В разгар финансового кризиса, когда останавливаются производства, исчезает спрос на продукцию, немецкий автоконцерн Daimler AG вошел в состав акционеров российского предприятия "КамАЗ". Изначально предполагалось, что Daimler купит 42% акций грузового автогиганта, но вместо этого немцы ограничились 10%-ым пакетом, заплатив за него, по сути, как за 40%-ый. Конечно, "КамАЗы" - хорошие грузовики, но Daimler производит еще лучше. Он даже может поделиться своими технологиями с российским предприятием, которое, кстати, очень на это рассчитывает.
О покупке 10%-го пакета акций "КамАЗа" стало известно накануне. Соглашение подписали Daimler, "КамАЗ", "Тройка Диалог" и "Ростехнологии". Сумма сделки составила $250 млн, которые будут переведены уже в декабре. Кроме того, в 2012 году в случае положительных результатов хозяйственной деятельности ОАО "КамАЗ" Daimler перечислит дополнительно еще $50 млн. Daimler же достается одно место в Совете директоров, а также право первому выкупить дополнительно акции "КамАЗа", если "Тройка-Диалог" или "Ростехнологии" захотят их продать.
Помимо денег за свои 10-% акций "КамАЗ" получает, как подчеркнул председатель Совета директоров "Тройки диалог" Рубен Варданян, стратегию, поскольку компании был важен технологичный партнер. Daimler есть чем поделиться. Для начала "КамАЗ" приобретет кабину и седла тяжелого грузовика Mercedes-Benz Actros и модель легкого грузовика Mitsubishi Fuso, а дальше – видно будет.
Справка: Daimler AG - германский автомобилестроительный концерн, крупнейшая по обороту компания Германии. В настоящее время Daimler AG владеет 85% Mitsubishi Fuso Truck and Bus, 50,1% Automotive Fuel Cell Cooperation, 40% McLaren Group, 22,4% European Aeronautic Defence and Space Company (EADS), 22,3% Tognum AG, 19,9% Chrysler Holding LLC, 7% Tata Motors Ltd и 10% "КамАЗ".
Группа компаний "КамАЗ" - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации, занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и восьмое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. Уставный капитал "КамАЗа" составляет 35,36 млрд руб. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам. В состав группы технологической цепочки входит 13 основных дочерних обществ. 12 из них находятся в городе Набережные Челны Республики Татарстан. В группу компаний "КамАЗ" входит 96 предприятий, включая ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов", ОАО "НЕФАЗ" и ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ". Автогигант ежегодно увеличивает объем продаж на 20-30%. В начале 2008 года компания занимала 29% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т. Каждый второй произведенный в России и СНГ грузовик - это автомобиль КАМАЗ.
Напомним, что ранее шла речь о приобретении 42% акций, но дело ограничилось 10% из-за кризиса. В интервью газете "Коммерсант" гендиректор "КамАЗа" Сергей Когогин признался, что приобретение контрольного пакета акций этого российского производителя - всегда было намерением Daimler. "Другое дело, что сегодня нет необходимости обсуждать этот вопрос. Потому что нет точного прогноза, когда стабилизируется мировой рынок", - добавил Сергей Когогин.
Даже если ситуация и стабилизируется, вряд ли Daimler может рассчитывать на контроль над российской компанией, - полагает аналитик ООО "Компания Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. "Кому принадлежит "КамАЗ"? Государству. Через "Тройку Диалог", Ростехнологии – неважно. Менеджмент принимает решения, но в рамках дозволенного. Кто-то может и 5% купить, дадут всего одно место в совете директоров. Может и 50% купить, его потом вежливо попросят продать. ВТБ купил же 5% в EADS (производят аэробусы), хотел довести долю до 10%, но вопрос политический. В таких компаниях места не достигаются номинальным владением пакета", - заявил Накануне.RU Севастьян Козицын. По его мнению, просто для нормального присутствия в "КамАЗе" достаточно и 25% +1 акция, план же по продаже 42% был у "Тройки Диалог". Но кризис внес в этот план свои коррективы.
Несмотря на фундаментальную устойчивость, "КамАЗ" испытывает проблемы из-за кризиса. В январе предприятие планирует даже остановить на месяц свой цех, чтобы избежать затоваривания. Дело в том, что такая крупная техника как грузовики покупается, как правило, в лизинг, а сейчас этот финансовый инструмент почти недоступен. |
"Если финансовый кризис будет усугубляться, то проблемы "КамАЗа" могут продолжиться, и производство будет стоять не месяц, как они планируют, а год или даже несколько лет. Поэтому перспективы "КамАЗа" выглядят весьма расплывчатыми", - прогнозирует аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа. Он добавляет, что у Daimler, как ни странно, ситуация примерно такая же, но только с одним дополнением – эта компания более диверсифицирована, работает на разных рынках. "Соответственно, на Daimler оказывают влияние гораздо больше факторов, плюс в разных регионах расположены производства. Если компания не получит государственную помощь в размере $16 млрд (хотя просили $35 млрд), ситуация может дойти до выделения и продажи непрофильных направлений", - отмечает Дмитрий Кипа.
Вместе с этим Daimler нашел возможность выкупить акции российского производителя по цене, в четыре раза превышающую рыночную стоимость. "Daimler оценил "КАМАЗ" на уровне $2,5 млрд. Но не имеет смысл сравнивать нынешнюю ситуацию с фундаментальными показателями", - высказала свое мнение Накануне.RU аналитик ИК "Велес-Капитал" Марина Иркли. Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа подчеркивает, что если оценивать ситуацию шестимесячной давности, то цена, в общем-то, небольшая, однако в текущей ситуации справедливая.
Действительно, ошибочно считать, что Daimler переплатил. Напротив, купи он акции по рыночной стоимости, можно было бы говорить, что они приобретены, фактически, за бесценок. Ведь то, ради чего немецкий автоконцерн пришел в "КамАЗ" - инфраструктура - осталось неизменной. |