Аналитика


Дмитрий Линтер: У эстонских властей сейчас цель – "укусить" Россию
Общество | В бывшем СССР

14 января в Эстонии начался суд над тремя лидерами организации "Ночной дозор" – Дмитрием Линтером, Дмитрием Кленским и Максимом Ревой, а также над активистом российского молодежного движения "Наши" Марком Сирыком. Всех их обвиняют в организации массовых беспорядков в Таллине в апреле прошлого года, когда эстонские власти снесли памятник Воину-освободителю, который находился в центре столицы. В те дни погиб российский гражданин Дмитрий Ганин. В случае, если суд вынесет обвинительный приговор, лидерам "Дозора" может грозить до пяти лет тюрьмы. Перед первым заседанием суда корреспондент Накануне.RU поговорил с одним из обвиняемых – лидером "Ночного дозора" Дмитрием Линтером.

Вопрос: Как Вы считаете, как долго продлится суд, и что Вы от него ожидаете?

Дмитрий Линтер: Я не могу сказать, насколько долго будет продолжаться судебное разбирательство, но уже назначено шесть заседаний. Очевидно, что оно будет продолжаться долго, потому что даже свидетели защиты, которые были заявлены заранее, еще не получили повестки. Их получили только свидетели обвинения.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RUНаша позиция однозначна – мы считаем, что нас надо оправдать, а власти поступили нелегитимно и незаконно. Сначала вынесли захоронение, против чего мы и выступили, и не скрываем этого. Это нормальная ситуация – критиковать за подобные действия. О том, что нам вменяют в вину, - поговорим вечером, когда нам предоставят все обвинительные материалы. У нас они есть, но мы не можем пока их комментировать. Тем не менее, я могу сказать, что все это абсурд, и непонятно, как в демократическом обществе эти обвинения будет поддерживать прокурор.

У нас сейчас вообще есть два пути: правовой – он будет зависеть от того, как пойдет суд, и политический. Что касается первого пути – там ясность полная, и не возникает никаких вопросов к ситуации. Что касается политической ситуации, знаете, у властей сейчас есть вполне определенная цель – "укусить Россию". И, так как мы считаем Россию своей Родиной отчасти, поскольку мы все родились в Советском Союзе, мы считаем Россию своей второй Родиной, то вполне возможно, что для того, чтобы показать каким-то образом свою самостоятельность и преемственность американской политике, могут последовать со стороны эстонских властей какие-то действия. Еще раз повторюсь, мы считаем, что нас надо оправдывать однозначно.

Вопрос: Много говорилось о том, что процесс будет открытым. Как Вы считаете, это каким-то образом повлияет на решение суда и на ситуацию в целом?

Фото: ВестиДмитрий Линтер: Можно сказать однозначно, что мы выступаем за открытость процесса, для нас нет никаких в этом сомнений. Мы считаем, что широкий общественный резонанс в обществе – это нормально. Я не знаю, что по этому поводу считает другая сторона, все станет ясно в процессе. Я думаю, что судья согласится с нами на счет открытости процесса. Очень много в отношении нас применялось элементов давления, суд, конечно, этим вещам оценку давать не будет, но мы, со своей стороны, обо всем этом помним, и мы не сломались. Мы хотим в ходе суда осветить те факты, которые в отношении нас совершались, как шло следствие. Все это будет освещено нами в суде. И, конечно, многое будет зависеть от судьи, какой попадется человек, как он будет трактовать факты и события.

Вопрос: Чем сейчас занимается "Ночной дозор"? Не прекращена ли его деятельность?

Дмитрий Линтер: Дело в том, что все лидеры организации сейчас находятся под следствием. Организация функционирует сейчас на добровольных началах. Какие события сейчас там происходят конкретно, я сказать не могу. Но тем, что нас отдали под суд, людей не запугали, они объединились и решили действовать дальше. Государственная машина дала команду "фас!": все спецслужбы, все силовые структуры были брошены на то, чтобы подавить любое инакомыслие. Но мы все-таки живем в европейском государстве, и надеюсь, что здравый смысл и справедливость победят.

Вопрос: Как настроены ваши единомышленники из "Ночного дозора", которые также попали под суд?

Дмитрий Линтер: Они настроены совершенно нормально, настроены доказать свою невиновность в этом уголовном деле. У нас нет никаких внутренних противоречий между собой, абсолютно ясная и четкая позиция. Мы однозначно придерживаемся того, что должен быть Фото: Вестиоправдательный приговор, и того, что лица, совершившие в отношении нас должностные преступления, должны быть наказаны. Теперь нужно посмотреть, насколько суд независим. Мы хотим убедиться в том, что наша страна имеет все-таки возможность быть свободной с точки зрения судебных решений. Насколько эта возможность будет продемонстрирована в глазах всего европейского сообщества, внимание которого приковано к этому процессу, мы посмотрим, ведь с точки зрения юридической практики там нет ничего, чтобы нам можно было предъявить в качестве обвинения.

Мы хотим дать всему этому оценку, хотим услышать оценку суда. Наша задача в том, чтобы у суда была возможность сделать это спокойно, без лишних эмоций, без какого-либо давления как с нашей стороны, так и со стороны властей, которые в отношении нас совершили правовой беспредел.

Мы намерены бороться. И если суд согласится с тем, что мы виноваты, мы просто выскажем все наши позиции, все то, что у нас есть в отношении властей.

Вопрос: Кто-то придет поддерживать вас к зданию суда? Будет ли какой-то митинг или акция?

Дмитрий Линтер: Да. Придут люди, насколько мне известно, их будет довольно много. Будет большой общественный интерес к этому делу. То, как было сделано перезахоронение, с нашей точки зрения, было надругательством. Суд, в принципе, не должен давать оценку этим действиям правительства – он должен подтвердить нашу виновность или невиновность, но, мы считаем, что все эти вещи взаимосвязаны. Я сейчас не хочу раскрывать все наши карты, у нас много "козырей", о которых мы будем говорить на процессе. Надеюсь, у власти хватит ума и разума, чтобы не закрывать нас опять в тюрьму, тем самым показывая собственное бессилие. Мне кажется, у нас есть не только правовые и моральные основания нашей позиции, но и чисто человеческие.

Хроника событий: Беспорядки в Таллине начались, когда полиция попыталась разогнать протестующих против планов правительства провести раскопки Братской могилы советских солдат в центре города на холме Тынисмяги. К вечеру следующего дня появилась информация, что ночью по решению правительства разрезан и вывезен по частям памятник советскому Солдату-освободителю Таллина от гитлеровской оккупации.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU В ходе ночных беспорядков пострадали 44 человека. Позже один из них - русскоязычный житель Эстонии Дмитрий Ганин - скончался в больнице. Полиция заявила, что он получил ножевое ранение, но очевидцы утверждают, что "полицейские избили его дубинками, потом истекающего кровью поволокли в сторону, где приковали наручниками к столбу. Дмитрий потерял сознание и больше в него не приходил".
Медицинская помощь была оказана 13 полицейским, один из них госпитализирован. В ходе полицейской операции в камеры заключения было доставлено более 300 человек. Большую часть из них составили молодые мужчины в возрасте до 30 лет. 



Анастасия Мотовилова