Аналитика


Избавиться от бизнеса: "Хуже горькой редьки, ей богу!"
Экономика | Свердловская область | Челябинская область

Государство, похоже, начало предпринимать меры, чтобы малому и среднему бизнесу жилось проще и веселее. Накануне на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса российский премьер Владимир Путин сообщил, что подписал постановление о льготных тарифах на присоединение к электросетям. Заявил, что рассчитывает на принятие уже в этом году закона об освобождении предпринимателей, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, от использования контрольно-кассовой техники. Предложил снизить с 5% до 2% требования по финансовому обеспечению заявки на участие малого бизнеса в конкурсах и аукционах. Все это хорошо, но кто-то уже не доживет до лучших времен.

Продаются фирмы "под ключ", с персоналом, помещением, клиентской базой, устойчивым, а иногда и не очень денежным потоком. В кризис таких объявлений прибавилось, но их качество теперь все больше и больше оставляет желать лучшего. Бизнес – это то, что приносит доход, считают специалисты, а если фирма доход не генерирует, то превращается просто в имущественный комплекс. Порой, зерна от плевел отделить не так-то просто. Тем более, что сами бизнесмены-продавцы избегают говорить о финансовых трудностях, а предпочитают объяснять продажу своего детища переездом, личными проблемами – чем угодно. А на хороший, доходный бизнес покупатель всегда найдется, даже в кризис.

Объявлений о продаже множество, на любой вкус и цвет. Например, нефтеперерабатывающий заводик в Челябинской области за 80 млн руб., объем переработка до 2 тыс. т в месяц. Продается и сеть платежных терминалов в Екатеринбурге за 700 тыс. руб. Бизнес существует всего месяц, долгов и обязательств, как указано в объявлении, нет. Ежемесячный доход – 40 тыс. руб. В качестве причины продажи значится "нехватка средств для размещения 14 терминалов до конца года".

С необходимостью возврата кредита связана продажа недавно отремонтированной сауны со всем необходимым оборудованием в Екатеринбурге. Цена вопроса – 1,35 млн руб. Автомойка на шесть постов продается за 27 млн руб., ежегодная прибыль составляет 7-8 млн руб. в год. Этот бизнес владелец продает, потому что у него "есть иные направления", в которых он хотел бы работать. Другая автомойка, уже на два поста, реализуется за 1,45 млн руб., ежемесячная прибыль – 120 тыс. руб. В качестве плюсов данного бизнеса значатся удачное расположение, база постоянных клиентов. Причина продажи банальна – нужны деньги.

автосервис ремонт | Фото: Алексей Кондрашкин photoxpress.ruВообще, объявлений по продаже автомоек, сервисов, шиномонтажных мастерских довольно-таки много. Как пояснили Накануне.RU в компании "Аматэра", занимающейся продажей готового бизнеса, сейчас начался "сезон" на подобные предприятия, весной такие бизнесы чаще, чем в другие времена года, выставляются на продажу.

Остальные объявления не привязаны к какому-либо сезону и, как утверждают продавцы, взаимосвязи между продажей и кризисом тоже нет. В Екатеринбурге реализуется фирма, существующая около года, по продаже игрушек. Цена - 100 тыс. руб. Владелец компании, Эдуард, уверяет, что с кризисом продажа не связана. Однако признался Накануне.RU, что спрос на продукцию упал и ему нужны деньги для других проектов, о которых предприниматель не захотел распространяться.

"Бизнесов, когда есть финансовые проблемы, и раньше было достаточно, и сейчас много. Предприниматели могут называть разные причины продажи, но они, как правило, на самом деле связаны с низкой рентабельностью или убыточностью", - сообщил Накануне.RU председатель НП "Уральская палата готового бизнеса" Илья Симкин.

Сменой места жительства объясняется в одном из объявлений продажа действующего предприятия по переработке молока в Челябинской области. Данный бизнес существует 16 лет, стоит 37 млн руб., среднемесячный оборот 3,5 млн руб., ежемесячная прибыль 700 тыс. руб. Казалось бы, к причинам продажи не придраться, но если вспомнить, что закупочные и отпускные цены на молоко все время падают, то становится более понятно, почему смена места жительства происходит именно сейчас.

Почему продается компания - пассажирский перевозчик, у которой шесть "ГАЗелей" курсируют по Екатеринбургу, тоже можно догадаться. Теперь, когда проезд в маршрутках подешевел с 20-и до 10-11 руб., работать стало не так выгодно. Вот и владелец данной фирмы пишет в графе "причина продажи": "есть более интересный бизнес".

Владелец продуктовой торгово-розничной сети, работающей в Ленинском, Кировском и Железнодорожном районах Екатеринбурга, наиболее честен. Причина продажи – как крик души: "Надоело, хуже горькой редьки, ей богу!". Свое детище, существующее более десяти лет, приносящее ежегодный доход в 130 млн руб., предприниматель оценил всего в 43 млн., если бизнес покупается без долгов. Если с долгами – то в 35 млн руб. Предлагается к продаже как 100% долей предприятия, так и 50% долей.

Председатель НП "Уральская палата готового бизнеса" Илья Симкин говорит, что зачастую бизнесмены не могут окупить вложений, поскольку за Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU такую цену их компанию никто не купит. "Некоторые назначают неадекватную стоимость, хотят вернуть то, что вложили. Но реалии таковы, что продать бизнес можно за меньшую сумму, чем была изначально в него вложена, но люди пока с этим не свыклись", - считает Симкин. Все-таки кризис. И сейчас, по словам председателя НП "Уральская палата готового бизнеса", количество предложений увеличилось, поэтому есть возможность приобрести нормально работающий бизнес с хорошей скидкой. Еще нужно иметь в виду, что заявленная цена – всего лишь цена предложения, то есть место для торга есть всегда, как при любой покупке. Даже если предприятие прибыльное, процесс его реализации вовсе не быстрый. Средний срок продажи крупного бизнеса (стоимость примерно 100 млн руб.) – от полугода до года, более дешевый бизнес продается быстрее.

Заместитель директора компании "Легальный бизнес" Лариса Тихомирова, в свою очередь, подчеркивает, что несколько изменилась сама направленность покупки. Отрасль, в которой продается бизнес, теперь не имеет значения, главное, чтобы предприятие приносило доход. "До кризиса была тенденция покупки предприятий в строительной сфере, именно такие предприятия пользовались спросом", - заявила Накануне.RU Лариса Тихомирова. Что касается структуры продажи готового бизнеса, то, как отмечает Илья Симкин, сегодня значительно выросло количество объектов, выставленных на продажу, чья деятельность связана с торговлей промышленными товарами, производством строительных материалов.

Например, в Ревде за 3,2 млн продается компания по производству стеклопакетов. В стоимость входит полуавтоматическая линия, поставщики и заказчики. Перспективы развития деятельности обозначаются как актуальные и перспективные, а причина продажи – смена деятельности. Видимо, все-таки не такое уж и перспективное направление, раз владелец предприятия решил в нем больше не работать.

"Сейчас очень большие сомнения вызывают, действительно ли продаются бизнесы. Бизнес, это то, что генерирует доход, а сегодня не все предложения способны генерировать доход", - сообщила Лариса Тихомирова. По настоящему интересных предложений на рынке не так уж много. "Многие из тех, у кого сейчас есть деньги, думают, куда их вложить. Если бизнес прибыльный, то найти покупателя несложно", - считает председатель НП "Уральская палата готового бизнеса".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU По его словам, далеко не все желающие купить собственное дело могут позволить это себе: "Банковские кредиты стали менее доступны, возможностей совершить покупку стало меньше". Между тем, сейчас, в разгар кризиса, свой взгляд в сторону бизнеса стали обращать и те, кто всегда был наемным работником. "Стали приходить люди (бывшие топ-менеджеры, сотрудники, не видящие перспектив в компании работодателя), у которых проблемы с работой. Среди покупателей бизнеса появились и те, которые с бизнесом никогда не сталкивался", - заметил Илья Симкин.

Им сложнее, чем опытным предпринимателям, разобраться, что стоит покупать, а от какого предложения лучше отказаться. А самостоятельно, без консультаций со специалистами, почти что и невозможно. Безусловно, есть случаи, когда владельцу бизнеса, действительно, надоела его сфера деятельности или, правда, переезжает в другой город, регион. Или вдруг срочно понадобились деньги на развитие другого, действующего бизнеса. Однако чаще, особенно в кризис, предприятие продают, потому что оно не приносит дохода. И если старый владелец не смог справится с финансовыми трудностями, где гарантия, что новому это удастся?



Александра Качалова