Аналитика


Потерявшийся Airbus: почему над Атлантикой четыре – лучше, чем два
Общество | За рубежом

Накануне поздно вечером стало известно, что на борту пропавшего над Атлантикой самолета Airbus 330-200 авиакомпании Air France находился некий Андрей Киселев – в посольстве России во Франции считают, что, скорее всего, он был гражданином России. И, хотя самолет остается до сих пор не найденным, абсолютное большинство экспертов уверенно – шансов спастись у 216 пассажиров и 12 членов экипажа не было никаких. Почему не стоит сомневаться в первичном радаре, сколько Airbus 330 может планировать с выключенными двигателями и запретят ли теперь полеты через Атлантику на двухмоторных самолетах – в материале Накануне.RU.

Итак, краткая хроника событий. Накануне Airbus 330-200 выполнял рейс номер 447 из Рио-де-Жанейро в Париж. Примерно через три часа самолет в последний раз вышел на радиосвязь с бразильскими наземными диспетчерскими службами в 565 км от побережья Бразилии – на входе в зону ответственности сенегальских авиаслужб. "Борт связался с пунктом контроля за воздушным движением Cindacta 3 по радио, находясь в 565 километрах от города Натал (северо-восток Бразилии), и сообщил, что входит в воздушное пространство, подконтрольное Дакару (Сенегал)", - говорится в сообщении бразильских ВВС.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото:af1461.livejournal.com

Последним сообщением, полученным с борта Airbus, был сигнал о коротком замыкании и отказе большинства бортовых систем. Были разосланы предупреждения службам УВД и военным станциям, расположенным вдоль побережья Атлантики на побережье Южной Америки, Африки, Португалии, Испании и Франции, которые начали вызывать самолет на своих частотах, но безуспешно. Попытки обнаружить самолет при помощи гражданских и военных локаторов также оказались тщетными. В авиакомпании Air France сообщили, что автоматическое сообщение с борта самолета касалось не только короткого замыкания, но и разгерметизации салона. Эти данные были подтверждены и в ВВС Бразилии.

Во французской авиакомпании считают, что самолет мог попасть в зону турбулентности – о входе в нее свидетельствовали и данные, полученные с самолета за некоторое время до его исчезновения. Также не исключен удар молнии – эту версию считают весьма вероятной. Изначально высказывалась и версия о том, что борт все-таки приводнился, и его не видно просто из-за вышедшей из строя аппаратуры и неисправных радаров на земле. Однако эту версию специалисты исключили практически сразу. Почему – в комментариях экспертов, опрошенных Накануне.RU.

Заместитель директора филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением по ОрВД и обеспечению особо важных полетов Александр Повалий:

Airbus 330-200 – очень хороший самолет. В нашей практике происшествий или инцидентов с данным типом самолетов я не помню.

Дело в том, что, если самолет пропал с экранов радаров, то шансов на его спасение нет никаких. Есть первичный и вторичный радиолокаторы, фиксирующие пространство. Вторичный радиолокатор взаимосвязан с ответчиком на борту самолета, но если работал первичный радиолокатор, то он бы обнаружил даже самые маленькие тела, находящиеся в воздухе, отметка на экране может быть даже от стаи гусей. Любая отражающая поверхность будет видна.

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Впрочем, если самолет летел над Атлантическим океаном, там, возможно, использовался вторичный локатор – такая практика существует, когда самолет определяется не локатором, а идет по определенному треку, а автоматика сама рассчитывает его вероятное местоположение. Это практикуется при перелетах через Атлантику. И если бы самолет находился на поверхности океана, радиолокаторы вряд ли бы его отметили.

Председатель Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук:

Я 30 лет за штурвалом, но такой случай для меня – нонсенс. К сожалению, если самолет пропал с радаров, то шансов нет почти никаких. На самолетах установлена специальная аппаратура с "маяком", которая обязательно бы сработала. Аварийные маяки не сработают только в том случае, если их выключить принудительно.

В то же время самолеты такого класса хорошо планируют даже при двух выключенных двигателях. Был случай, когда 330-ый сел с неработающими двигателями на Азорских островах. Как и Ил-96, он хорошо планирует со скоростью 7-8 м/с.

Вопрос: А как Вы относитесь к идее о том, чтобы полеты через Атлантику совершались только на четырехдвигательных самолетах?

Мирослав Бойчук: Я сторонник этой идеи. Хотя и самолеты надежные, и постоянно расширяются нормы полета на одном двигателе, но все-таки, сами понимаете, четыре надежнее двух. Компания очень серьезная, да и о подобных инцидентах я не припомню, так что, думаю, из этой ситуации будут сделаны серьезные выводы.

самолет airbus-320 авиакомпании уральские авиалинии|Фото: АК Уральские АвиалинииСправка: Упомянутый нашим экспертом случай произошел 24 августа 2001 г. Тогда A330-200 авиакомпании Air Transat из-за нехватки керосина совершил самый длинный полет машины с турбореактивными двигателями в режиме планера. Эта аварийная ситуация возникла в результате использования неверных запчастей при плановом ремонте двигателя и ошибки экипажа, который не смог правильно оценить возникшую ситуацию с потерей топлива, как показывал компьютер. Безмоторный полет длился полчаса, в течение которых было пройдено 120 км, до аварийной посадки на авиабазе Лайе (Lajes) (Азорские острова, Португалия). Пассажиры во время этой аварии не пострадали.

В российском представительстве авиастроительного концерна Airbus Накануне.RU рассказали о технических данных самолета:

Данный тип самолета имеет очень большой срок налета. Сегодня в мире летает порядка одной тысячи самолетов этого типа, их эксплуатируют более ста перевозчиков, в том числе "Аэрофлот".
Кроме того, европейский авиастроительный концерн имеет заказы на строительство семейства широкофюзеляжных самолетов A 330-340 – всего их 1400 по всему миру. Такой тип самолетов часто используется на трансатлантических рейсах, поскольку максимальная дальность полета при полной загрузке для него составляет 13 тыс. км.

По данным Air France и Airbus, пропавший лайнер A330-200 был построен в 2005 г. и проходил техобслуживание месяц назад. Командир экипажа Airbus самолета налетал 11 тысяч часов, в том числе 1,7 тысяч часов на самолетах этого типа, говорится в пресс-релизе компании.

Справка: Airbus A330 — самолет фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полет A330 состоялся 1 ноября 1992 г. в версии A330-300. Модели A340-300 и A330-300 одинаковы, кроме числа моторов (два для A330, четыре для A340). Все варианты A330 комплектуются моторами Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric.

Всего в авиакатастрофах было потеряно четыре А330 (включая случай накануне): В 1994 г. – под Тулузой (симуляция отказа двигателей. Ошибка пилотов), в 2000 г. в Куала-Лумпуре (химическая коррозия фюзеляжа при нелегальной перевозке опасного груза. Лайнер списан), в 2001 г. в Коломбо (уничтожен в результате атаки "Тамильских тигров" на аэропорт). В общей сложности во всех этих катастрофах погиб 561 человек.



Анастасия Мотовилова