Всепоглощающая госкорпорация "Ростехнологии" замахнулась на горно-металлургические активы. Из письма главы госкорпорации Сергея Чемезова Владимиру Путину следует, что "Ростехнологии" намерены создать крупнейшую в мире горно-металлургическую компанию. Начать Чемезов планирует с получения российских долей в монгольских активах и лицензии на разработку Удоканского месторождения. Затем должно произойти включение медно-молибденовых активов "Норникеля" в создаваемую компанию – и металлургический гигант готов. Но на Удокан также претендуют консорциум из УГМК, РЖД и Внешэкономбанка, а "Норникель" делят "Русал" и "Металлоинвест".
Затянувшийся развод Прохорова и Потанина, сделавший возможным борьбу за "Норникель", сплел интересы российских металлургических компаний в тесный клубок. В непростой процесс дележки компании, ее вероятного слияния с "Русалом" и теоретически возможного с "Металлоинвестом" пытаются вмешаться "Ростехнологии". История усложнилась из-за конкурса за Удоканское месторождение. По данным газеты "Коммерсант", совет директоров "Норильского никеля" принял решение подать заявку на участие в конкурсе. Как ранее писали СМИ, в борьбу за Удокан "Норникель" намерен вступить в консорциуме с "Ростехнологиями" и "Металлоинвестом" против альянса "Уральская горно-металлургическая компания"-"Российские железные дороги"-Внешэкономбанк.
Ранее представители "Норильского никеля" заявляли, что в конкурсе за лицензию на разработку Удоканского месторождения участвовать не будут – со слишком сильным конкурентом им предстоит бороться. Коалиция с "Ростехнологиями" и "Металлоинвестом" все меняет. Победа "Уральской горно-металлургической компании", которой Удокан очень нужен, ведь сырьевая база компании истощается, теперь неочевидна. Даже несмотря на административную поддержку "Российских железных дорог" и финансовую Внешэкономбанка. Пусть лицензия на разработку не продается на аукционе, а отдается по конкурсу, на саму разработку месторождения нужно около $1,6 млрд, что отдельно взятой компании, пусть даже очень крупной, все-таки не под силу.
Тем не менее, это того стоит. Напомним, что запасы Удокана оценивают в 20 млн т меди, что составляет от 40 до 60% всех российских запасов меди и 15% от общего годового производства. 70% руды можно извлечь наиболее дешевым открытым способом. Помимо меди, в руде есть золото, серебро, платина, ниобий, титан, стронций, никель и коксующийся уголь. В 23 км от месторождения находится железнодорожная станция Новая Чара БАМа, поэтому с доставкой добытого сырья проблем быть не должно.
Впрочем, намерение "Норникеля" пока еще лишь остаются намерением и достоверной информации, что компания будет бороться за месторождение вместе с "Металлоинвестом" и "Ростехнологиями", нет. Как объяснил "Коммерсанту" председатель совета директоров "Норильского никеля" Андрей Клишас, решение подать заявку на участие в конкурсе по Удокану связано с тем, что компания хотела бы изучить техническую документацию. И подача заявки не означает, что "Норильский никель" "принял бесповоротное решение участвовать в конкурсе".
Срок подачи заявок на участие в конкурсе истекает 14 мая, значит, к этому времени "Норникель" должен определиться со своими партнерами. Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский полагает, что компания не успеет это сделать. Если "Норникель" пойдет на конкурс в одиночку, то, скорее всего, его не выиграет. Если вместе с "Ростехнологиями" и "Металлоинвестом", то они должны создать отдельную компанию. О чем, собственно и говорил Сергей Чемезов. Но времени на это почти нет. |
"Для того, чтобы создать компанию специально для конкурса, должен пройти сложный переговорный процесс", - отметил Олег Петропавловский.
Кроме того, Удокан хоть и является привлекательным для металлургов, но "Норильскому никелю", как считает аналитик ИК "Велес-Капитал" Станислав Фоменко, сейчас просто не до того – разобраться бы с "Русалом". И все же, даже если три компании объединятся, то, по мнению аналитика ИК "Финам" Дениса Горева, связка УГМК-РЖД-ВЭБ имеет преимущество в этой борьбе, поскольку способна разрабатывать месторождение с меньшими затратами (транспортную инфраструктуру возьмет на себя РЖД), опирается на финансовые ресурсы ВЭБа и не встретят сопротивления ФАС. В то время как участники второй тройки значительно отягощены рядом других проектов.
Тем не менее, как считает Денис Горев, сам проект по созданию крупнейшей в мире горно-металлургической компании выглядит действительно интересным, он сможет объединить добычу, переработку и дальнейшее использование металла. "Однако в данном проекте значительную роль будет играть административный ресурс, что может негативно сказаться на его имидже", - добавляет аналитик ИК "Финам".
Речь идет о создании именно горно-металлургической компании, и в свете этого не совсем понятно, при чем тут "Ростехнологии". Удокан пока ничей, российско-монгольские предприятия "Эрдэнэт" и "Монголросцветмет" тоже не принадлежат госкорпорации. В "Ростехнологии" планируется ввести множество крупных предприятий, таких как ОАО "Оборонпром", ОАО "АвтоВАЗ", ОКБ Сухого, но к металлургии они отношения не имеют. Поэтому сейчас госкорпорация ничего для слияния и создания крупнейшей в мире компании предложить не может. |