В ближайшие дни в Москве пройдут встречи глав МИД Азербайджана, Армении и России, а также встреча министров с Минской группой ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. После этого 2 ноября пройдет встреча президентов трех стран. Карабахская проблема находится в тупике с 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии, а самому конфликту уже 20 лет. В свете произошедшего на Кавказе можно говорить о том, что интересы России все в большей степени направлены на Азербайджан, тогда как раньше позиция Россия склонялась в пользу Армении. Что может предложить Медведев по Нагорному Карабаху и какой будет характер у предстоящих встреч, в интервью Накануне.RU рассказал известный политолог, руководитель Центра геополитических экспертиз, лидер международного евразийского движения Александр Дугин.
Вопрос: 2 ноября состоится встреча трехсторонняя встреча президентов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Каких можно ожидать на ней шагов и, прежде всего, от какой страны?
Александр Дугин: Сейчас надо ставить вопрос об исключении из переговоров о Нагорном Карабахе американской стороны по формату Минской группы, поскольку США совершенно неконструктивно ведет себя в отношении постсоветского пространства и только усугубляет проблемы.
Также в настоящее время выстраивается новая модель отношений Турции и Азербайджаном, она выглядит гораздо более перспективной, чем раньше. Нельзя, чтобы решение нагорно-карабахского кризиса удовлетворяло в значительной степени азербайджанскую сторону, потому что до определенного времени Россия так или иначе стратегически поддерживала Армению. Армяне с нами заключили стратегическое партнерство, а Азербайджан тяготел к ГУАМу. После кризиса в Грузии ситуация несколько изменилась, Алиев занял конструктивную позицию в отношении России и не стал поддерживать грузинскую сторону, это накладывает определенный положительный отпечаток и на решение карабахской проблемы.
Сейчас принципиально каждый имеет свою позицию, Россия поддерживала статус-кво, говорила о мирном и юридически обоснованном решении проблемы, но, конечно, акценты делались в сторону армян.
Вопрос: Может ли для Москвы стоять вопрос о признании Карабаха?
Александр Дугин: Сейчас это неактуально. Гораздо важнее наладить стратегическое партнерство с Турцией и Азербайджаном. Если говорить с точки зрения конкретных геополитических интересов, России в региональном масштабе для того, чтобы дать отпор атлантической стратегии, необходима как минимум стратегическая нейтральность Турции и альянс с Азербайджаном больше, чем что бы то ни было. Из стратегического альянса с Арменией мы "выжали" все, более того, стратегическое положение Армении таково, что больше, чем есть, оно России дать не может, в то время как от Азербайджана и Турции сейчас зависит очень и очень многое. Таким образом, признание Карабаха – максимально неблагоприятная ситуация, хотя, конечно, Россия заинтересована в статус-кво и сохранении наших баз на этой территории. Вместе с тем, надо обратить внимание на то, что у России, насколько мне известно, есть еще один проект о введении российских войск в Карабах, о выведении оттуда армянских вооруженных сил и начале нового этапа урегулирования. Во всех этих проектах главное звено – нарастающая конфронтация с США и блоком НАТО и стремление России решать региональные проблемы без участия американцев, поскольку они лишь создают предпосылки для новых межэтнических столкновений, что мы прекрасно видели на примере Южной Осетии.
Вопрос: В таком случае, может ли Армения стать "разменной монетой" в этом вопросе, как говорят некоторые эксперты, ведь, действительно, стратегические интересы России в большей степени связаны с Азербайджаном?
Александр Дугин: Я думаю, что Армения не станет "разменной монетой" в российской игре, с армянами нас много, что связывает. Армения – член ОДКБ, у нас большая армянская диаспора и у нас дружеские, партнерские отношения с этой страной. О размене речи быть не может. Другое дело, что Россия все больше начинает задумываться не над абстрактными принципами в международной политике, а над собственными стратегическими интересами. В этом смысле очень многое зависит от Азербайджана. Гораздо важнее символический жест в сторону Турции, которая, по сути, не заинтересована в решении карабахской проблемы.
Существует миф, что Азербайджан и Турция – это одно и то же, но это совершенно разные вещи, несмотря на историческую близость этих народов, и это надо обязательно учитывать. Туркам азербайджанский конфликт "не холоден – не горяч". Когда-то они были более активны в кавказской политике, но сейчас им надо удержать собственную страну, которая находится на грани распада за счет американского вторжения в Ирак. Турции явно не до этого. Но с точки зрения символической, Карабах – это тема, имеющая определенный номинальный вес в Турции. Поэтому России сейчас важно улучшать отношения с Азербайджаном, тем более что Алиев повел себя очень правильно и грамотно во время конфликта в Южной Осетии. Для России открывается много интересных геополитических перспектив.
Вопрос: Вы уже говорили о российском проекте по урегулированию проблемы. Если вернутся к конкретным мерам, что может предложить Медведев сторонам?
Александр Дугин: Да, есть план, о котором я уже упомянул, он подразумевает ввод российских миротворцев и начало процесса возвращения мирных граждан в Карабах после произошедших этнических чисток.
С другой стороны, самолегитимность постсоветских границ может быть поставлена под сомнение, потому что в рамках единого унитарного государства, которым был СССР, границы не имели государственного значения, они играли роль районирования, как, например, районирование города Москвы. Нам трудно себе представить, чтобы Южный или, например, Центральный округ вдруг объявил о своей независимости. Важно понимать, что границы, о которых мы говорим – это некие условности, которые скоропалительно, без каких-либо исторических оснований, без всякого учета этнических факторов были признаны в качестве догматов международного права. Естественно, это породило бесконечное количество противоречий, в том числе, и карабахскую проблему. Я убежден, что всякое присоединение этой территории к Азербайджану – нереально. Да, административно она была под контролем Азербайджана, но армяне жили там испокон веков.
В урегулировании этого статуса у армян есть определенные переговорные позиции, но самый главный план будет заключаться в том, что устранить из этого переговорного процесса США как абсолютно деструктивную, умственно неполноценную, аморальную силу, которая осложняет ситуацию, куда бы она ни пришла и еще создает предпосылки для новых конфликтов. |