в центре города. Также их скорость будут снижать при проведении массовых мероприятий, например, Дня Победы или Дня города.

Присутствовавший на заседании представитель ГИБДД Антон Попов рассказал, что он лично прокатился на самокате, чтобы его протестировать, и пришел к выводу, что ограничение до 15 км в час — это много, надо 13 км в час.

"А в праздники необходимо вообще исключить движение самокатов там, где мероприятия проходят. В прошлом году самокаты бросали прямо в толпе, их приходилось убирать с дороги. Были конфликты, когда самокатчики пытались проехать сквозь толпу", — отметил представитель Госавтоинспекции.

Он выступил с предложением: вокруг школ сделать 300-метровую зону, чтобы исключить парковки. По его словам, это нужно для того, чтобы школьники не брали самокаты.

"Я понимаю, что 10 тысяч самокатов мы не сможем проверить, но какую-то часть сможем", — заявил он.

Школьник(2022)|Фото: Накануне.RU

Далее слово взяли представители сервисов кикшеринга. Представитель Яндекс Go Екатерина согласилась с озвученными доводами, но попросила предоставлять им карту мероприятий, где планируют ограничения, заранее. По ее словам, зоны запрета тоже можно обсудить.

"Сделаем карту, и посмотрим, какой эффект это даст", — предложила Екатерина, добавив, что несовершеннолетних пользователей они блокируют.

Затем выступил представитель Whoosh. Он заявил, что в их компании два приоритета — взаимодействие с властями и безопасность.

"Мы оперативно реагируем на любые обращения по нашей работе. С этого года усилена работа техподдержки для более качественного выявления нарушений — катания вдвоем, катания детей и т.д. К таким пользователем могут приниматься меры вплоть до блокировки аккаунта", — рассказал он.

Сейчас в Whoosh разработана форма обратной связи, чтобы любой пользователь, увидев нарушение, мог обратиться в техподдержку, указав фото или места нарушения. После этого в компании будет проведено расследование. Кроме этого, разрабатывается Telegram-бот, куда можно будет подать жалобы.

Электросамокаты в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

По словам представителя сервиса, на части их самокатов в этом году будут шлемы. Также будет усилена работа по повышению культуры использования СИМ — уже разработаны специальные материалы для школ и вузов, чтобы преподаватели доводили их до учеников и студентов. А вокруг школ будут распространять раздаточные материалы.

В завершение выступления он призвал развивать велосипедную инфраструктуру для снижения аварийности.

"Прокатился по городу, очень широкие тротуары. Большое количество велополос", — пояснил сотрудник Whoosh.

После этого свои вопросы представителям сервисов стал задавать начальник ГИБДД Екатеринбурга Роман Ярыш. Он заявил, что несовершеннолетние самокатчики зачастую используют аккаунты родителей или более старших товарищей.

"Обсудите вопрос, чтобы ограничить движение вблизи школ. Многие школьники выходят из дома, берут самокат под аккаунтом родителей, едут в школу, оставляют там самокат и уходят. Обратно так же. Нужно ограничивать движение возле школ", — призвал Ярыш.

Он предложил писать на самокатах специальный "телефон доверия", как на патрульных машинах ДПС.

"Я простой человек, и не знаю, куда звонить, если увидел нарушение. Есть законопослушные граждане, которым не нравится, когда они идут по тротуару, а вблизи них пролетают самокатчики. Люди боятся за свою жизнь и за жизнь детей. Я сам проехал по Вайнера на скорости 15 км в час. И если бы я наехал на пешехода — он раздавился бы! Нужно, чтобы было, куда звонить, и вы отреагировали", — отметил глава ГИБДД Екатеринбурга.

Представитель Whoosh на это заявил, что телефонных звонков недостаточно для подтверждения нарушения. По его словам, более действенным механизмом являются фото или видео, а устная передача информации не будет иметь такого подтверждения.

"Просто выйдите в субботу или воскресенье в центральную часть, где много самокатов, особенно с ребенком", — ответил ему на это Роман Ярыш.

Также он призвал показывать ролики про правильное использование СИМ перед фильмами в кинотеатрах.

Кинотеатр "Салют"(2020)|Фото: Накануне.RU

"Мы все равно полчаса смотрим рекламу. Хотя бы 2-3 минуты можно показывать такие ролики. Надо жить в ногу со временем, но не забывать про безопасность", — заявил глава Госавтоинспекции.

Далее к разговору подключились и депутаты Екатеринбургской городской думы.

"Я ни одного случая не видел, чтобы спешивались. Всегда летают", — признался бывший спикер думы Игорь Володин.

Одна из народных избранниц предложила ограничить скорость электросамокатов вообще во всем городе, а не в отдельных местах. Однако представитель Whoosh заявил, что самокаты — "это полноценный общественный транспорт", а не развлечение. По данным аналитики сервиса, 80 из 100 поездок — это "транспортный сценарий".

"Нужно смотреть каждую зону отдельно, и мы готовы это делать. Что касается ограничения скорости, практика предполагает ограничения на конкретные улицы. Нет необходимости закатывать весь город, это нерабочая схема и чрезмерные меры. Во многих местах самокаты могут безопасно ездить и со скоростью 25 км в час", — уверен сотрудник кикшеринга.

В ГИБДД предложили сделать для самокатчиков верификацию личности, так как подростки при регистрации указывают неправильные данные, завышая возраст. Представитель Яндекс Go сказала, что вопрос прорабатывается, но какого-то конкретного решения пока нет.

Огромный самокат Яндекса на территории общественного пространства "Севкабель Порт" в Санкт-Петербурге(2023)|Фото: Накануне.RU

Депутат Володин предложил сделать запрос, в каких местах происходит наибольшее число ДТП с участием самокатов (недавно такие районы были озвучены, — прим. Накануне.RU).

"И там скорость ограничивать однозначно надо. Хотелось бы, чтобы для нарушителей было какое-то наказание, чтобы неповадно было. Количество самокатов растет, количество ДТП растет. И к чему мы придем, если не примем конкретные меры?" — задался он вопросом.

В итоге члены рабочей группы решили еще раз собраться через две недели, чтобы продолжить обсуждение.



Артем Малянов