Аналитика


"Серые" майнеры сохранили льготные электротарифы за счет промышленности
Экономика | Сибирский ФО | В России | Иркутская область

Регионы Сибири под давлением ФАС начали переходить на дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения. Мера, как указывали на федеральном уровне, была призвана прекратить злоупотребление льготными тарифами при ведении "серого" бизнеса. В первую очередь, это касается полулегального майнинга, столицей которого уже называют Иркутск. Однако решения местных властей оказались бесплодными. Также не удалось добиться и второй цели: сокращения объемов перекрестного субсидирования. Таким образом, полулегальные криптофермы пока продолжат эксплуатировать низкие тарифы для населения, а финансовая нагрузка на промпредприятия в виде перекрестки продолжит расти. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Работа федералов по легализации майнинга и выводу новой отрасли в правовые рамки, судя по всему, буксует. Причиной тому стало отсутствие проработанной "нормативки" в части применения дифференцированных тарифов и откровенно формальный подход регионов.

Дифференцированные тарифы предполагают, что стоимость электроэнергии для населения будет увеличиваться пропорционально объемам потребления. Федеральное законодательство дает регионам право самостоятельно определить 3 диапазона (или нормы) потребления. Если не выходить за рамки первого — тарифы будут соответствовать текущим ценам, а перерасход электроэнергии будет вести к кратному удорожанию киловатт-часа.

Такой подход, по словам законодателей, позволяет в первую очередь исключить злоупотребление льготными тарифами. Дело в том, что стоимость ресурса для населения сейчас субсидируется за счет бюджета и повышенных платежей юридических лиц (так называемое, перекрестное субсидирование). Однако под видом населения часто оказываются предприятия, которые используют льготные цены в коммерческих ценах. В основном, это "гаражный" майнинг, процветающий в регионах Сибири: Иркутской, Новосибирской областях и Красноярском крае.

Коллаж, майнинг-ферма, биткоин, производство(2021)|Фото: Накануне.RU

Это ведет уже ко второй системной проблеме: высоким тарифам для бизнеса, которые оказываются перегружены субсидированием тех же майнеров, сидящих на льготных ценах, а не самого населения. Таким образом, задумка ФАС должна была убить двух зайцев: отрезать "серых" коммерсантов от дешевой электроэнергии и снизить нагрузку на предприятия за счет снижения объемов перекрестного субсидирования, которое, к слову в 2024 году оценивается в 290 млрд руб.

На сегодняшний день в 53 регионах уже приняли решения о переходе на диффтарифы. Еще 20 субъектов, включая Иркутск, Красноярск, Приангарье и Курган, перейдут на дифтарифы с 1 мая. Причем регионы, где проблема стоит наиболее остро, сделали это отнюдь не добровольно. ФАС пришлось отменять решения РЭКов и обязывать их установить соцнормы энергопотребления. Но и здесь субъекты нашли лазейку: большинство территорий ограничило первый диапазон планкой в 11 тыс. кВт/ч, а второй — 16 тыс. кВт/ч. Примечательно, что власти Иркутской области пошли еще дальше и планируют лимитировать первый диапазон отметкой 25 тыс. кВт/ч, что никак не решает поставленной задачи по борьбе с майнерами.

По мнению аналитиков НИУ ВШЭ, широкие диапазоны потребления электроэнергии, а также нежелание отдельных регионов с особо низкими тарифами внедрять механизм дифференциации приводит к злоупотреблению правом и росту предпринимательской активности, которая создает угрозу для развития энергосистемы. Серьезными недостатками методики с точки зрения снижения перекрестного субсидирования и ограничению деятельности "серого" майнинга являются: отсутствие порядка расчета порога диапазона потребления, возможность установления минимальных темпов прироста тарифов при переходе в другой диапазон потребления, а также отсутствие нормативно установленной зависимости темпов снижения перекрестного субсидирования и параметров дифференциации тарифов для населения.

"Внедренный в России механизм дифференциации тарифов для населения ни в одном из регионов не привел к снижению перекрестного субсидирования. Чтобы снизить перекрестное субсидирование на 1%, дополнительный к существующему прирост средневзвешенного тарифа для населения должен составить от 0,44% до 0,9%. Полная ликвидация перекрестного субсидирования потребует прирастить тариф от 49% до 90% в зависимости от региона. При этом увеличенный тариф должен действовать на весь объем потребления электроэнергии населением", — считает руководитель проектов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Сергей Сасим.

электричество, электросчетчик(2018)|Фото: stroi.mos.ru

Проблема "серого" майнинга значительно обострилась в последнее время. В отдельных регионах с низкой стоимостью ресурса криптофермы буквально перегрузили электросетевую инфраструктуру и создали энергодефицит. Так, по оценкам Минэнерго РФ, объемы годового потребления оцениваются примерно в 16 млрд кВт/ч или 1,4 % от общего потребления в стране, а задействованные под майнинг мощности превышают 1,5 ГВт. В целях покрытия дефицита мощности, сложившегося в Юго-Восточной части энергосистемы Сибири, уже возникла потребность строительства генерации мощностью 1225 МВт, ориентировочной стоимостью порядка 400 млрд руб.

В связи с этим правительство предлагает законодательно закрепить "добычу" криптовалюты как экономический вид деятельности и установить для него повышенные тарифы, как это уже сделали многие другие страны. Пока этого не произойдет, бюджет будет вкладывать сотни миллиардов в строительство новой генерации, платить за которую в конечном итоге придется потребителям, а тарифная нагрузка на промышленность будет давить все больше, вынуждая ее строить собственные электростанции. И все это, по сути, ради комфортных условий для "серых" майнеров.



Никита Светлов