Аналитика


Отводящий беду: как диспетчер спас Ту-154 и Boeing
Общество | В России

Инцидент, произошедший 24 апреля в небе над Москвой, когда чуть не столкнулись самолеты Ту-154 и Boeing-737, активно обсуждается на авиационных форумах Рунета. Поведение экипажа "тушки" пользователи называют весьма странным, некоторые используют и более жесткие определения, например, "раздолбайство". А иные и вовсе шутят, что "забыть" убрать шасси и набрать высоту более семи километров экипаж не мог. Только если его и вовсе не было в кабине. Тем временем диспетчера, который в последнюю секунду развел самолеты, представят к государственной награде.

Напомним, накануне глава Росаэронавигации Александр Нерадько рассказал журналистам "Российской газеты" о том, как диспетчеру Московского центра автоматизированного управления удалось предотвратить столкновение двух самолетов. По его словам, Ту-154 вовремя не убрал шасси и чуть не вошел в "плоский штопор". Нерадько призвал представить диспетчера к госнаграде за спасение более 300 пассажиров, которые находились в двух самолетах.

Между тем, до сих пор не называется авиакомпания, которой принадлежал Ту-154, экипаж которого, судя по всему, и был виноват в случившемся. Согласно информации сайтов аэропортов "Внуково" (Москва) и "Курумоч" (Самара), регулярный рейс из Внуково в Самару на самолетах Ту-154 выполняет только авиакомпания "Ютэйр". В самой компании, также как и в пресс-службах аэропортов, ситуацию не комментируют.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU В Минтрансе РФ также пока не дают комментариев по данной теме. Как стало известно Накануне.RU, по факту данного инцидента проводилась проверка, однако о ее результатах авиационные власти пока сообщить не готовы. В Международном авиационном комитете нашему агентству пояснили, что проверка и расследование подобных ситуаций находится в ведении Ространснадзора.

Отметим, что Ространснадзор не так давно опубликовал данные по авиационной безопасности за первый квартал 2009 г. Оказалось, что за три месяца в коммерческой авиации произошло 122 инцидента. Для сравнения, в прошлом году за тот же период было зарегистрировано 184 инцидента.

В то же время неравнодушные к авиации пользователи Рунета считают, что "забытые" шасси – не самое редкое явление среди внештатных ситуаций, которые происходят в российском небе. "Интересно есть статистика забывчивости "уборки" шасси? Я сам два раза видел за два года. И что каждый раз в штопор?", - пишет один из блоггеров сообщества ru_aviation. Также пользователи задаются вопросом, как самолет смог с выпушенными шасси взлететь на высоту более семи километров. "Чтобы допустить такую ситуацию, это надо чтобы в кабине вообще никого не было, причем начиная с самого взлета. "Залезть" на 7800 и ни разу не проконтролировать положение шасси, механизации, скорость и не обратить внимание на сигналы АУАСП, которые по идее должны были быть, ибо если самолет начал "проваливаться", то тут явный выход на критический угол атаки. В общем, вы как хотите, а я не верю", - пишет один из посетителей FORUM-AVIA.RU. У многих возник вопрос – почему при опасном сближении самолетов не вступила в действие специальная система, предупреждающая об опасном сближении? Напомним, именно из-за противоречивых указаний этой системы и диспетчера произошло столкновение самолетов над Боденским озером.

Также на FORUM-AVIA.RU появилась следующая запись: "24.04.2009. ОПРС Черусти Московской воздушной зоны. Ту-154м RA-85069, заводской номер 90А863, ОАО "Авиакомпания "ЮТЭЙР", рейс УТА 437 маршрут полета Внуково-Самара ночью, в наборе высоты над ОПРС Черусти на высоте около 7647 метров и на скорости набора 496 км/ч, как удалось выяснить по средствам СПИ, произошло следующее. Экипаж, отключил автопилот, произвел уменьшение режима работы всех трех двигателей, после чего в течение примерно 8 с полет ВС происходил с потерей высоты, без согласования со службой УВД, до 7235 метров и падением скорости до 440 км/ч.
После того как диспетчер сектора УВД "Москва-подход 7" МАДЦ по внешней связи с экипажем убедился, что борт в наборе высоты ее теряет и получив подтверждение от экипажа, что она составляет 7200м, дал срочно команду на отворот влево на курс 050 градусов для полет самолет ту-154|Фото: Накануне.ruрасхождения с бортом В-737 рейса ТСО-123,следовавшем на эшелоне 7 200м, и дальнейшего набора высоты 9100 метров. несмотря на своевременно принятые меры диспетчером сектора УВД "Москва-подход 7" МАДЦ, самолеты разошлись по боковому интервалу 4,1 км. После получения команды диспетчера экипаж борта НР 85069 выполнил отворот с креном 17 градусов и в наборе высоты на скорости 441 км убрал шасси, что превышает эксплуатационные ограничения, установленные РЛЭ самолета ТУ-154М, которое составляет 400 км/ч.
Как показывают средства СПИ набор высоты 7 650 м и на скорости 509 км/ч происходил с выпущенными шасси, что превышает рекомендованную РЛЭ самолета ТУ-154 скорость полета с выпущенными шасси, которая составляет 400 км/ч".
Автор, разместивший информацию, не указывает источник и не говорит о достоверности приведенной информации.

Официальный комментарий нам удалось получить у заместителя директора филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением по ОрВД и обеспечению особо важных полетов Александра Повалия:

"Один из самолетов – Ту-154 – набирал высоту 9100 м. Сзади него шел Boeing, который набирал высоту 7500 м. Между ними был вертикальный интервал порядка 2500 м (при минимально возможном в 300 м) и продольный интервал порядка 4000 м. На 7500 м ту-154 прекратил набор высоты и некоторое время провел в горизонтальном полете. Затем он внезапно начал снижение. В это время Boeing уже находился на высоте 7200 м. Ту-154 несанкционированно снизился до высоты в 7300 м. Между ними в этот момент продольный интервал был уже не четыре километра, поскольку Ту-154 летел гораздо медленнее, и Boeing догнал его. Не могу утверждать, но, якобы, у Ту-154 были выдвинуты шасси. Именно тогда и создалась угроза. Диспетчер увидел это и тут же запросил причину снижения у экипажа Ту-154. Экипаж не ответил. Тогда он связался с задним самолетом и отвернул его вправо. С третьей попытки диспетчеру удалось связаться и с экипажем Ту-154, он дал им отворот влево, после чего спросил о причине снижения. На что экипаж ответил, что была определенная проблема, но сейчас мы ее уже решили.

Что касается системы предупреждения опасного сближения, она есть и на бортах, и у диспетчеров. Но в данной ситуации экипажи не докладывали о срабатывании этой системы. А диспетчер действительно сработал очень быстро, он имеет большой опыт, и повел себя совершенно правильно".

самолет авиация полет ту-134 шасси иллюминатор|Фото: Накануне.ruКстати: В 2007 г. убрать шасси после взлета не удалось экипажу пассажирского самолета Ту-134, вылетевшего из Сургута. Экипаж принял решение вернуться. Посадка прошла в аварийном режиме. Самолет авиакомпании "Когалым Авиа" направлялся в Москву. На борту находилось 47 пассажиров и 8 членов экипажа. После взлета в 7:10 по местному времени выяснилось, что у лайнера не убралась передняя стойка шасси. Пилоты решили вернуться в аэропорт вылета. После частичной выработки топлива в 8:05 была совершена аварийная посадка. Никто не пострадал.



Анастасия Мотовилова