Когда ровно полвека назад в космос был запущен аппарат "Спутник", произведенный им фурор был таков, что слово sputnik сразу вошло в словари иностранных языков.
******
Помню, в эпоху конца 80-х меня позабавил следующий анекдот.
Когда за 20 минут до старта Первого искусственного Спутника выяснилось, что генератор сигналов, который должен был передавать гимн СССР, неисправен, Генеральный конструктор приказал подсоединить к передатчику микрофон и затолкать в Спутник мышку. И в итоге именно эта мужественная советская мышка и передавала на весь мир свои знаменитые "Пиип! Пиип! Пиип…" |
Да, в перестроечно-прихватизационные годы у нас вошло в моду уничижать наши же собственные достижения, если не открыто глумясь над собственной страной и над собственной историей очернительно-паскудными "Огоньками" (в глянце и с пояснительными картинками - для особо тупых), то хотя бы так – в виде анекдотцев и пренебрежительных ухмылочек… И дело это, надо признать, оказалось настолько заразным, что вредоносные и паразитирующие в нашем самосознании бациллы никак не выветриваются до сих пор. Не в последнюю очередь – благодаря стараниям большинства российских же (по формальной местопринадлежности) СМИ.
А тогда же, полвека назад, над нами не смеялись. Нами восхищались и нами гордились. И восхищался нами не только весь мир, но и даже та часть его, у которой СССР самым блистательным образом вырвал это самое восхищение:
05.10.1957. "Нью-Йорк таймс": "Уже сейчас ясно, что 4 октября 1957 года навеки войдет в анналы истории как день одного из величайших достижений человека...". |
05.10.1957. Американское информационное агентство "Юнайтед пресс": "90% разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, 100% дела пришлось на Россию...". |
05.10.1957. "Нью-Йорк геральд трибюн": "Наша страна понесла поражение в эпическом соревновании XX века...". |
05.10.1957. Американская газета "Дейли ньюс": "Сейчас мы выглядим довольно глупо со всеми нашим пропагандистским визгом, когда мы утверждали на весь мир, что русские плетутся где-то в хвосте в области научных достижений...". |
05.10.1957. Информационное агентство США распространило специальный меморандум для прессы, в котором содержатся рекомендации для американских изданий по освещению запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли. "Голосу Америки", в частности, поручено "не осуждать советские достижения", но "избегать утверждения, что запуск искусственного спутника Земли является доказательством превосходства советской науки". |
На снимке: москвичи наблюдают за полетом Первого спутника
И это событие было шоком не только (и даже не столько) для США. Это было шоком для всей послевоенной Европы. Ведь до этого вся Европа никак не могла понять, как СССР, пострадавший в Войне несоизмеримо больше, чем та же самая Англия, еще в 1947 году отменил (снизив цены!) карточную систему на все продукты, в то время когда еще в первой половине пятидесятых Англия не только мясо, но и вонючую треску распределяла по карточкам .
Весь мир был потрясен удивительно жизнеспособной и эффективной советско-Сталинской системой государственного устройства. Да-да, именно Сталинской – потому что Хрущев к нашим космическим успехам имеет отношение весьма опосредованное – хотя бы в силу того, что невозможно за три-четыре года с нуля создать всю научную и производственно-техническую БАЗУ, которая для этого требуется.Понятно, что при Хрущеве никто эту базу и не создавал. БАЗУ как раз создавал Сталин и, – как непосредственный куратор всех военных программ (а ракетно-космическая отрасль, как и атомная, изначально таковой и являлась) – Берия, после войны в должности наркома промышленности СССР ведавший как раз этими вопросами.
Что же касается Хрущева, то он лишь стремился именно на себя перетянуть всю ту беспрецедентную славу, заслуженно обрушившуюся тогда на СССР.
******
Слово непосредственному свидетелю тех событий, доктору физико-математических наук Г.А. Скуридину (ЗиВ № 5 за 1982 год):
"4 октября 1957 года. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен! О, русский народ! Твоя слава приумножилась еще одним великим свершением, подвигом, на века вошедшим в историю человечества. Неизвестный горнист [после успешного запуска на Байконуре по приказу Королева горнист трубил Зорю – А.К.] возвестил начало новой эры — космической!..
Ликование было всеобщим, в середине дня собрались в кинозале. Председатель Государственной Комиссии передал приветствие руководителей партии и правительства всем участникам запуска. Выступили Королев и Келдыш — каждый говорил о значении свершенного, поздравлял с успехом. Вечером меня пригласили к Королеву. Здесь уже находились Келдыш, а также главные конструкторы…
Не замечая усталости, счастливые садились в самолет, чтобы лететь в Москву. Летели молча, вдруг из своей кабины выходит пилот и обращается к Королеву: — Сергей Павлович, весь мир говорит о запуске спутника, на всех языках только одно: "Россия, Спутник!" Королев прошел к пилотам и вскоре вернулся. — Да, товарищи, весь мир потрясен запуском спутника; кажется, мы действительно наделали много шума,— радостно улыбаясь, сказал Сергей Павлович. Это известие все стали бурно обсуждать. Вскоре раздался знакомый голос Юрия Левитана, он повторял сообщение ТАСС о запуске первого спутника Земли".
******
Не надо думать, что Америку это тогда не задело. Задело, да еще как.
Вот как вкратце выглядела череда американских поражений (и советских триумфов) тех лет.
В США царила полная уверенность, что первый спутник будет американского происхождения. Заранее была определена дата запуска — 1957 год. Все знали о том, какие фирмы занимаются изготовлением двигателей, корпусов ракет и измерительных приборов для научных исследований. Подсчитали даже стоимость всех работ по осуществлению этого проекта. Уверенностью в победе "дышали" страницы газет и журналов...
Кадр из служебной кинохроники: на космодроме Байконур стартует ракета с Первым спутником. Сегодня, через 50 лет, мы понимаем, что, учитывая историческую значимость события, наверное, вполне можно было сделать более красивые и качественные снимки. Но тогда, видимо, было не до этого.
******
А утром 6 октября 1957 года президент США Дуайт Эйзенхауэр сидел в своем кабинете в Белом доме, погруженный в глубокие раздумья. Задуматься было над чем. После запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли в стране наступило глубокое разочарование. Поднялась мощная волна критики правительства.
Сенатор Генри Джонсон называл этот запуск "... уничтожающим ударом по престижу Соединенных Штатов". Западный мир находился в замешательстве, узнав, что советский спутник весит около 84 килограммов, в то время как американский "Авангард" — всего 20 килограммов, да и то - на бумаге.
Подсластить пилюлю американцам мог только немедленный удачный запуск "Авангарда". Однако 3 ноября советские специалисты преподнесли новый сюрприз, запустив спутник массой 2,5 тонны с собакой Лайкой на борту.
А 6 декабря на старте грохнулся широко разрекламированный как ответ СССР "Авангард".
Понятно – американцам было обидно. Поэтому 1 октября 1958 года было принято решение о создании НАСА (именно в ответ на успехи СССР!), возглавившего работы по освоению космоса. Президент США лично отдал распоряжение подготовить полет автоматического аппарата к Луне, пытаясь таким образом обогнать СССР в космической гонке. Но и этим его планам не суждено было сбыться. В ночь со 2-го на 3-е января 1959 года Советский Союз осуществил запуск станции "Луна-1", которая пролетела на расстоянии 5-6 тысяч километров от поверхности Луны. Американцы же только в марте ответили запуском "Пионера-4", пролетевшего на расстоянии 60 тысяч километров от Луны (оцените разницу). Однако запущенная в СССР 14 сентября "Луна-2" достигла поверхности Луны, а через месяц, в октябре, следующий аппарат облетел вокруг Луны, сфотографировал ее обратную сторону и передал фотоснимки на Землю. Достижения американцев были значительно скромнее. Успешный запуск "Пионера-5" состоялся только в марте 1960 года, но аппарат не попал на Луну и стал спутником Солнца. Всего из девяти попыток запуска автоматических аппаратов на Луну, предпринятых США в 1958-1960 годах, семь закончились неудачей.
У американцев оставалась последняя надежда хоть как-то восстановить свой престиж — первыми запустить в космос человека...
Но первым, как мы знаем, стал НАШ Гагарин.
******
Да, спутник и Гагарин - наши непререкаемые и триумфальные победы, но еще Бисмарк сказал, что войны (любые) выигрывают не полководцы и армии, а школьные учителя истории.
Им под силу нивелировать любые достижения и выдвигать на первое место совсем иные, даже мнимые, заслуги. Например - полет на Луну. Вы никогда не читали детские энциклопедии на английском языке (не обязательно американские)? О нашем Спутнике там сегодня вообще нет ни слова, а про Гагарина написано… пару слов. Да и то – как о не столь важном, проходящем вроде бы, событии. При этом, само собой, там ни словом ни упомянуто о том, какой именно страны был гражданин этот некий Гагарин. Зато о полете американцев на Луну дифирамбов - страниц на 20-25, с подробными описаниями и красочными иллюстрациями.
Но если бы только это. Посмотрите русскоязычный телеканал Discavery...
Мне скажут - так и не надо смотреть - и читать детские энциклопедии на английском языке тоже не надо.
Проблема в том, что других в нынешней России и нету: для интереса захожу в книжные магазины и гляжу - что да как. Детские энциклопедии крайне дорогие и при этом - крайне убогие. Многие просто переводные издания (как правило – того же USA в качестве первоисточника). Учебники истории - это вообще караул…
Но нам сегодня хотя бы ТАКИЕ вещи нужно вдолбить в голову каждому:
ЭТО БЫЛИ НАШИ ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ!
Наши, и ничьи больше. Все. Точка. Абзац.
******
Думается, сегодня вряд ли кто даже из самых высоких руководителей нашей космической отрасли сможет с твердой уверенностью утверждать, что в скором будущем наша страна может жать новых прорывов в этой области. Более того, нередко можно услышать и сомнения – а оно нам вообще надо?
К примеру, вот мемуары Константина Феоктистова "Траектория жизни". Доктор наук, один из руководителей проекта пилотируемых космических кораблей, космонавт СССР. Человек отдал развитию пилотируемой космонавтики более 40 лет жизни, стоял у самых её истоков. Так вот он прямо пишет, что так и не нашел сколь-нибудь убедительное научное и экономико-социальное обоснование для освоения Луны, полетов на Марс и т.п.
Это, конечно, очень верно Феоктистов отметил.
Только ведь точно также трудно найти экономические мотивы для целей манхеттеновского проекта в США и аналогичного – в СССР. Если не считать ими Хиросиму. Однако без них не было бы атомного реактора, компьютера и других фундаментальных результатов. То же можно сказать о холодной войне в целом.
Суть дела в том, что совершенно неважно, чем руководствуется начальство, и руководимое им общество, когда дают деньги на науку, и для какой конкретной цели они это делают. Результат всегда будет куда важнее этой цели. Кто нынче помнит об экономике Великобритании в контексте работ Ньютона или Максвелла?
Да, Константин Феоктистов не нашёл сколь-нибудь убедительных научных и экономико-социальных обоснований просто потому что таких обоснований на сегодняшний день нет. Без веской причины - перенаселения планеты Земля, - никто и не будет осваивать космос по-настоящему. Но что будет, к примеру, после очередного блистательного технического прорыва в – биологии? А о том, что такой прорыв ожидается в самом ближайшем будущем, вследствии чего продолжительность жизни человека моржет значительно увеличиться. И тогда ситуация с отсутствием научных и экономико-социальных обоснований для освоения Луны и полётов на Марс, резко поменяется на противоположную, и на Земле, как в своё время на острове Пасхи в Тихом океане, люди, возможно, начнут тривиально кушать друг друга. И не по причине роста населения. Нет.
А по причине головотяпства тех местных властей острова Пасхи, которые не видели дальше своего носа и вместо строительства кораблей (как поступили в своё время древние греки) вырубили все леса на постройку каменных истуканов и смотровых вышек.
Фантастика? Возможно. А возможно – и нет.
Разумеется - вбухивать астрономические капитальные вложения в освоение космоса торопиться не надо - да это делать никто и не собирается. Затянуть потуже пояса всегда успеем. Но то, что освоению космоса нет альтернативы, - это тоже надо понимать. Если конечно, не считать альтернативой установления в перспективе на планете Земля единой полицейско-"демократичной" цивилизации, работающей на самоуничтожение по варианту острова Пасхи.
Ведь наши советские люди и наша советская власть тогда вбухивала силы и средства не КОНКРЕТНО в космос и не КОНКРЕТНО в атомную бомбу (Хрущев этого, кстати, так никогда и не понял). А в развитие фундаментальной науки и - технологии. В результате чего развивалось ВСЁ, в том числе и биология. Потому что, если перестать давать деньги на физику, то через короткое время и та же биология встанет.
Потому что мобилизационный рывок – он комплексного подхода требует.
А полет на Марс – лишь прекрасный предлог, чтобы мотивировать интерес публики. Которая, как заметил Чехов, дура.
Однако дуре-публике это не всегда объяснишь. Да и надо ли?