Аналитика


Ночь. Облака. Приборы. Почему упал "Боинг"?
Общество | Приволжский ФО

Техническая неисправность, человеческий фактор или все вместе взятое? Из-за чего в Перми погибли 88 человек в результате крушения надежного "Боинга-737", пока не ясно. В качестве основной версии авиакатастрофы Следственный комитет называет техническую неисправность, но лишь один негативный фактор редко приводит к столкновению самолета с землей, обычно – это цепь роковых случайностей. Почему экипаж самолета на запросы с земли отвечал, что все в порядке, и не выполнял команды диспетчера? По какой причине самолет упал именно на железную дорогу, был ли взрыв в воздухе и почему не стоит доверять показаниям очевидцев в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Вопрос: Олег Михайлович, разумеется, что пока не расшифрованы самописцы, выводы о причинах авиакатастрофы в Перми делать рано, но исходя из имеющейся информации, наверняка, можно предположить, что же произошло.

Олег Смирнов: Торопиться с выводами не нужно, сейчас идет расследование, по итогам которого будут сделаны выводы на базе Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU объективных данных, то есть расшифровки "черных ящиков". Один из самописцев записывает все параметры техники (двигателя, систем), второй – переговоры экипажа между собой, с землей. Когда все это будет расшифровано, картина станет более или менее ясна.

То, что сейчас следует из информации, в том числе из выступления диспетчера, мы можем объяснить только одним. Когда самолет стал маневрировать с точностью до наоборот относительно рекомендаций диспетчера, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, и экипаж ответил утвердительно, в тот момент экипаж считывал информацию только с тех приборов, которые видел перед собой.

Представьте себе ситуацию: ночь, облака, ничего не видно. Как правило, в районе круга на "Боингах" пилотирование происходит в автоматическом режиме. Тогда, видимо, автоматы вели самолет на посадку, но по каким-то причинам это делали это не правильно. Не даром, когда диспетчер спросил, все ли в порядке, командир корабля, посмотрев на приборы, сказал "да", хотя в это время самолет находился уже не там, где должен был. Предположим, он мог заблудиться, но почему это привело к такому исходу, почему "Боинг" начал резко снижаться и столкнулся с землей, на этот вопрос еще нужно ответить.

Вопрос: Самолет упал не на жилые дома. Это говорит о том, что экипаж сознательно отвернул от жилого массива, значит, было на это время и пилоты должны были осознавать, что что-то не так?

Олег Смирнов: В последний этап перед столкновением самолет вышел на визуальный полет – оказался ниже кромки облаков, стало видно землю. Жилые дома ни с чем не перепутаешь, а железная дорога всегда хорошо освещена. Я вполне допускаю, что экипаж предпринял все меры, чтобы миновать столкновение с жилыми домами. И увидев освещенную трассу, может быть, подумал, что это автодорога. Мы с вами спокойно сейчас рассуждаем, но там все происходило за доли секунды. Профессионал Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU выбрал бы освещенную трассу.

Вопрос: Но очевидцы говорят, что взрыв произошел именно в воздухе...

Олег Смирнов: Когда опрашивают очевидцев, всегда один говорит, что это красного цвета, второй - что зеленого, третий - что голубого. Верить показаниям очевидцев нельзя. Во-первых, была облачность, и взрыва в облаках не видно. Во-вторых, после падения люди заметили факел, взрыв – такая масса ударилась об землю, вдобавок в самолете оставалось несколько тонн топлива. Конечно, очевидцы могут добросовестно заблуждаться.

Вопрос: Олег Михайлович, можно ли в такой ситуации, когда облачность, вероятно, неверные показания приборов, выход из Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU строя двигателя, избежать катастрофы?

Олег Смирнов: Отказ одного двигателя ни в коем случае не должен являться причиной катастрофы. Пилотов по специальной программе гражданской авиации обучают посадке самолета в данных условиях. Они не сядут за штурвал до тех пор, пока не пройдут специальную теоретическую подготовку и практическую – на тренажерах, которые один к одному имитируют отказ двигателя.

Другое дело, если на двигателе пожар и он не гасится, ситуация многократно утяжеляется. На любом современном самолете есть несколько степеней пожаротушения. Срабатывает первая очередь, если пожар продолжает бушевать, то вторая, когда нет эффекта, то третья – вручную. И если огонь не погас, то это уже страшно, потому что горение происходит очень быстро. Большую опасность представляет отлетающие от вращающейся турбины лопатки, они с громадной скоростью прошивают все, что попадается на их пути, выводя из строя системы двигателя, системы управления самолета.

Вопрос: Это катастрофа "Боинга" не первая. Можно ли говорить о некой системе?

Олег Смирнов: По этому самолету, как и по любому другому, системы, как правило, нет. За все время производства "Боингов", а это около 30-и лет, их выпущено более 5 тыс. Это очень удачная и надежная машина, потому что неудачные машины, а такие бывают, очень быстро заканчивают свою жизнь – отлетывают ресурс и больше не производятся. Вопрос другой: как подготовлен к полетам на этом самолете конкретный экипаж.

В России очень серьезные системные недостатки в государственном регулировании гражданской авиации. Мы - единственная страна в мире, где нет единого органа регулирования гражданской авиации в результате бездарно проведенной административной реформы.

Вопрос: А как же Росавиация?

Олег Смирнов: В составе Росавиации до последних дней не было ни одного летчика, ни одного летного подразделения и ни одного авиационного инженера. Этими вопросами на государственном уровне просто некому заниматься. В последнее время благодаря усилиям профессиональных общественных организаций ряд функций из Ространснадзора передали в Росавиацию. Но это полумера, ничего не дающая в вопросах безопасности полетов. Функции нормотворчества осталась в Минтрансе.

Вопрос: Существующую сегодня юридическую базу нужно менять?

Олег Смирнов: А как же? Все меняется, у нас 40% правового поля гражданской авиации страны не прикрыто! Летай как хочешь и куда хочешь. Мы до сих пор руководствуемся документами, уже почти 20 лет не существующей страны с другой экономикой и социальной системой. Вот где причины всех бед гражданской авиации, связанные и с безопасностью полетов, и с задержками рейсов, и с аэропортами, которых было 1,3 тыс., а осталось 300, и с повышением цен на топливо, и с самым низким в мире Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU коэффициентом доступности воздушного транспорта и так далее.

Поэтому мы уже два года предлагаем создать единый полномочный орган, который был бы ответственен за вопросы безопасности полетов и подчинялся правительству, а не Минтрансу.

Перед международной общественностью ответственность за безопасность полетов несет государство, а не авиакомпании. Именно государство – член ИКАО (Международная организация гражданской авиации – прим. ред.), всего там 190 государство. Все, кроме России, считают необходимым иметь такой полномочный орган.

Кстати, завтра прилетает комиссия ИКАО с плановой проверкой, и тут ей преподнесли такой "подарок". Жалко и обидно, что, во-первых, погибли люди, а во-вторых, ИКАО на таком фоне будет производить проверку, а потом о результатах докладывать 190 странам. 



Александра Качалова