Аналитика


Про право на убийство
Общество | В России

Накануне в Госдуму поступила законодательная инициатива от группы депутатов из числа независимых. Понятно, что раз предлагаемые поправки к законам были инициированы не представителями "руководящей и направляющей" "Единой России", то и внимание к ним со стороны крупнейших российских СМИ оказалось минимальным – хотя бы в силу того, что коль скоро вероятность прохождения оных через парламентские слушания с самого начала представляется минимальной, то, значит, и темы для разговора здесь как бы нет.

Но, думается, не только это соображение послужило причиной того, что сия законодательная инициатива оказалась как бы "замятой" многими центральными СМИ. Дело в том, что поднятая группой нынешних законодателей инициатива сегодня вызывает в обществе полярные, взаимоисключающие и не допускающие какого-либо компромисса оценки. Ну, и кому это надо, – особенно в преддверии парламентских выборов?

А то, что раскол в общественном мнении, а, значит, и ожесточенные споры по нему в случае вынесения этого вопроса на широкую публику неизбежны, говорят хотя бы заголовки на эту тему (в тех изданиях, где пройти мимо нее посчитали для себя невозможным). Потому что они сразу и четко разделились на две полярные точки зрения. "Депутаты хотят запретить аборты" – категорично-осуждающий и безапелляционный посыл одних (и заголовков в подобной стилистике – большинство). "Хватит убивать детей!" – скандирует не менее категоричный, пусть и более малочисленный, хор их оппонентов.

О чем же идет речь?

Депутаты предлагают наказывать врачей за проведение абортов без медицинских показаний, а также за принуждение или рекомендацию к искусственному прерыванию беременности штрафом в размере до 80 тысяч рублей, принудительными работами на срок от 100 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от года до двух лет. Если инициативу поддержит большинство депутатов Госдумы, поправки будут внесены в Уголовный Кодекс РФ. В случае, если аборт по неосторожности повлек смерть пациентки либо причинил тяжкий вред ее здоровью, наказание предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права заниматься медицинской деятельностью на срок до трех лет.

******
Об абортах в нашей стране вслух почти не говорят, и тому есть очевидная причина – большинство из нас тем или иным образом участвовали в этом деянии. Никто не говорит об этом, потому что каждый подсознательно чувствует свою вину. Многим удобнее думать, что "там еще ничего не было", "это такая рыбка, у нее есть хвостик, так в учебнике биологии написано".

По данным Минздрава, ежегодно в России убивают абортами 1,6—1,7 миллионов детей. Количество убиваемых детей в РФ значительно превышает количество рождающихся.

******
Если внимательно рассмотривать проблему абортов - принципиальную возможность или невозможность их совершения, то мы неизбежно упираемся в краеугольный вопрос этой проблемы - является ли нерожденный ребенок человеком?
Именно от ответа на этот вопрос зависят и ответы на все остальные, второстепенные вопросы, которые, между тем, начинают обычно задавать в первую очередь, упуская из виду самое важное.

И действительно, стоит нам понять - кто находится в материнской утробе, - как мы получаем "ключ" к решению всего того свода вопросов, которые непременно возникают, когда речь заходит об аборте.

Если, например, ответить на этот вопрос отрицательно - то сразу исключается ребенок-личность и остается только личность-мать. Соответственно, отметается моральная составляющая: "нет человека - нет проблемы".
Именно такой подход сегодня культивируется, пропагандируется и насаждается в нашем современном российском обществе.

С другой стороны, если дать на главный вопрос ответ положительный - нерожденный ребенок является человеком с момента зачатия, то ситуация проясняется в неменьшей степени. Некоторые последующие вопросы отпадают вовсе (можно ли, скажем, убить ни в чём не повинного человека ради собственного благоденствия?), прочие же неизбежно требуют своего решения, но уже с учётом "золотого правила" межличностных отношений – "не делай другому то, чего не пожелал бы себе".

И тогда мы сразу вспоминаем о том, что Статья 20-я Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на жизнь".
Таким образом, внутриутробные дети оказываются лишенными самого фундаментального из прав - права на жизнь. Совершаемые ежедневно казни детей, названные абортами для сокрытия сути происходящего, противоречат 20-й статье Конституции. Поэтому естественным выходом из такого людоедского положения вещей представляется подтверждение этого права , с отменой всех разрешающих аборты законов как антиконституционных.

Само собой, из стана защитников абортов в ответ начинают немедленно раздаваться возмущенные возгласы.

Вопрос-возражение. Никаких детей в утробах женщин нет - есть только плоды. Они не являются людьми и не пользуются правом на жизнь - в Конституции РФ во 2-й части статьи 17 говорится: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Значит, пока ребенок не родился - никаких прав у него нет.

Ответ: "С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума", - утверждает заведующий кафедрой эмбриологии Биологического факультета МГУ, профессор, доктор биологических наук Владимир Голиченков.

Еще не так давно считалось, что родившегося шестимесячного ребенка практически невозможно выходить. Сейчас это – обычная практика. И кто может сказать, как далеко продвинется медицина в этом направление уже в ближайшие два-три десятилетия?

Категоричная точка зрения всех основных мировых религий на этот счет тоже хорошо известна.


Поэтому у сторонников абортов остается, по сути, один аргумент – юридический. Но и с ним все не так просто.
Существование и распространенность такой точки зрения требует отдельного разрешения в Конституционном Суде, поскольку в настоящее время правоприменительная практика противоречива. Так, с одной стороны, есть множество ограничений, связанных с беременностью женщин (в том числе, например, запрет смертной казни для них), и дополнительные права беременных, с другой - печально известный Закон о репродуктивных правах , низводящий ребенка в утробе до положения даже не животного (за издевательства над которыми существуют наказания в УК РФ), а "опухоли".

И вообще – юридические нормативы устанавливают сами люди. И это нормально, когда некоторые из них с течением времени претерпевают изменения – зачастую весьма кардинальные.

Вопрос-требование. Ну ладно, про плод в 3-м триместре понятно, но ведь в 12 недель (срок, до которого официально разрешен аборт "по желанию женщины"), это же явно еще не человек! Докажите, что это человек - тогда и говорите о запрете абортов!

Ответ. До тех пор, пока вопрос идет о жизни и смерти, бремя доказательств в современной (а не средневековой!) юриспруденции должно возлагаться на сторону, добивающуюся смерти человека. Это СТОРОННИКИ АБОРТОВ ДОЛЖНЫ ДОКАЗАТЬ 100%-ю вероятность того, что абортируемый/убиваемый еще не ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ!

Само собой, любые попытки таких доказательств неизбежно приведут к попыткам дать определение "Что такое человек?". Все подобные попытки неизбежно приведут к противоречиям со статьями о дискриминации и рецидивам того, что было при гитлеровском режиме (геноцид по национальному признаку, всем известный, менее известный геноцид "унтерменшей"-больных психиатрических клиник и т.д.).

К сведению, у восьминедельного ребенка:

БИЕНИЕ СЕРДЦА - прослушивается стетоскопом.

СЕРДЦЕ - бьется уже целый месяц.

ЭКГ - можно сделать электрокардиограмму.

ИЗВИЛИНЫ МОЗГА - их можно было измерить 2 недели назад.

ЧУВСТВУЕТ БОЛЬ - и реагирует на прикосновение.

ОН СОСЁТ ПАЛЕЦ

ОН ПЛАВАЕТ - выполняет движения пловца.

Поборники абортов, докажите, что он – не человек!

Стадии развития человеческого плода

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ - зачатие

ОДНА НЕДЕЛЯ - прикасается к оболочке материнского лона

ДВЕ НЕДЕЛИ - прекращает менструальный период матери.

ТРИ НЕДЕЛИ - сердце уже бьётся

ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ - мозговые извилины плода поддаются измерению

ВОСЕМЬ НЕДЕЛЬ - (смотри выше)

2,5 МЕСЯЦА - тело полностью сформировано. Совершает движения и реагирует на прикосновения.

3 МЕСЯЦА - все системы организма функционируют.

ПОСЛЕ 3х МЕСЯЦЕВ - ничего нового не развивается и не начинает функционировать. Происходит только рост в размерах и дозревании.

И кто-то хочет убить этого ребёнка?

(О том, какими способами их убивают и как это выглядит, смотреть здесь)

Вопрос-обвинение. Если так, то вы, сторонники запрета, собираетесь заставлять рожать даже тех, для кого это смертельно опасно!

Ответ. Сторонники запрета абортов никогда такого не заявляют. Когда существуют риски - в таких случаях выбор за той, чья жизнь под угрозой. Как и при любой ситуации (травме, заболевании), требующем опасной операции. УК РФ в таких случаях никакими карами не грозит (статья "Крайняя необходимость") ни врачу, ни женщине.

Вопрос-обвинение. Сторонники запрета абортов покушаются на свободу выбора женщины. Это мое тело и я с ним могу делать все, что хочу!

Ответ. Безусловно, женщина имеет право распоряжаться СВОИМ телом. Но в процессе аборта она "распоряжается" не своим телом, а телом, точнее, жизнью своего малыша. Более того, намеренно утрируя и, в целях морального самооправдания, низводя до полной безделицы акт абортирования (читай – убийства ), поборницы абортов упирают именно на СВОЮ САМОСТЬ, на свое право распоряжаться своим телом. Приравнивая тем самым "свое право" на убийство еще не родившегося ребенка к банальному нанесению тату на заднице.

Строго говоря, запрет абортов не заставляет никого рожать. Не хотите рожать - не зачинайте в себе ребенка. Тем более что противозачаточных средств сейчас – великое множество: и разнообразные таблетки, в том числе специальные для кормящих матерей, и кольца, действующие в течение месяца, и спирали. Врач подберет то, что подходит в каждом конкретном случае. Кстати, в странах, где противозачаточными средствами пользуются 70% женщин, рождаемость выше, чем в России, например в Швеции или в Норвегии. Как ни странно, в России далеко не все женщины знают о современных методах предупреждения беременности. Вот о том, как прервать ее, об аборте, знают все, в том числе и девочки в возрасте до 14 лет.

Но ребенок в утробе женщины ее частью не является. Поэтому прежде чем рассуждать о праве выбора, предоставьте право на жизнь своему ребенку.

Сопутствующее рассуждение. Существующая практика показывает, что отсутствие запрета абортов вовсе не гарантирует женщинам настоящую свободу выбора. Наоборот - безнаказанность абортов приводит к тому, что на сделавшую подлинный выбор женщину обрушивается давление с очень многих сторон. Вот выступление на форуме:
"К сожалению, в наше время еще хорошо, если врач безразличен. Соседку врач в консультации уговаривала сделать аборт потому, что ей 18 лет, хотя она замужем и ребенок желанный, другой знакомой стали говорить, что у нее замершая беременность и надо "чистить". Как потом выяснилось, никаких признаков замершей беременности не было, просто врач считала, что в 40 лет рожать поздно. Во всех трех случаях дети выжили. А сколько женщин поверило врачам!"

Вопрос-утверждение. Аборт не может быть преступлением, так как в утробе ребенок еще не является членом социума, а преступления - это социально опасные действия.

Ответ. И посылка, и вывод утверждения ложны. Разберем по пунктам.
1.Ребенок общается как минимум с одним из членов общества - матерью. Поэтому он уже является членом социума. Он даже влияет на ее поведение и медицинское состояние.
2. Человек, не являющийся членом социума, все равно имеет права. Возьмем пример: человек на необитаемом острове, ни с кем не общающийся, подвергается ракетному удару испытателей оружия, не проверивших остров на наличие там людей. После этого приехавшая туда экспедиция обнаруживает останки убитого осколками ракеты человека. Если кто-то считает, что в данном случае никто не должен отвечать за преступление, то он заблуждается (см. УК РФ).
3. УК РФ определяет преступлением общественно опасное деяние. Убийство таковым заведомо является.

Вопрос. Сравните уже состоявшегося, взрослого человека, его планы, карьеру и того, кто в утробе и еще, собственно говоря, никто! Почему мы должны пренебрегать интересами полноценного человека для спасения какого-то комочка плоти?

Ответ. Если вопрос стоит "жизнь одного - или жизнь другого", то см. ответ 3. С остальными же ценностями нельзя сравнивать жизнь человека. Попытки установить критерии полноценности и "полезности" уже были в истории (например, Германия 30-40-х), и известно, чем они заканчивались.

Вопрос-утверждение: Запрет абортов – это анахронизм. Такого в цивилизованных странах давно нет.

Ответ-справка.

Критерии допустимости аборта. Процент стран, разрешающих проведение аборта по данной причине:

Спасение жизни матери - 98%
Сохранение физического здоровья матери - 62%
Сохранение психического здоровья матери - 50%
Изнасилование или инцест - 42%
Аномалии развития плода - 40%
Экономические или социальные причины - 29%
По требованию матери - 21%
В 4 из 193 стран аборты полностью запрещены.
В 119 странах из 193 аборты разрешены только при угрозе для жизни или здоровья матери.
60 % стран имеет более строгое, чем Польша, абортное законодательство.
Только в 41 из 193 стран разрешены аборты по требованию матери. В их числе - бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, некоторые европейские страны (Швеция, Австрия), а также Китай, США (не во всех штатах – в Оклахоме, например, аборты запрещены), и Канада. Однако, в целом ряде других стран Европы, таких как Германия, Испания, Португалия, Швейцария не разрешен аборт по желанию женщины, а также по социальным показаниям. В Ирландии и на Мальте аборт полностью запрещен.

******

У меня самого двое сыновей. В ближайшем времени мы с женой ожидаем рождения третьего. (Хочу особо подчеркнуть - мы третьего ребенка в общем-то, не планировали. Как принято говорить - "так получилось".) Так вот, за все те месяцы, пока моя жена была беременна, я и в ум не мог взять, что там, у нее в животе, это не мой ребятенок вовсе – а некий неодушевленный эмбрион, или, как выражаются, "плод".

Я радовался, как дурак, когда первый раз почувствовал, как он слабенько еще, но зримо лягнул пяточкой из животика мамы меня в ухо.

Я гладил его и разговаривал с ним, пока он там рос.

И даже тогда еще, когда он был "вот такусенький", я уже не воспринимал его как нечто неодушевленное, и уж тем более – как грязь, которую можно "выскоблить".

Я воспринимал его как, пусть пока и будущего, но – ЧЕЛОВЕКА. И как моего ребенка.

И я не понимаю – неужели кто-то способен считать иначе?

Другие статьи Андрея Кучина



Андрей Николаев