Аналитика


Не перевелись еще на Руси Тарасы?...
Общество | В России | В бывшем СССР

"Тарас Бульба" в версии Владимира Бортко - это, как ныне говорит продвинутая молодежь - КРУТО! Я бы, конечно, сказал менее смачно: прекрасный фильм, бережный к гению Гоголя, с настоящими актерскими удачами, красками и духом времени, хватающий за душу, такой, что хочется посмотреть еще и еще раз.

Но, главное, это русский фильм, для русских и о русских, где бы они ни жили. Даже соглашусь со Ступкой, который в бесконечных промо-сюжетах на РТР, хитро прищурившись, настаивал - тогда "руськiй"! Мол, и Гоголь, и фильм про общую Русь. Кто бы спорил? Спорят-то все больше на родине актера - Украине, по Гоголю и истории - Малороссии...

* * *

За последние лет двадцать в кино ходил два раза. А зачем мучиться, когда можно купить диск и без всякой рекламы отсмотреть, что хочешь посмотреть? Зачем кривиться от хихиканья девиц, щупаемых "в натуре", морщить нос от невыносимого конгломерата попкорна, пивной отрыжки и несвежих носков утомившегося от "трудов" офисного планктона пополам с полурабочим классом и вертеться в неудобном кресле, разминая пятую точку?

На такие подвиги в кинозале решился за многие годы только дважды: премьера "1612" и премьера "Тарас Бульба". После фильма Хотиненко, честно говоря, был намерен дождаться, когда появятся диски фильма Бортко. Но, скрепя сердце, под напором горячего желания тринадцателетней дочери, изо всех сил подогреваемого бесконечной рекламой РТР и как раз "проходящей" в школе Тараса Бульбу в совокупности с "Ночевала тучка золотая" (какая ирония и "глубокие" мысли забредают в головы фурсенковских чинуш, однако!) , организовал семейный поход в кино. Самому смешно. Прямо забытые напрочь ощущения.

После погасшего света стало ясно - надо закрывать глаза, а лучше и уши. Моя любимая половина, также отвыкшая от отупляющего агрессивного стерео-звука (выкинуть бы в мусорную корзину кое-какие достижения современного века!), давящего на психику и сразу порождающего желание сбежать на улицу, глаза не закрыла. А потому вынужденно просмотрела всю гадость предваряющей фильм рекламы а-ля Е-бург...Мол, немедленно смотри какие-то там истории на СТС (что-то провинциальное), а еще учти, зритель, ты -кошелек на ножках, а тут кризис, так что имей в виду - вытрясем из тебя копеечку обязательно на очередной "шедевр" младшего Бондарчука и еще на какую-то хрень made in Голливуд. Меня-то, слава богу, эта чушь совершенно не касается, а поскольку я глаза благоразумно закрыл, то и предистеричного состояния не получил. А любого нормального человека, оказалось, может привести в такое негодование, что любой киношедевр после идиотической обработки пройдет мимо...

И что ж вы, господа кинодеятели, хотите после того, как прокатчикам разрешаете такую гадость всучивать зрителю, пришедшему вдруг в кинотеатр посмотреть ваше произведение? Да, не пойдет ни за что нормальный зритель в следующий раз! А купит диск, скорей всего, не лицензионный, но хорошего качества. Вот и думайте - кто ходит в кино и что там у нас с авторским правом. Если посетители кинотеатров - те, кто выносит отупляющие вводные перед киносеансом, то сами понимаете, кто вас смотрит. Двадцать лет гнать нечистоты по телеку, бить по мозгам кинорекламой, разводить желто-шизоидную прессу и ожидать, что не вымрет внимательный, понимающий, читающий зритель -просто глупость. Удивительно, что этот зритель, могущий оценить "Остров", "Двенадцать", того же "Тараса Бульбу" и даже что-то читающий, еще остался в России!

* * *

О фильме. Спасибо Владимиру Бортко, спасибо министерству культуры (надо же, даже приятно говорить!), всему актерскому ансамблю. Придется уж и ВГТРК спасибо сказать - в кои-то веки.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вот пишу и думаю, как трудно говорить комплименты! Вся публицистика страны, начиная с перестроечных времен, приучила к стилю едкому, критическому, крикливому, злобному и обязательно циничному. Если этого не имеется, то уж и рассчитывать на внимание читателя не приходится. Ну, значит так тому и быть. Только, не пытаясь сделать нечто, и не получишь ничего. А потому рискну все-таки поделиться искренним удовольствием, что получил от премьеры "Тараса Бульбы".

Кстати, самые серьезные для меня авторитеты из близких мне людей моих восторгов не разделили. Признали, что фильм стоящий, но... И динамики-то в фильме не хватает, и музыка отвратительная ( тут соглашусь, но скажу, что, когда смотрел, совершенно этого не заметил), и батальные сцены слабенькие, и вообще - ожидали бОльшего. Может, мне еще раз повезло, но я ожидал, как раз меньшего. Потому что близко к тексту ставить гоголевского Тараса сегодня - это акт гражданского мужества. Ибо текст Гоголя - это ж кошмарная нацио-нетолерантность, граничащая, да, что там граничащая - вопиющая антисемитизмом; это ужасающе кондовый патриотизм, совершенно не считающийся с наличием независимого государства Украина; это наплевательское, нагло презирающее всякие там права человека (особенно женщин - привет всему феминизму) типа любви женщины и мужчины; это гимн таким осмеянным, затолканным на полку выброшенного из жизни старья вещам - как верность родине, воинскому братству, вере отцов, мужской удали, наконец. До фильма был абсолютно уверен - смажут! Кастрируют гоголевский текст и смысл.

Слава богу, ошибался. Да, Бортко кое-что убрал, кое-что добавил. Сцена написания письма турецкому султану, гибель матери, рождение у паненки-соблазнительницы отпрыска рода Бульбы - этого у Гоголя нет. Но ни за что упрекнуть авторов фильма не могу. Органично все. Разве что очень жаль завершающей сыноубийство картины похорон Андрия, когда его предают православному погребению Тарас и Остап. Но и это не упрек. Скорее, жалость, что не все в фильм не вошло. Что до так называемых батальных сцен, то опять-таки без упрека. Ну, были повторы, были какие-то странной (для фильма) национальности люди с явно таджикскими корнями, лениво машущие саблями на заднем фоне, ну, не надо, конечно, было снимать Боярского (смех и грех, а не казак), но не это главное. Главное, что в действительно кровавом зрелище я увидел "наших", смог за них болеть, смог реально почувствовать боль от того, что на пики поднимают казака, чья полумертвая голова в последнем земном усилии воспевает русскую землю и веру, а душа отлетает журавлем в небо.

Главное, что мысль, идея гоголевской притчи о Тарасе и его сыновьях не искажена! Что воспетая Гоголем любовь к земле предков, вера в то, что будет она во веки веков, пока родятся в ней такие Тарасы и Остапы, что предательство родины НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНО НИЧЕМ – в фильме кричаще точна! Простая, как сама земля, грязью стекающая с головы новоизбранного кошевого, аксиома наконец-то прямо высказана в талантливом, реально хорошем фильме. Что никакими "общечеловеческими ценностями" – любовью к женщине, так называемым гуманизмом, законопослушанием, национальной толерантностью и прочими, воспеваемыми всю последнюю четверть века (с момента появления во главе нашей многострадальной родины Горби-меченого) идиомами – НЕЛЬЗЯ оправдать предательство своей страны и родины. Что, когда твоя земля стоит перед вопросом – быть ли ей, как теперь говорят, суверенной или управляться наместниками с черным ли цветом кожи, с узкими ли глазами или с свойственной анго-саксам бледной кожей – то все иные вопросы вторичны! Они должны быть безжалостно отброшены, как в порыве не понятной многим ярости сметает горшки в своей горнице Тарас. Когда стоит вопрос о сохранении самой родины, то можно и нужно пренебречь всяческими: "Не можна"! Будь то бумага о замирении с турецким султаном или очередная инициатива потенциального противника о сокращении ядерных вооружений. Потому что родная земля тому, кто ее любит не за то, что тут хорошо (по Янкелю - человеку там хорошо, вот он и ушел, за что же его казнить?), а по определению, НИКОГДА не жжет босы ноги, а греет их! Вот разница изначальная между Остапом и Андрием.

Да, жестоко жалеть гибнущего за убийство по законам того времени казака, только за то, что казак. И, наверное, многим толерантно уже воспитанным кощунственными покажутся слова: "Пусть ляхи ляхов жалеют". А мне нет. Потому что жалеть и разбираться можно только, когда ты сильней, когда ты победил, вот тогда можно и нужно "милость к падшим призывать". А в схватке, в борьбе за выживание вариантов нет! Либо ты "гнушаешься своим языком" и перенимаешь повадки завоевателей, служа им, либо ты сопротивляешься, жестоко, забыв про гуманизм, рубишь врагов направо и налево - словом ли, мечом ли, фильмом ли, что уж век уготовил и бог дал. Третьего не дано! Искать третье - это от лукавого. Это, Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU как Андрий, через любовь, великую любовь, не выбирающую объекта любовь идти к тому, чтоб с мечом в руках убивать своих.

Для меня в фильме Бортко именно это важно. Что не скривил линию фильма в угоду современной "линии партии", что не постеснялся раз за разом, вслед за Гоголем пропеть гимн земле родной, вере и надежде. Что краем показав обиды туретчины, выпукло, натуралистически, панорамно в душераздирающей сцене гибели Остапа показал лицо "цивилизованного" запада, от коего терпим, терпели и будем, к сожалению, терпеть гораздо более, чем от востока. Именно оттуда приходят не только изощренные пытки, до коих додумывались азиаты гораздо позднее, перенимая, так сказать, "передовой опыт", но и прелестные панночки, что сбивают набекрень мозги наши. Так сбивают, что мы и сами не замечаем, как попадаем в паутину толерантных, гуманистических и демократических пут, переставая быть самими собой, становясь карикатурой, копией (бледной ли, красивой ли) и уже обращая меч против своих. Как сами себя предаем.

Моей тринадцатилетней дочери фильм безоговорочно понравился. Она откровенно плакала, даже глаза закрывала местами от ужаса. Как потом выяснилось и подавляющему большинству ее однокашников тоже. Правда, есть и иные мнения. Представьте, тоже тринадцатилетнего гражданина: "Меня книга больше порадовала, чем фильм. К чему там вся эта резня в таких количествах? У Гоголя шире взгляд был на те времена, чем у режиссера, который старался снимать фильм "близко к тексту".Некоторые моменты добавил, некоторые пропустил. И получился такой BookRip 135 минут. Где много ненужной крови и всего прочего." Не могу не порадоваться, что, оказывается, и в молодом поколении есть люди, столь глубоко мыслящие. Наверное, будет много подобных мнений. Но важно, чтоб мнения были, чтоб книги Гоголя читали, чтоб фильм посмотрели. И дай бог, чтоб они, молодые, еще что-то поняли из того главного. Дай бог, что никогда на Руси не переводились Тарасы и Остапы. Тогда выстоим...



Виктор Крылов