Не повезло туристам в нынешнем сезоне. Цены на самые популярные курорты растут, авиатопливо дорожает, авиабилеты, соответственно, тоже. Кроме того, загранпаспорта вовремя не выдают, а чартеры, порой, опаздывают. С последним Росавиация решила бороться. Федеральное агентство воздушного транспорта больше не принимает формулировку "задержка по требованию заказчика" в качестве объяснения причины задержки рейса. Вот только запрет этот, если и будет выполняться, то, как говорят участники туристического бизнеса, не очень актуален. А вот с более насущной проблемой – повышением цен на авиакеросин – государство почему-то не спешит разобраться.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Росавиации, причиной запрета на задержку чартерных рейсов по требованию заказчика стали участившиеся в последнее время случаи многочасовых задержек рейсов. "Таким образом, авиакомпании, выполняющие международные чартерные рейсы, фактически перекладывали вину за задержки рейсов на туроператоров. При этом реальные причины, как установил ряд проведенных Росавиацией расследований, крылись в технических причинах и отсутствии необходимого резервирования воздушных судов авиакомпаниями", - сказано в официальном сообщении агентства.
Туроператоры недоумевают, поскольку, рейсы они почти никогда не задерживают, а, если такое и случается, то по объективным причинам. Например, не успели вовремя доставить визы, а без них лететь просто не имеет смысла. "Мы ни разу чартеры не задерживали. Турфирмам самим невыгодна задержка. Она может быть лишь по одной причине – люди не успевают на самолет", - заявил Накануне.RU президент ООО "Международное туристическое агентство "Виста" Василий Кривохижин.
Генеральный директор ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев отметил, что случаи, когда авиакомпании сваливают вину за задержку на турфирмы, редки. "Если и был какой-то случай, когда авиакомпания перекладывает на турфирму вину за задержку, то единичный. Были сбои во Внуково, но там просто два хозяина не договорились между собой. Компания могла заявить о заправке за три-четыре часа до вылета, а у заправщика было все распланировано", - говорит Виктор Горбачев.
Фото: Накануне.ruВ целом же, по словам гендиректора ассоциации аэропортов России, сейчас ситуация с чартерными рейсами намного лучше, чем несколько лет назад: авиакомпании стали более пунктуальными, а аэропорты улучшили качество обслуживания. Если бы еще цены на авиакеросин не росли такими бешеными темпами, было бы совсем хорошо. 21 июня стоимость авиатоплива в "Кольцово" возросла на 13,6%, до этого в мае произошло еще два повышения – на 10,6% и на 4,5%. После очередного повышения цена составила 30 тыс. 600 руб. за т. В целом же, с ноября 2007-го по июнь 2008-го, цены на авиакеросин в России выросли на 70%.
Как считает Виктор Горбачев, вины аэропортов в этом нет. "Топливно-заправочный комплекс "Внуково" заправляет всего лишь 15% самолетов. Остальные воздушные судна заправляют сами компании, которые базируются в этом аэропорту. Аэропорт берет деньги за хранение, доставку, заправку, а лишь 10% от стоимости авиатоплива", - отмечает генеральный директор ассоциации аэропортов России. Конечно, бывали случаи, что аэропорты за счет своих "накруток" пытались заработать на авиатопливе (например, УФАС по Свердловской области после подобных инцидентов взяло на контроль аэропорт "Кольцово"), но антимонопольная служба реагирует на это.
Как уже писало Накануне.RU, альтернативные топливно-заправочные комплексы также не смогли бы кардинально решить проблему высокой стоимости авиатоплива. Виктор Горбачев привел в пример автозаправки, которых много, а разница стоимости бензина составляет копейки. Более существенно понизить цены помогла бы система, используемая в европейских аэропортах, когда авиакомпании закупают топливо у поставщиков, минуя ТЗК. Но пока это не очень реально, во-первых, потому что в аэропортах должны быть емкости для хранения керосина, а, во-вторых, поставщики не идут на прямые продажи. "Авиакомпании с удовольствием бы купили топливо напрямую у поставщика, но нет этого. Поставщики говорят, что работают только с оптовиками", - подчеркивает гендиректор ассоциации аэропортов России. Но даже если бы и шли, это все равно бы не смогло компенсировать рост цен на нефтепродукты.
На нефтепродукты устанавливают цены не поставщики, а производители – нефтеперерабатывающие заводы, которые, как правило, принадлежат крупным нефтяным компаниям. И получается, что от высоких цен выигрывают они да федеральный бюджет. Чем выше стоимость барреля нефти на нью-йоркской бирже, тем дороже бензин и авиакеросин. |
Как отметил в разговоре с Накануне.RU директор одной из екатеринбургских турфирм, просивший не упоминать его имени, можно согласиться с тем, что повышение цен на топливо – общемировая тенденция, но в зарубежных аэропортах авиакеросин все равно дешевле, чем в России (при том, что в большинстве европейских государств нефть не добывают!). "В цене нефти – 70% - акцизы, которые получает государство, оно дважды получает прибыль: с акцизов и с налогов, которые платят авиакомпании, топливопроизводители, турфирмы от реализованной продукции. В итоге из-за высоких цен шумят топливозаправщики, аэропорты, авиакомпании. Но в конечном итоге заложником работы с клиентами оказывается весь туристский бизнес", - заявляет директор екатеринбургской турфирмы.
В итоге, как отмечают туроператоры, стало меньше желающих совершить путешествие. "Повышение топливного сбора очень серьезно отразилось на спросе на путевки – он сильно упал. Насколько подорожало топливо, настолько же подорожали билеты", - заявила Накануне.RU начальник чартерного отдела ООО "Екатеринбургское Бюро международного туризма "Спутник" Олеся Щербакова. |
По словам президента ООО "Международное туристическое агентство "Виста" Василия Кривохижина, размер "переплаты" варьируется в зависимости от направления, но в среднем, за один билет приходится платить больше на $200. "Думаю, что эта сумма будет еще больше увеличиться, - с сожалением прогнозирует Василий Кривохижин. – Но даже сейчас кто-то не может себе позволит доплачивать такую сумму. Если летит семья из четырех человек, то стоимость отдыха становится дороже на $1 тыс. Мы почувствовали негативное отношение людей к нам, когда приходится их просить доплатить".
Кроме того, стоимость путевки увеличивает повышение цен в гостиницах на популярных курортах в Турции и Египте. "Стоимость путевки по сравнению с прошлым годом у нас резко возросла. Отели в Турции, которые в прошлом году считались недорогими, сегодня просто неподъемные. Уехать в хороший отель в Турцию стоит дороже, чем улететь в США. Топливо влияет не только на стоимость авиабилетов, но и вообще на все", - отмечает Василий Кривохижин.
Хоть дорого, но улететь возможно, а есть люди, которым путь за рубеж пока закрыт, из-за того, что либо нет загранпаспорта, либо закончился срок его действия. Миграционная служба не укладывается в отведенный законом для изготовления месячный срок, будь то простой паспорт или биометрический. Свердловский ОВИР осаждают сотни людей, у которых "горят" билеты – через несколько дней улетать, а паспорт не готов, хотя они сдавали документы два-три месяца назад. И несмотря на то, что к заместителю начальника УФМС выстраиваются огромные очереди из надеющихся ускорить процесс получения, которые начинают занимать с семи утра, такие же очереди стоят к автомату, выдающими талончики на получение (по телефону узнать, готов ли паспорт, нельзя, нужно придти лично, перед этим взяв талончик), в итоге о путешествии приходиться забыть. Но как отмечают работники турфирм, эта проблема касается не многих. "У нас в этом году мало случаев, что путевки аннулируются из-за задержки в выдаче загранпаспортов. Туристы получают их заранее", - говорит начальник чартерного отдела ООО "Екатеринбургское Бюро международного туризма "Спутник" Олеся Щербакова.
Президент ООО "Международное туристическое агентство "Виста", наоборот, отмечает, что поездки срываются, на спрос это не очень влияет. "Туристы не понимают, что мы не выдаем загранпаспорта, а нам предъявляют претензии, что мы не возвращаем стоимость билетов. Сегодня приходится говорить туристам, что, пока не принесете загранпаспорт, нам с вами разговаривать не о чем", - подчеркивает Василий Кривохижин.
Впрочем, если ситуация с загранпаспортами повторяется из года в год, то высокие цены на путевки – напасть нынешнего туристического сезона. И люди, которые могли себе позволить отдохнуть за рубежом в прошлом году, в нынешнем году уже такой возможности не имеют.