Ежегодный саммит стран Шанхайской организации сотрудничества в Таджикистане стал очередным "грузинским" поводом испытания на прочность президента России Дмитрия Медведева. В осторожной форме лидеры этих стран, сохранявших молчание с начала конфликта, высказались по проблеме, которая уже воспринимается как толчок к появлению противовеса мировой однополярности, и передали бразды правления России. Таким образом, Россия так пока и не получила поддержки в признании Абхазии и Южной Осетии, впрочем, по итогам саммита ШОС в это мало кто верил. Сплотится ли в дальнейшем ШОС против провокаций новой "холодной войны" – в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, директор Института политических исследований Сергей Марков.
Вопрос: Накануне прошла встреча лидеров стран ШОС. Как бы оценили ее результаты, насколько их можно назвать положительными для России – так, была оценена роль России в поддержании мира на Кавказе, но о признании Абхазии и Южной Осетии речи не пошло?
Сергей Марков: Это мягкая поддержка России, им было трудно поддержать независимость Абхазии и Южной Осетии, поскольку, во-первых, у Китая самого есть проблемы с сепаратистами, он боится тенденции на признание сепаратистских режимов в стране, а, во-вторых, и у других стран есть такие проблемы. Ряд постсоветских государств испугались чрезмерной жесткости России, поэтому категорично не стали ее поддерживать, но в мягкой форме поддержали.
Положительно то, что отмечается позитивная роль России в поддержании мира в регионе, а также, то, что, прежде всего, Китай, оперирует понятием не "российско-грузинский конфликт", что акцентирует внимание на линию России, а "грузино-югоосетинский конфликт", тем самым Южная Осетия выделяется в качестве отдельной стороны, ставится на одну "полку" с Грузией, то есть, по сути, признается ее независимость. Кроме того, Россия не обозначается как сторона конфликта в этой формулировке. Это та самая мягкая поддержка, которая и ожидалась.
Вопрос: В дальнейшем сможет ли Россия рассчитывать на поддержку в признании Абхазии и Южной Осетии другими странами?
Сергей Марков: Признание будет мало, кем реализовано – это своеобразный тест на полную независимость от американцев и отсутствие собственных проблем с сепаратистскими режимами. Не так много стран в мире могут похвастаться и тем, и другим одновременно.
Вопрос: А если говорить именно о странах ШОС?
Сергей Марков: Они так и будут мягко поддерживать Россию как жертву американской агрессии, а все понимают, что в Южной Осетии была американская агрессия, все понимают, что каждая из этих стран может стать жертвой американской агрессии в будущем. При этом они будут поддерживать именно Россию, но не Абхазию с Южной Осетией.
Вопрос: Какие задачи, на Ваш взгляд, будет пытаться решить России за время председательства в ШОС, которое ей было передано?
Сергей Марков: Я думаю, что Россия будет, прежде всего, решать задачу постепенной выработки общей позиции по основной проблеме, которая заключается в том, что США пытаются спровоцировать новую "холодную войну" с Россией, сплотить весь Запад на этой основе. ШОС должна сформулировать четкую позицию в этом смысле. Кроме того, ШОС должна в дальнейшем продвигаться по пути укрепления безопасности Средней Азии, что является для нее важнейшей задачей. Также ШОС должна попытаться сформулировать свои позиции по глобальным мировым проблемам, может быть, для того, чтобы повлиять на ситуацию.
Вопрос: Можно ли ожидать, что эти позиции сформулированы за время председательства России?
Сергей Марков: Россия будет пытаться это сделать, а удастся ей это или нет, будет зависеть от многих факторов, пока сложно сказать.
Вопрос: Евросоюз намерен обсудить введение санкций против России в связи с "грузинской" проблемой? Как Вы считаете, решится ли он на это?
Сергей Марков: Нет, не решится, кроме самых символических. Деятельность Евросоюза будет во многом парализована – ряд стран будет предлагать жесткие санкции в отношении России, прежде всего, американские сателлиты, но они будут невозможны, поскольку будут заблокированы теми странами, которые опасаются новой "холодной войны". В то же время, намерения тех, кто хотят улучшить отношения с Россией, приступить к разработке договора между Россией и Евросоюзом, будут заблокированы теми же американскими сателлитами. Евросоюз слишком неоднороден, поэтому вряд ли сможет принять какие-то решения.