Аналитика


Диспетчерские высоты
Общество | Свердловская область | В России

Они контролируют 686,6 тысяч квадратных километров воздушного пространства, почти 19 тысяч километров участков воздушных трасс, а еще иногда спасают сотни человеческих жизней. Они – диспетчеры филиала "Аэронавигация Урала" в ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Недавно они получили новый "дом" – 50-метровую "вышку" (контрольно-диспетчерский пункт), на 12-ом этаже которого открывается прекрасный панорамный вид на всю аэродромную часть "Кольцово". О том, как стать диспетчером, что даст создание укрупненных центров управления полетами по всей России и как уральский диспетчер предотвратил авиакатастрофу в ноябре прошлого года – в материале Накануне.RU.

В средствах массовой информации получил широкую огласку случай, произошедший в подмосковном небе 24 апреля этого года. Тогда чуть не столкнулись самолеты Ту-154 и Boeing-737. Благодаря молниеносной реакции диспетчера Boeing вовремя "отвернул" вправо и избежал столкновения (подробно об этом – в материале Накануне.RU "Отводящий беду: как диспетчер спас Ту-154 и Boeing"). Тогда глава Росаэронавигации Александр Нерадько рассказал журналистам, что диспетчера представят к государственной награде. Но мало кто знает, что подобный случай произошел в Екатеринбурге на полгода раньше. Об этом в интервью нашему агентству рассказал директор филиала "Аэронавигация Урала" в ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Сергей Сюкасев. "20 ноября прошлого года при вылете из "Кольцово" Boeing-767 произошло опасное сближение Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU c другим самолетом. И только благодаря грамотным и своевременным действиям авиадиспетчера Кирова, управлявшего в тот момент воздушным движением не произошла авиакатастрофа. А через пять дней приказом ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" этот диспетчер Екатеринбургского центра был награжден знаком отличия "За заслуги в труде", - рассказывает Сергей Сюкасев. Вот так скромно и буднично диспетчеры работают, спасают людей и получают награды. Отметим, что в причинах произошедшего сейчас разбирается специальная комиссия.

Между тем, на этой повсеместно сложной работе есть участки с наиболее интенсивным воздушным движением. И уральское небо – один из них. Во многом поэтому и было принято решение о создании укрупненных центров (всего по стране их будет 12). Крупными будут и финансовые вложения в проект. "Это управление верхним воздушным пространством всей территории зоны ответственности России. На эту ФЦП будет выделено 82 млрд руб., финансирование смешанное – бюджетное и внебюджетное. Первый этап реализации программы в Екатеринбурге – строительство "вышки" КДП. В целом на уральский филиал ФГУПа выделено 2,5 млрд руб., а на строительство укрупненного центра выделено более 500 млн руб. Часть договоров уже заключена", - рассказал на открытии КДП ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Валерий Горбенко.

Единое здание (осталось только выделить землю под его строительство) возьмет под свой контроль пространство от Нижнего Новгорода до Москвы уже через два года (сегодня в зоне ответственности екатеринбуржцев шесть регионов: Свердловская, Кировская, Челябинская, Курганская области, Удмуртская Республика и Пермский край). Оборудован центр будет по последнему слову техники. "Екатеринбургский укрупненный центр будет модернизироваться в соответствии с принятой Федеральной целевой программой. Аэропорт "Кольцово" соответствует по I категории ИКАО (Международная организация гражданской авиации), и в части оборудования систем захода на посадку не многим уступает столичному аэропорту Великобритании", - говорит Сергей Сюкасев.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU А пока диспетчеры обживают свою новую "башню": "Новый пункт кардинально меняет условия работы. В старом КДП у нас были совершенно другие, я бы сказал, доисторические рабочие места – то, что нам досталось в 2004-2005 гг., когда мы забирали службу у аэропорта. А теперь не только в уральском регионе, но и, пожалуй, до самого Владивостока подобных сооружений в России нет. "Башня" была построена фактически за восемь месяцев. Сегодня диспетчеры просматривают все сектора обзора с северо-запада до юго-востока. Им даже психологически удобнее: раньше они видели, к примеру, только один сектор, о состоянии второго ему подсказывали – полоса свободна. Теперь никаких нюансов с безопасностью возникнуть просто не может", - сравнивает Сюкасев. Неприятно даже думать, чем грозят такие "нюансы" пассажирам, а вот о том, что теперь их не будет, наоборот, приятно.

Немного о "человеческом факторе" и обучении диспетчеров. Если сегодня происходят авиапроишествия или катастрофы, то, первым делом, смотрят на людей: пилотов, инженеров, диспетчеров. Именно они, в конечном счете, ответственны и за технику, и за своевременное информирование о погодных условиях – двух других наиболее распространенных причинах ЧП. "Человеческий фактор присущ любой профессии. Чтобы свести к минимуму в авиации ошибки комплекса "человек – машина" в том числе и реализуется Программа модернизации единой системы организации воздушного движения в России, - считает руководитель "Аэронавигации Урала". - В любом отлаженном организме может наступить "сбой", главное – вовремя правильно его классифицировать и принять единственно верное решение в кратчайшие сроки. В этом и заключается основная роль профессии авиадиспетчера".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Стать авиадиспетчером можно только в нескольких учебных заведениях страны: Государственный университет гражданской авиации (Санкт – Петербург), Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, Красноярский авиационно-технический колледж, Санкт-Петербургский авиационно-технический колледж гражданской авиации. Сергей Сюкасев рассказывает, что часто люди авиационных профессий переучиваются на диспетчеров – все в тех же вузах и ссузах на курсах первоначальной подготовки. "Будущему авиадиспетчеру необходимо знать работу пилота, (раньше в период обучения на авиадиспетчера обязательным условием было прохождение летно-штурманской подготовки). Существует немало случаев, когда бывшие пилоты становятся хорошими авиадиспетчерами", - отмечает Сюкасев. Правда, пилотам бывает сложнее перестроиться – они привыкли отвечать за один борт, а вот штурманы – настоящая находка для такой наземной профессии – он видит "картинку" в целом.



Анастасия Мотовилова