Техническая неисправность, человеческий фактор или все вместе взятое? Из-за чего в Перми погибли 88 человек в результате крушения надежного "Боинга-737", пока не ясно. В качестве основной версии авиакатастрофы Следственный комитет называет техническую неисправность, но лишь один негативный фактор редко приводит к столкновению самолета с землей, обычно – это цепь роковых случайностей. Почему экипаж самолета на запросы с земли отвечал, что все в порядке, и не выполнял команды диспетчера? По какой причине самолет упал именно на железную дорогу, был ли взрыв в воздухе и почему не стоит доверять показаниям очевидцев в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Вопрос: Олег Михайлович, разумеется, что пока не расшифрованы самописцы, выводы о причинах авиакатастрофы в Перми делать рано, но исходя из имеющейся информации, наверняка, можно предположить, что же произошло.
Олег Смирнов: Торопиться с выводами не нужно, сейчас идет расследование, по итогам которого будут сделаны выводы на базе объективных данных, то есть расшифровки "черных ящиков". Один из самописцев записывает все параметры техники (двигателя, систем), второй – переговоры экипажа между собой, с землей. Когда все это будет расшифровано, картина станет более или менее ясна.
То, что сейчас следует из информации, в том числе из выступления диспетчера, мы можем объяснить только одним. Когда самолет стал маневрировать с точностью до наоборот относительно рекомендаций диспетчера, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, и экипаж ответил утвердительно, в тот момент экипаж считывал информацию только с тех приборов, которые видел перед собой.
Представьте себе ситуацию: ночь, облака, ничего не видно. Как правило, в районе круга на "Боингах" пилотирование происходит в автоматическом режиме. Тогда, видимо, автоматы вели самолет на посадку, но по каким-то причинам это делали это не правильно. Не даром, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, командир корабля, посмотрев на приборы, сказал "да", хотя в это время самолет находился уже не там, где должен был. Предположим, он мог заблудиться, но почему это привело к такому исходу, почему "Боинг" начал резко снижаться и столкнулся с землей, на этот вопрос еще нужно ответить. |
Вопрос: Самолет упал не на жилые дома. Это говорит о том, что экипаж сознательно отвернул от жилого массива, значит, было на это время и пилоты должны были осознавать, что что-то не так?
Олег Смирнов: В последний этап перед столкновением самолет вышел на визуальный полет – оказался ниже кромки облаков, стало видно землю. Жилые дома ни с чем не перепутаешь, а железная дорога всегда хорошо освещена. Я вполне допускаю, что экипаж предпринял все меры, чтобы миновать столкновение с жилыми домами. И увидев освещенную трассу, может быть, подумал, что это автодорога. Мы с вами спокойно сейчас рассуждаем, но там все происходило за доли секунды. Профессионал выбрал бы освещенную трассу.
Вопрос: Но очевидцы говорят, что взрыв произошел именно в воздухе...
Олег Смирнов: Когда опрашивают очевидцев, всегда один говорит, что это красного цвета, второй - что зеленого, третий - что голубого. Верить показаниям очевидцев нельзя. Во-первых, была облачность, и взрыва в облаках не видно. Во-вторых, после падения люди заметили факел, взрыв – такая масса ударилась об землю, вдобавок в самолете оставалось несколько тонн топлива. Конечно, очевидцы могут добросовестно заблуждаться.
Вопрос: Олег Михайлович, можно ли в такой ситуации, когда облачность, вероятно, неверные показания приборов, выход из строя двигателя, избежать катастрофы?
Олег Смирнов: Отказ одного двигателя ни в коем случае не должен являться причиной катастрофы. Пилотов по специальной программе гражданской авиации обучают посадке самолета в данных условиях. Они не сядут за штурвал до тех пор, пока не пройдут специальную теоретическую подготовку и практическую – на тренажерах, которые один к одному имитируют отказ двигателя.
Другое дело, если на двигателе пожар и он не гасится, ситуация многократно утяжеляется. На любом современном самолете есть несколько степеней пожаротушения. Срабатывает первая очередь, если пожар продолжает бушевать, то вторая, когда нет эффекта, то третья – вручную. И если огонь не погас, то это уже страшно, потому что горение происходит очень быстро. Большую опасность представляет отлетающие от вращающейся турбины лопатки, они с громадной скоростью прошивают все, что попадается на их пути, выводя из строя системы двигателя, системы управления самолета. |
В России очень серьезные системные недостатки в государственном регулировании гражданской авиации. Мы - единственная страна в мире, где нет единого органа регулирования гражданской авиации в результате бездарно проведенной административной реформы. |