Аналитика


Евгений Копелян: Если в результате Госсовета мы поймем, как решать наши проблемы, будет уже хорошо
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

В эти дни в УрФО пройдет заседание президиума Госсовета, а именно - в одном из небольших городов Тюменской области - Тобольске. Заседание будет посвящено устранению административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса, о чем заявил Дмитрий Медведев. Предпринимателей намерены избавить от избыточных процедур, которые мешают "жить" бизнесу. О том, как в нашей стране возникают подобные преграды рассказал в интервью Накануне.RU в свете предстоящего президиума Госсовета в УрФО председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян.

Вопрос: Евгений Александрович, как Вы оцениваете необходимость устранения административных преград для предпринимателей? Насколько они мешают бизнесу?

Евгений Копелян: Какие-то административные барьеры надо снимать, это очевидно. Но и без них тоже не обойтись. В любом государстве существуют определенного рода барьеры. Другой вопрос, насколько они необходимы для существования государства и не сдерживают ли они его развитие. Поэтому необходим анализ – какие барьеры действительно мешают и от каких нужно избавиться.

Вопрос: Насколько возможно упростить открытие бизнеса, и какие процедуры будут в этих случаях минимальными?

Фото: Накануне.ruЕвгений Копелян: От всех существующих барьеров избавиться, конечно, невозможно. То есть государственная регистрация будет продолжаться, условно говоря, 2-3 или 5 дней, просто потому что быстрее технически это сделать невозможно. Также в любом случае нужно платить налоги, хотя система налогообложения – это и не административный барьер. Регистрация хозяйствующих субъектов также, на мой взгляд, не является тем барьером, которые мешают – нет никаких проблем, чтобы зарегистрироваться.

Проблемы начинаются тогда, когда зарегистрированный хозяйствующий субъект начинает осуществлять свою деятельность. Эти барьеры связаны с тем, что приходится тратить время, средства, нервы на их преодоление, на получение каких-то разрешений, согласований, вместо того, чтобы заниматься собственно бизнесом. В этом смысле проведение президиума госсовета, конечно, необходимо.

Фото: Накануне.ruВопрос: Дмитрий Медведев сейчас проводит консультации с руководителями российских регионов и экспертами, на которых обсуждаются вопросы, каким образом развивать законодательство, касающееся малого бизнеса, и как снимать избыточные административные процедуры, которые до сих пор существуют. По Вашему мнению, в чем выражается эта избыточность?

Евгений Копелян: Здесь необходимо разделить понятия: есть система поддержки предпринимательства, которая нацелена на то, чтобы упростить какие-то условия для осуществления бизнеса через информационную, консультационную, финансовую или другую поддержку, и административные барьеры к этой части государственной деятельности не относятся. Административные барьеры относятся скорее к полномочиям, связанным с надзором и контролем за осуществлением предпринимательской деятельности. В какой-то части – перекочевавшие из старого прошлого, и осуществление которых сегодня в условиях свободного рынка просто не требуется. Либо в какой-то части просто избыточные – избыточный контроль или надзор, который исходит из презумпции виновности тех, за кем этот контроль и надзор осуществляется. То есть получается, что предприниматель изначально уже виноват, потому что он предприниматель, поэтому нужно за ним жестко следить.

Эти барьеры действительно нужно выявлять, потому что по разным оценкам существенная доля денежных средств, которые обращаются в предпринимательстве, тратятся на преодоление тех или иных административных барьеров. Кроме согласований, разрешений, проверок, барьером можно назвать неадекватно установленную цену за подключение, например, к энергосетям. Это можно отнести к действиям монополистов, которые диктуют условия подключения. С другой стороны это можно отнести и к административным барьерам, потому что тарифы на деятельность естественных монополий регулируются административно – государством. Таким образом, если правила регулирования будут изменены, этот барьер можно будет снизить. Скажем, если будет ликвидирована естественная монополия и предприниматель получит возможность выбирать поставщика, цены естественным образом отрегулируются.

Вопрос: Как Вы считаете, насколько проведение заседания президиума поможет разрешить имеющиеся проблемы?

Евгений Копелян: Тема административных барьеров существует столько, сколько мы говорим о развитии малого предпринимательства, она назрела достаточно давно. Если в результате Госсовета мы каким-то образом сможем приблизиться к тому, чтобы хотя бы понять, каким путем дальше двигаться в решении этих вопросов, будет уже хорошо. Сейчас идет сбор информации, прежде всего, о примерах административных барьеров и здесь возникает сложность, связанная с тем, что предприниматели зачастую не готовы открыто рассказывать о своих проблемах с надзорными, контрольными органами.

Вопрос: С чем это связано?

Евгений Копелян: Они боятся, что если открыто начнут говорить о том, какие сложности те для них создают, этих сложностей станет еще больше.

Существует огромное множество нормативных документов, соответственно, если ты работаешь, наверняка, какое-то из них ты если не нарушаешь, то точно не в полной мере исполняешь. И в принципе придраться всегда к чем-нибудь можно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Кстати, по результатам опросов, проблемы связанные с налогообложением, не так сильно волнуют предпринимателей, больше – связанные с проверками и согласованиями.

Вопрос: Что становится у нас институтами развития бизнеса – как осуществляется поддержка предпринимателей?

Евгений Копелян: Что касается институтов развития – это другая рука государственной власти. И задача, которую ставит вновь избранный президент, состоит в том, чтобы не было противоречий между действиями этих разных рук.

То есть с одной стороны, выделяются бюджетные ресурсы на поддержку предпринимательства, на обучение, консультирование, предоставление помещений, льготных ресурсов, а с другой стороны, какой-то надзорный орган по пустяковому поводу предприятие закрывает. В результате все бюджетные ресурсы, которые были направлены на поддержку, "ушли в песок".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Задача институтов развития в случае предпринимательства с одной стороны состоит в том, чтобы помочь предпринимателю быстрее пройти период становления. С другой – стать более устойчивым, с тем, чтобы после того, как поддержка была оказана, предприятие в состоянии было самостоятельно развиваться. Понятно, что развитие происходить в любом случае, но вопрос в том, насколько быстро оно будет идти. С помощью института развития процесс искусственно ускоряется. И одна из задач государства как раз ускорение развития, именно поэтому государство направляет ресурсы на формирование системы институтов развития.

В Свердловской области функцию института развития предпринимательства выполняет инфраструктура развития и поддержки предпринимательства, формируемая областным комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства.

Вопрос: Какой поддержкой здесь может заручиться бизнес?

Евгений Копелян: Наряду с финансовой или имущественной поддержкой, если у предпринимателя возникают какие-то сложности, например, при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, мы можем предоставить ему консультацию. Для этого создаются специальные организации муниципальные фонды поддержки и информационно-консультационные центры для предпринимателей. Ежегодно более 30 тысяч субъектов малого предпринимательства получают консультационную, имущественную или финансовую помощь от организаций инфраструктуры развития предпринимательства Свердловской области. Всего в Свердловской области работает 45 организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе 37 муниципальных фондов поддержки и восемь информационно-консультационных центров для предпринимателей.

Вопрос: Правительство ставит задачу добиться того, чтобы минимальный вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт составлял 50%. Какая ситуация в этом смысле складывается в Свердловской области?

Евгений Копелян: Если говорить о параметрах развития малого предпринимательства, новый федеральный закон ввел новые критерии отнесения к этой сфере деятельности, и мы сейчас можем себя сравнивать с европейскими странами. Единственно, что нужно дождаться достоверной информации от Росстата, сколько у нас все-таки малых предприятий в соответствии с новыми критериями, сколько средних. Тогда уже можно будет точно сказать, какова доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте. По разным оценкам, она уже сейчас составляет порядка 40%. Это достаточно высокий показатель, поскольку специфика региона такова, что у нас много крупных предприятий, а сокращение их доли на общем фоне маловероятно.