Цель в определенный отрезок времени одна, путей ее достижения множество. То же самое можно сказать и про бизнес. Любой. Финансовых инструментов, как сделать из мухи слона, то есть вырастить свою компанию до внушительных размеров – сколько угодно. Один и тот же инструмент для кого-то может стать созидательным, а для кого-то разрушительным. Но какой подход избрать для конкретной компании? Что нынче модно на фондовом рынке? Почему ММВБ открылась для небольших компаний? Что за ноу-хау введено на валютном рынке? Какие опасности таит в себе IPO? Об этом и многом другом говорилось на практической конференции "Современные возможности привлечения капитала для развития региональных компаний", которая прошла накануне в Екатеринбурге. Секреты успешного роста – в материале Накануне.RU.
Одним из самых ярких признаков состоявшейся компании является выход на рынок капиталов. Но, как советуют эксперты, прежде чем принять такое решение, надо определиться, а стоит ли оно того? Для этого жизненно необходима стратегия развития компании, которая, если говорить упрощенно, составляется методом SWOT-анализа, исходя из сильных и слабых сторон фирмы, рыночных возможностей и опасностей, затем определяется дальнейший план действий. Общая стратегия для среднестатистической компании должна состоять из 10-15 действий. Когда картина дальнейшего развития становится ясна, встает выбор того или иного финансового инструмента для выхода на рынок капиталов. Один из самых распространенных путей – выпуск облигационного займа. Несомненным преимуществом, кроме привлечения средств, является формирования имиджа публичной компании. В качестве минуса специалисты называют то, что первый займ обойдется дороже банковского кредита, однако, если компания хорошо себя зарекомендует, то в дальнейшем выпускать облигации станет намного выгоднее, чем привлекать кредитные средства.
При этом выпускать облигации на сумму менее 1 млрд руб. считается не очень рентабельно. Кроме того, на фоне существующего мирового кризиса многие компании воздерживаются от этого финансового инструмента, поскольку доверие к таким бумагам не очень высокое, соответственно, размещать облигации не выгодно. Для примера, в августе в России было размещено 30-40 облигационных займов, в сентябре – всего два. |
На сегодняшний день несколько компаний готовы выпустить биржевые облигации, среди них есть даже один проект по созданию сразу восьми облигационных выпусков. Пока же официально зарегистрировала эмиссию лишь одна компания – сеть аптек "36`6". "Изначально, размещение облигаций планировалось провести в сентябре нынешнего года, однако из-за мирового кризиса было отложено до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Технически облигации они могут выпустить хоть завтра", - добавил Дмитрий Ивакин. По прогнозам аналитиков это должно произойти до конца года. |
Так, в мае нынешнего года ММВБ создал сектор инновационных и растущих компаний. Целью создания такого сектора является максимальная помощь компаниям небольшой и средней капитализации для выхода на фондовый рынок. Общая капитализация организаций должна быть не менее 100 млн руб. и не более 5 млрд.
Пока в проекте участвуют лишь паи фонда "Финам-IT" и акции компании "Армада". "Уральских компаний в проекте нет, но лиха беда начало. У нас в России каждый проект должен набрать определенную критическую массу", - уверен Дмитрий Ивакин.
При размещении акций на рынке их могут приобрести два типа инвесторов: стратегические (прямые) и портфельные. Во втором случае с вкладчиками не придется делиться контролем за компанией, он им и не нужен, портфельных инвесторов интересует лишь рост акций, чтобы при их дальнейшей продаже получить прибыль. Срок таких инвестиций составляет три-пять лет. Стратегическим инвесторам, наоборот, необходимо влияние на принятие решений, однако они, забрав какую-то степень контроля, могут привнести в компанию свои ноу-хау. Например, "АвтоВАЗу" необходим именно стратегический инвестор, который придет с новыми технологиями и поможет разработать принципиально новый модельный ряд.
И, наконец, самый популярный в последнее время способ привлечения средств – это IPO. Оно подходит только для крупной "рыбы", хорошо зарекомендовавшей себя на рынке и привлекательной для инвесторов. "Инвесторами руководят страх и жадность", - отмечает директор Strategy Partners Михаил Рейдер, поэтому, по его мнению, у компании должны быть перспективы роста за счет того, что она работает в "растущей" отрасли, а также за счет системы управления, позволяющей успешно конкурировать на рынке. Кроме того, у компании должна быть история успешных шагов. Только при наличие этих трех факторов у инвесторов возникнет доверие к этой организации.
Региональный директор "Ренессанс Онлайн" Сергей Береговой заверяет, что несомненными плюсами IPO является повышение ликвидности, которой сейчас многим так не хватает, отсутствие обязательств выплаты процентов (не считая дивидендов, но они, как известно, дело добровольное), а также защита от рейдерских захватов, поскольку есть рыночная оценка компании.
По словам Сергей Берегового, "бум" IPO начался в 2006 года, тогда первичное размещение акций провели такие компании, как "Роснефть", "Разгуляй", "СТС-Медиа", ТМК, ОГК-5, "Северсталь", Челябинский цинковый завод и другие. 2007 ознаменовался IPO Сбербанка, ММК, "Волги газ", ВТБ. "IPO является отличной возможностью приобрести акции в нужном объеме и по цене ниже, чем на вторичном рынке, но в половине случаев российских IPO это не так", - говорит Сергей Береговой. Примером тому служит размещение акций ВТБ, когда после IPO они упали в цене. Но эксперты прогнозируют, что, в связи с развитием банковского сектора, бумаги ВТБ вновь вырастут.
В настоящий момент, по данным Берегового, к IPO готовится уральский эмитент "Уралкалий", отказавшийся от этой идеи в 2006 году, поскольку у руководства компании возникали сомнения по поводу целесообразности этой процедуры. Сейчас, видимо, сомнения развеялись. Судя по прогнозам экспертов, не только у "Уралкалия".