Вот уже неделю продолжается крупнейшая, с начала новых российских времен, научная российская экспедиция в Арктику.
О ее начале, равно как и о первых днях ее работы подробно и весьма обстоятельно рассказывали и продолжают рассказывать центральные телеканалы и ведущие печатные СМИ. Доходило до того, что пару раз в итоговых выпусках теленовостей этот сюжет вообще становился главной темой дня, чем вызывал даже некоторое недоумение у простого российского обывателя, отвыкшего за последние пятнадцать лет не то что с интересом – просто с уважением относиться ко всему этому "яйцеголовому" ученому люду.
Да и как их было понять и принять, когда они, практически лишившись финансирования, с упрямством одержимых продолжали щуриться во встряхиваемые пробирки, цепляться за телескопы (так, что отодрать от любимого агрегата их не могли дюжие охранники очередного нового владельца помещения обсерватории), расщеплять атомы и разгонять электроны на старых, оставшихся с советских времен циклотронах, выгадывая время, пока бравые энергетики еще не вырубили рубильник за неуплату…
Не все, конечно, обладали таким маниакальным, устаревшим и ретроградным, абсолютно нерыночным упорством. Некоторые кандидаты и доктора предпочли окунуться с головой в бурные бизнес-водовороты девяностых. Многие нырнувшие так в них и сгинули, и лишь отдельные особи, навроде кристального старца Бориса Абрамовича, пользуясь извечным законом природы, что определенная органическая субстанция – не тонет, таки выплыли и сегодня продолжают расточать свой неповторимый аромат на радость всему демократически-прогрессивному Альбиону…
******
Итак, исследовательское судно "Академик Федоров", вышло из мурманского порта 24 июля под командованием капитана Владимира Колошина. Согласно плану работ, "Академик Федоров" пройдет в течение ближайших двух с половиной месяцев 2 тысячи морских миль - около 3600 км - "800 миль из которых - через толщу льда". На "Академике Федорове" находятся более 100 человек, два вертолета, батискафы "Мир-1" и "Мир-2", а также другое научное оборудование. Российские батискафы рассчитаны на погружение на глубину до шести километров, но до сих пор ни один не уходил под воду глубже, чем на два километра, а глубина океана под Северным полюсом - 4700 метров. Экипаж № 1 "Мира" при погружении на полюсе составят два депутата Госдумы от "Единой России" – вице-спикер, знаменитый полярник Артур Чилингаров и зампред комитета по законодательству Владимир Груздев, пилотирует "Мир" доктор технических наук Анатолий Сагалевич. Мировая пресса уже сейчас называет это событие масштабной "геополитической экспедицией".
На дне Северного Ледовитого океана будет установлен российский титановый флаг высотой в 1 метр и оставлена капсула с посланием будущим поколениям. И именно эта капсула на языке геополитики – не что иное, как заявка Россией своих прав на естественно предназначенные ей богатства Арктики. |
Этот поход является лишь первым этапом масштабной экспедиции "Арктика-2007", которая будет работать в Северном Ледовитом океане летом и осенью этого года.
Разумеется, такое широкомасштабное освещение научной российской экспедиции, каковое мы наблюдали накануне и продолжаем наблюдать по сей день на чем-то, да должно было основываться. Впрочем, о главной цели экспедиции российская сторона заявила сразу и так, чтобы не оставить никаких сомнений в истинности своих намерений: российская арктическая экспедиция призвана подтвердить права нашей страны на 1,2 миллиона квадратных километров полярного шельфа. Россия должна доказать, что богатый углеводородами шельф Северного Ледовитого океана - продолжение Сибирской платформы. В районе подводного хребта Ломоносова российская научная экспедиция ранее собрала необходимые обоснования, которые к 2009 году должны быть сформулированы и подтверждены в ООН.
Тут вроде бы возникает резонный вопрос – а чего нам, собственно, доказывать то? Ведь мы и так со школьной скамьи помним карту мира, по которой огромный "треугольник" с вершиной в Северном полюсе обозначен как раньше – советская, а ныне - российская вотчина.
Арктический "треугольник", в основании которого лежит российская береговая линия от Кольского полуострова до оконечности Чукотки, а вершиной служит Северный полюс, хранит в недрах океанского шельфа порядка 100 млрд. тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте. В этих водах таятся несметные рыбные богатства, и пролегает Северный морской путь (самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки углеводородов). |
И мы с полным правом считали все это добро – нашим. Но, оказывается, на столь лакомый кусок в современном мире нашлось немало охотников (а кто бы сомневался!)
И вот, сегодня страны мира лихорадочно бросились делить арктический шельф, еще недавно, казалось бы, безраздельно принадлежавший РФ. Его пытаются застолбить за собой Канада и Дания, а в Вашингтоне обвиняют Москву в желании "аннексировать Северный полюс".
И вот именно поэтому Россия снарядила нынешнюю экспедицию, чтобы доказать свои законные права на нефтеносный регион. |
Напомним в двух словах предысторию вопроса.
Этот район еще с 20-х годов прошлого века, согласно "полярным" договоренностям СССР, Норвегии, Дании, США и Канады считался исключительно советским, а затем и российским сектором Арктики. Однако, согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Россия по какой-то очередной пьяной прихоти нашего главного "демократизатора" ЕБН и его гоп-компании ратифицировала в 1997 году, экономические границы прибрежных государств (в которых национальным компаниям разрешено разведывать и добывать нефть и газ) могут простираться не дальше чем на 370 км от своих берегов. То есть российский арктический сектор в одночасье сильно урезали, причем оставшаяся акватория и недра морей и океанов стали "общим наследием человечества".
И за это, как и за многое другое, нам еще раз надо сказать нашему самому демократичному президенту ЕБН и его команде "младореформаторов".
И сегодня проблема состоит в том, что эти запасы нефти и газа площадью в 1,2 млн. кв. км очевидно являются столь лакомым куском, что никак не смогут остаться "общим наследием человечества". Ведь заявку на разработку ресурсов шельфа, лежащих вне морской экономической зоны РФ (до 200 миль от берега) теперь имеет формальное право подать любое государство – хоть Гваделупа, хоть Гондурас - достаточно только обратиться в Международное управление по проблемам морского дна на Ямайке.
И ведущие мировые державы уже приготовились, потирая руки и нетерпеливо стуча ножами и вилками, к переделу арктических пространств, по праву принадлежащих России. В российском секторе уже проводили морские научные экспедиции Норвегия и Германия, Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол "Снежный дракон", в освоении месторождений в Баренцевом море хочет принять участие и Индия. А США уже несколько лет изучают морское дно Арктики при помощи атомных подводных лодок. Дания вообще несколько лет назад заявила, что Северный полюс принадлежит ей… так как он совсем недалеко от Гренландии.
Вроде бы – попробуй-ка этот ворох противоречий разгреби…
Однако Россия может сослаться на ту же самую морскую конвенцию ООН. Согласно ее положениям, прибрежное государство имеет приоритет на разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа, и если российские ученые смогут доказать, что самый крупный объект шельфа – подводный океанский хребет Ломоносова – является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы, то России будет принадлежать приоритет при подаче заявки и суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов на этом участке.
Россия уже подавала такую заявку в специальную комиссию ООН пять лет назад, однако международные эксперты тогда сочли возможным отклонить аргументацию РФ. |
Следующая попытка в 2009 году должна быть подкреплена неопровержимыми аргументами, для чего и проводятся масштабные исследования, подобные экспедиции "Арктика-2007". Так, в мае атомный ледокол "Россия" доставил в Восточную Арктику экспедицию ученых из питерского ВНИИ океангеологии, которая уже собрала уникальные данные, позволяющие убедительно обосновать территориальные претензии России.
Поэтому нынешняя миссия Артура Чилингарова должна закрепить успех майской экспедиции, а также оставить символ уверенности в победе – капсулу с российским флагом, надежно зафиксированную в толще океанской воды на Полюсе. Чилингаров на пресс-конференции в Москве накануне экспедиции отметил этот ее аспект: "Мы хотим доказать, что Россия – великая полярная держава".
Само собой, это, мягко говоря, очень не нравится державам, стремящимся получить контроль над российским сектором Арктики – Канада пытается доказать, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка, Дания выделила $38 млн. на срочное картографирование шельфа, чтобы убедить всех, что он – естественное продолжение принадлежащей ей Гренландии, а США с подачи сенатора-русофоба Ричарда Лугара, утверждают через СМИ, что Россия якобы "намерена аннексировать весь Северный полюс", и готовятся как можно скорее присоединиться к Конвенции ООН по морскому праву, "чтобы Москва не закрепила за собой регионы, богатые нефтью и газом".
"Американское лобби нефтяников боится, что Россия получит эксклюзивные права на воды Арктики. А в условиях растущего ресурсодефицита в мире регион в будущем превратится в новый Ближний Восток", — сказал РБК daily профессор Вестминстерского института Джон Оуэнс. |
Главный мировой демократизатор США и, как выразился недавно нынешний президент Джордж Буш, его "верный пудель" - Великобритания считают претензии России на шельф Арктики совершенно неприемлемыми. Обе страны уже нервно, если не сказать – истерично, отреагировали на российскую арктическую экспедицию к Северному полюсу. Как заявил Госдепартамент США, "это не вписывается ни в какие рамки". Неудивительно, что США в ближайшем будущем отправляют в арктические льды свою экспедицию, официально – для изучения дна Северного полюса. Однако, как замечает Росбалт, срочные сборы этой экспедиции и время отправки странным образом совпадают с экспедицией российской, наводя на мысль, что здесь всё не так просто.
Понятно, что если бы проблема юридического "застолбления" арктического шельфа заключалась бы только в необходимости опускания российского флага на дно в отметке Северного полюса – все было бы просто и очевидно. Но слишком лаком кусок, слишком большие аппетиты у тех, кто жадно принюхивается к российским природным богатствам – и потому России просто необходимо оградиться от жаждущих залезть в наш российский арктический нефтегазовый огород юридически непреодолимой оградой.
Как раз поэтому сегодня, помимо исследований дна шельфа, Россия уже предпринимает и другие шаги в борьбе за свой сектор Арктики. В 2007 году Владимир Путин уже предложил создать Национальный арктический совет, наделив его полномочиями для выработки политики по закреплению своих интересов в этом регионе мира. Президент обратил особое внимание на необходимость ускорить разработку программы по изучению и освоению шельфа, к чему уже привлечены "Газпром" и "Роснефть" – к концу года ожидаются конкретные программы.
Также недавно президент одобрил предложение заключить соглашение с Норвегией о разграничении шельфа Баренцева моря, сделав шаг к окончанию 40-летнего спора вокруг "серой зоны" в 155 тыс. кв. км, где, как предполагается, находится свыше 3 трлн. кубометров газа, что сопоставимо с запасами Штокмановского месторождения.
Однако остаются и проблемы. Практически заброшена инфраструктура Северного морского пути – магистральная трасса для транспортировки сырья с шельфа к Тихому океану и в Атлантику, хозяин которого сможет диктовать свои условия разработчикам шельфовых месторождений. Устаревает ледокольный флот (из восьми атомных ледоколов РФ пять уже исчерпали ресурс).
Обсуждается соглашение с США по акватории Берингова пролива от 1990-го года, подписанное Эдуардом Шеварднадзе, и фактически отдающее две трети пролива и моря соседям напротив. Правда, оно пока не ратифицировано.
В общем, Россию ожидает много работы на Севере. Однако эта работа, при условии ее успешности, обещает принести такой "урожай", который с лихвой способен перекрыть все вложенные затраты и усилия – как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
И очень хорошо, что Россия, наконец-то, засучив рукава, за эту работу взялась.
******
Что же касается неизбежного вопроса – а сумеем ли, сможем ли мы отстоять в итоге наши права на российский арктический шельф – эвон, сколько у нас противников…
Еще два года назад, после бесславного провала заявки Москвы на Олимпиаду-2012 подача заявки Сочи на Олимпиаду-2014 выглядела если не беспомощной, то весьма и весьма сомнительной. Но прошли два года напряженной работы - и блестящий итог нам всем известен.
Да, в вопросе борьбы за Шельф – у нас гораздо более мощные и алчные соперники, да и выигрыш победителю будет гораздо более весом – в плане всего дальнейшего геополитического устройства мира. Но зато у России на руках имеются, как наследство от советских времен, изначально более мощные козыри.
Нам лишь надо ими грамотно распорядиться и постараться их преумножить.