Аналитика


ЦБ готов ослабить хватку. А банки?
Экономика | В России

Центробанк готов снизить ставку рефинансирования. Об этом заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. По его словам, ставка может быть снижена уже во втором квартале. Эксперты также склонны считать, что апрель станет неким переломным месяцем для рынка кредитования. Но даже если Центробанк немного снизит ставку, отразится ли это на стоимости кредитов для населения и предприятий? Ведь, как известно, ставка рефинансирования 13%, а кредиты предоставляются под 20-30% годовых.

Руководитель Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков считает, что время для понижения ставки рефинансирования уже пришло. По его мнению, основные факторы, работающие на рост процентных ставок, в конце марта начали терять свою остроту. Прежде всего, девальвационные ожидания экономики: курс рубля не падает уже продолжительное время. Возникают объективные предпосылки для снижения ставки рефинансирования Банка России, полагает Анатолий Аксаков. Происходит перелом тренда на рынке кредитных ставок. "Если в предыдущие полгода ставки постоянно росли от месяца к месяцу, то апрель, видимо, станет переломной точкой, когда начнется постепенное, сначала медленное снижение ставок по банковским кредитам", - заявляет Анатолий Аксаков.

Аксаков Анатолий Первый зампред банковского комитета Госдумы  руководитель ассоциации региональных банков|Фото: НТВПо мнению Анатолия Аксакова, в текущем месяце Банк России может сделать первый шаг по снижению ставки рефинансирования – на один процентный пункт. Это в свою очередь позволит снизить стоимость денег для всех российских предприятий и заемщиков, в том числе по ипотечным и автокредитам, а также кредитам малому бизнесу. "И сегодня банковский сектор может сделать очень много для того, чтобы помочь правительству в этом деле", - добавил руководитель Ассоциации региональных банков.

Аналитик UniCredit Bank Владимир Осаковский также считает, что высокие проценты по кредиту еще больше усугубляют экономический спад, и поэтому ставку рефинансирования снижать нужно. "Мы тоже ожидаем снижения ставки рефинансирования, в нынешних условиях это необходимо. Повышение ставки было на 1%, понижение, думаю, будет таким же", - заявил Накануне.RU Владимир Осаковский.

Напомним, что ставка рефинансирования в России остается чуть ли не самой высокой в мире. Например, учетная ставка Народного банка Китая - 3% (инфляция в стране 5,9%). В Японии ставка рефинансирования равна фактически нулю. В Европе – также 3%. И лишь Россия, когда ведущие страны мира, понижали ставку, повышала ее (хотя она и так была немаленькой – 12%). Государство рассчитывало на то, что ужесточение денежно-кредитной политики с одновременным "ручным" управлением оттоком капитала выявит в экономике жизнеспособные компании и банки, которые не нужно спасать. В итоге дорогие российские кредиты стали еще дороже, а правительство все равно начало спасать предприятия. Ведь не делай оно это, в России, возможно, безработных было бы куда больше.

В итоге получился некий замкнутый круг: платежеспособность населения и компаний упала, спрос на продукцию упал, соответственно, пострадали все. Многим предприятиям сейчас и не нужны кредиты. "Даже если дать неработающему предприятию кредит под ноль процентов, оно не сможет его вернуть. Многие важные отрасли (например, металлургия) находятся в столь тяжелом положении, что кредиты им - как мертвому аспирин", - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик Максим Осадчий.

сумин петр иванович губернатор челябинской области|Фото: Накануне.ruКстати, против таких ненужных кредитов выступают и представители органов власти. Так, губернатор Челябинской области Петр Сумин заявлял Накануне.RU, что предприятия, страдающие от кризиса, должны искать возможность производить продукцию, пользующуюся спросом. "Я, например, противник того, чтобы давать деньги предприятиям на производство продукции, которую не покупают", - говорил челябинский губернатор.

"Предприятиям кредиты больше нужны на рефинансирование долгов, а новые проекты сейчас мало кто затевает, - отмечает аналитик Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Новые проекты финансировались за счет собственного капитала и бюджетных денег, за счет кредитов было не больше 10% инвестиций". Аналитик уверен, что конечный спрос можно подхлестнуть за счет активизации кредитования населения, а сейчас банки очень резко сократили объем кредитования. Без кредитования, опять же, сложно будет поддержать такие отрасли, как строительство, автопром.

Кстати, в том же Китае, Японии правительство тратит гигантские суммы на поддержку внутреннего спроса, начиная от бесплатной раздачи денег, заканчивая повышением доступности кредитов. В России же все наоборот. Конечно, существует программа по поддержке автопрома, которая заключается в выдаче льготных кредитов приобретателям отечественных автомобилей, но предложение, как говорится, ограничено, и кардинально решить проблемы в российской экономике эта мера, конечно же, не сможет.

Долгое время сдерживающим фактором против понижения ставки рефинансирования для ЦБ стали девальвационные ожидания. Но почему произошла девальвация рубля? Кроме объективных причин, были и искусственные. Масла в девальвационный огонь подлила поддержка Центробанком банковского сектора. Когда банки получали средства, они не направляли их в реальный сектор экономики, а скупали валюту. Сейчас, как говорит аналитик Максим Осадчий, Центральный банк забирает деньги из банковской системы: только за февраль на 240 млрд руб. понизился объем беззалоговых кредитов. Но дело уже сделано. "Деньги ЦБ все равно как не доходили, так и не доходят до экономики. И это будет продолжаться до тех пор, пока кредитный рынок не адаптируется к условиям кризиса", - подчеркивает аналитик.

 

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: uaprom.net

Сам по себе рынок к условиям кризиса может адаптироваться бесконечно, пока не появится спрос. А откуда ему появиться, если кредиты недоступны?

Так что снижение ставки рефинансирования – логичная и для многих ожидаемая мера. "Снижение ставки необходимо для дальнейшего роста экономики. А то, что экономика испытала только глубокий провал, во многом результат резкого ухудшения на финансовых рынках, роста процентных ставок, - уверен аналитик Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Безусловно, ставки должны быть ниже, чтобы экономика чувствовала себя лучше. Но снизить административным решением Центробанка невозможно, на уровень ставок влияет множество разных факторов. По ситуации с инфляцией, например, пока большого прогресса не видно. Показатель инфляции находится на уровне 14%, что выше, чем ставка рефинансирования".

Опять же парадокс: весь мир страдает от дефляции, а в России всеми силами пытаются обуздать инфляцию. Но ведь вполне логично, что если компания берет кредит под высокий процент, то, чтобы сократить издержки, она повысит цены на свою Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU продукцию, насколько это возможно. Если подорожавшую продукцию никто не будет покупать, то предприятие попадает в очень непростую ситуацию: денежный поток заметно уменьшился, а кредиты обслуживать нужно. Отсюда и проблема плохих долгов. Но, как считает Кирилл Тремасов, "плохой" долг может запросто превратиться в "хороший". "Типичный пример – "РУСАЛ", который при $1,4 тыс. за т алюминия работает в ноль или даже в убыток. Стоит алюминию вырасти до $1,6 тыс. за т, и у компании появятся денежные потоки, она сможет обслуживать свои долги. Если цены вырастут до $2 тыс., то Дерипаска и другие акционеры вновь будут в шоколаде. Ситуация с плохими долгами может резко измениться и без вмешательства правительства, очень многое зависит от цен на сырье", - подчеркивает аналитик Банка Москвы.

А от ставки рефинансирования отчасти зависит и стоимость кредитов. Но, если ЦБ все-таки решится на понижение, оно будет незначительным – в пределах 1%. И, как считают эксперты, значительного влияния на банковские кредитные ставки это не окажет. "Рыночные ставки уже снизились. Действия ЦБ по снижению ставки рефинансирования могут дать эмоциональный заряд, он продемонстрирует, что уверен в снижении инфляции, общий тренд направлен в сторону снижения ставок", - заявляет Кирилл Тремасов.

"ЦБ может безболезненно приступить к развороту ставки рефинансирования, тем более, что она является скорее "декларативным" инструментом. Наметился процесс укрепления рубля, выросли цены на нефть, это позволяет ЦБ несколько ослабить свою денежную политику. По состоянию на 1 марта 11,8% банковских пассивов были образованы за счет кредитов и прочих средств ЦБ. Но если ЦБ даст банкам поблажку в виде дешевых денег, куда они пойдут?", - задает риторический вопрос аналитик Максим Осадчий. Возможно, что на кредитование, то есть за счет этого будут снижены проценты по кредитам. А, возможно, что опять в карман банков.



Александра Качалова