Аналитика


Мочить в молоке братьев-союзников! Все равно нас враги не боятся...
Общество | В России | В бывшем СССР

Накануне в России был введен запрет на ввоз практически всей молочной продукции из Белоруссии. Для того, чтобы сей драконовский приказ привести в исполнение, потребовалось составить список из более чем тысячи наименований. Об этом сообщил во вторник вечером руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Конечно, как это завсегда водится, пара капель в этом молочном море оказались неучтенными, но думается, что этот почти полный запрет (на более чем из тысячи наименований) уже должен свидетельствовать о титаническом объеме работы, проведенном господином Онищенко и его подчиненными.
Так что 58 наименований "неучтенки", случайно просочившихся мимо бдительного ока российского Роспотребнадзора говорят, скорее, не о невнимательности, но списываются на обязательную ее величество статистику. Ибо, если бы мы узнали, что ВСЯ, вся молочная продукция, поступающая к нам до вчерашнего дня из Белоруссии была категорически ядовитой и идеологически вредной для всякого российского организма, но благодаря внезапному озарению господина Онищенко, оказалась накануне бы вся – подчистую – яростно разоблаченной бдительными российскими органами, то это бы вызвало все-таки некоторое изумление.
Подозреваю, что некоторые в таком случае даже задались бы не совсем политкорретным вопросом к тем же самым охранителям нашего экологически стерильного потребления на предмет того, как же в таком случае могло оказаться, что многие годы до вчерашнего дня сплошь тоталитарные и идеологически неправильные белорусы поили-кормили наивных демократических россиян дешевой, вкусной, но при этом идеологически некачественной продукцией. Куда, спрашивается, смотрели наши бдительные охранители?
Ведь эдак можно было, бог до чего знает докатиться – и некоторые нестойкие умы могли бы из такой мелочи сделать вывод, что та экономическая модель, которую выстроил в Белоруссии Александр Лукашенко (в данном случае – применительно к аграрному сектору) элементарно вкуснее той, что существует в РФ. А некоторые даже бы припомнили цифры в подтверждение: рост ВВП России по итогам I квартала 2009 года составил -(минус)9,5%, в Белоруссии +(плюс)1,1% ВВП.

К счастью, накануне все было правильно разоблачено и выведено на чистую воду. Взамен молока.
Судя по блогосфере Рунета, восхищение от подобного разоблачения у россиян оказалось безмерным. В дружном опупении от очередной эпохальной новации Роспотребнадзора толпы блогеров с трудом подбирают печатные слова в адрес российских карательных органов, и в перерыве между вытиранием лба от изумления пред подобной идиотией, радуются за наше общее светлое продуктово-молочно-потребительское будущее, ну и вообще – "платочками машут и пляшут".

А между тем Белоруссия дает треть нашего импорта по молочным товарам. ТРЕТЬ.

В России могут вырасти цены на молоко
Это связано с запретом на ввоз в нашу страну молочной продукции из Белоруссии, такое мнение высказал председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, если вопрос о возвращении в Россию белорусской продукции не решится в ближайшее время, то подорожает не только молоко, но и все производные – масло, сыр, сметана и творог.
Зато дорогущий и препаршивейший на вкус (хотя на вкус и цвет, конечно, товарищей нет) "вимбильдан" – продукт идеологически правильный. Не то что там…Но после того, как мы вместе дружно восхитимся "мужеству отчаянных парней" во главе с господином Онищенко, вспомним очевидное. Очевидное всем – не только политикам, политологам, журналистам и т.п., но - очевидное практически любой российской домохозяйке, а иногда даже и домохозяину.
******
Вспоминать можно издалека. Очень издалека. Но все-таки катализатором нынешнего очередного скандала между Москвой и Минском стало то, что недавно белорусский президент дал пространное интервью российским СМИ.
Во время встречи главных редакторов российских изданий с Президентом разговор шел главным образом о проблемах в отношениях Минска и Москвы, причинах, которые тормозят строительство полноценного Союзного государства.

Главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов поделился тогда своими ожиданиями: "Я надеюсь на эмоциональную, откровенную и полную оценку ситуации, которая сложилась в отношениях наших государств. Думаю, мы приехали в такой момент, когда нам не придется задавать Александру Григорьевичу много вопросов. Чувствуется, что у него накипело, он хочет высказаться по всем актуальным проблемам в наших отношениях". Прогноз оказался точным.
"Острота такова, что Россия может потерять Беларусь, а Беларусь может потерять Россию", – заявил тогда, комментируя журналистам российско-белорусские отношения, президент республики Александр Лукашенко.
К сожалению, это жестокие, болезненные, но правдивые и справедливые слова. И никто эту очевидность пока до сих пор так и не опроверг. Впрочем, как никто, по сути, не опроверг и ВСЕ другие жесткие тезисы Батьки – ибо, как говорится, "крыть нечем".

"Мы очень серьезно взвешивали и выстраивали свои отношения с Россией. Когда решалась судьба Союза, мне везде задавали вопрос: ваша позиция какова? Я не скрывал: мы – один народ. Россия – наша страна. Прошло 15 лет. Что изменилось в моей позиции? Абсолютно ничего. В чем-то России надо было подвинуться. В чем? У вас нефть, газ, ядерное оружие и прочее. Россия огромная страна, это ее ресурс, она на этом имеет определенные доходы. Сегодня она ввела такие тарифы, что белорусам, продавая свой трактор в Казахстан, надо заплатить еще одну стоимость трактора нашего", – сказал Лукашенко в интервью.

"Северо-западнее Беларуси – центр географической Европы. И не только географический, но и геополитический. И это наш ресурс, данный нам Господом Богом. И мы должны его, не в ущерб своим соседям, использовать так, чтобы народ что-то имел от этого. У белорусов же, кроме мозгов, рук и этого ресурса, ничего нет. Центральное положение давало нам ту возможность, что нас никогда никто не обходил. Через нас прокладывали дороги с запада на восток и с севера на юг… Это должно приносить какую-то пользу нашему народу. Почему мы проводим многовекторную политику? Принимаем участие в "Восточном партнерстве"? Потому что пешеходу, находясь на перекрестке, надо смотреть во все стороны, иначе собьют", – пояснил Лукашенко свою политику.

По его словам, Россия сегодня закрыла рынок для таких белорусских товаров как молочная продукция и сахар, поставки которых, по его мнению, могли бы существенно снизить на них цену внутри нашей страны. "Нас вытолкнули с российского рынка и заставили продавать на других рынках. Как это "просто" – вы знаете. Почему вы закрыли сейчас рынок для наших тракторов, автомобилей, когда фермер говорит: дайте мне белорусский МТЗ, мы всю жизнь на них работали, и они нас устраивают. Дайте! А им банки говорят: нет, под белорусское кредит не получишь. Встает вопрос: зачем вы это сделали? Кому надо такое Союзное государство?", – посетовал белорусский лидер.

Насчет вопроса – он действительно встает. И не один вопрос. Но ни на один из этих вопросов Москва так и не сумела пока выродить ни одного внятного ответа.

Но это было бы еще полбеды. Как полбеды было бы и то, что Лукашенко сравнил господина Кудрина с местными белорусскими "отморозками", кормящимися на западные гранты. (Кто бы спорил?) Сделано это было, напомню, в ответ на то, что Кудрин публично усомнился в платежеспособности Белоруссии и позволил себе такой пассаж, что, мол, независимость этой страны является для нее тяжким бременем.

Забавно, но с какой-то формалистической точки зрения Кудрин был по-своему даже прав. Ибо в его системе координат независимость любой страны, кроме США, является тяжким бременем для такого государства. Для любого. В том числе и для России.
Но даже Кудрину следовало бы соображать, что в таком стиле с руководителем суверенного государства не говорят, и ничего таким уничижительно-оскорбительным идиотизмом не добьешься. Ибо хамство по отношению к партнеру по переговорам – это идиотизм за гранью дозволенного, будь то руководитель хоть соседней братской страны, хоть Гондураса или Кот-д`Ивуара.

Заявление Кудрина о том, что "суверенитет Беларуси является для нее тяжким бременем" по сути своей для белорусов глубоко оскорбительно, и политически может иметь крайне неприятные последствия уже не для взаимоотношений государств, а для взаимоотношений народов. На политическом уровне это может (если "война" затянется) только способствовать консолидации вокруг Лукашенко даже тех, кто в иных обстоятельствах ни за что не стал бы с ним взаимодействовать, и в итоге будет только укреплять его внутренние позиции. При этом Лукашенко вполне может получить и более серьезную поддержку Запада, который в этом случае может вполне сконсолидироваться против "российского империализма". Ведь на Западе Лукашенко уже простили всю "недемократичность", его хвалят, дают кредиты и готовы пить не только их молоко, но и все, что угодно.
На социальном же уровне в Белоруссии это может подстегнуть русофобские настроения, и Россия в итоге может получить в Беларуси вполне "оранжевое" к себе отношение.
И Россия Белоруссию тогда действительно – потеряет. Не по вине Батьки.

И потому вполне объяснима была та вспышка ответной ярости Батьки, в результате которой он раскрыл подробности недавних переговоров в Минске: "Премьер нашей республики Путину привел факт. Когда мы начали ему задавать вопросы, я просто уже сидел как арбитр. А два премьера, мы втроем находились, вели спор. И Сидорский у него спрашивает: "Ну зачем вы закрыли рынок? Зачем вы прервали товарооборот между Беларусью и Россией? Зачем запретили поставки нашей продукции?" Путин отвечает – неправда. А Сидорский ему свою информацию: "Вот такой и такой губернатор сказал: "Путин заявил, если только купите, в том числе и белорусское, оторву голову". Конечно, губернатор боится. Говорит: "Мы с удовольствием возьмем это, но пусть нам хоть как–то отмашку, хоть устно пусть скажут". Так появились два приказа Минэкономразвития, решение Правительства и через банки введено фактически – если вы захотите наше купить, то вам кредит не дадут в России. Вот и все. Вроде не запрещают: да, пожалуйста, везите, продавайте. Но нарушена вот эта схема – "беру в долг, покупаю и расплачиваюсь".
Недоумение белорусской стороны вызывает и текущая ситуация с поставками продовольствия. "Хотят ограничить еще поставки дешевых продуктов сельского хозяйства и нашли мотивацию, что мы поддерживаем сельское хозяйство в Беларуси, поэтому у нас более низкие цены, – заметил Александр Лукашенко. – Так поддерживайте и вы в России сельское хозяйство! Мы же не прячемся".

Лукашенко привел конкретную иллюстрацию протекционизма на российском рынке: "У вас на сахар цены подскочили почти на 40 процентов за последнее время. Я, когда это прочитал, за голову взялся. Ребята, это же преступление перед собственным народом. Зачем вы закрыли свой рынок для нашего сахара? Зачем? Было бы достаточно на рынке сахара – не было бы такой цены... Мы сегодня потеряли наполовину рынок Российской Федерации. И если бы не "диктатура" в Беларуси, нам пришлось бы два завода закрыть. Совсем недавно я вынужден был принять действительно административные меры – пригласил Правительство и сказал: "Не продадите сахар – не будете работать". Мы нашли другие рынки. Мы продали этот сахар... Для чего я привел этот пример? Чтобы вы понимали, что так по всем позициям, которые жизненно важны для нашей страны. Нас вытолкнули, таким образом, с российского рынка и заставили продавать на других... Ну ладно бы у вас были свои излишки, не так бы было обидно. Но у вас же их не было!"

А уж когда накануне на эмоциях Лукашенко выдал то, что, в соответствие с некоей дипломатической этикой, не должно предаваться огласке, ситуация стала не просто неудобной, но даже несколько неприличной.

По его словам, недавно, президент России Дмитрий Медведев сделал ему предложение, смысл которого состоял в том, что Россия хотела бы инвестировать значительные средства в модернизацию белорусского молокоперерабатывающего промышленно-технологического комплекса. Но при условии передачи российской стороне белорусских молокоперерабатывающих предприятий. С чем, естественно, белорусский лидер категорически не согласился.
Не согласился крайне эмоционально.
Но главное в данном случае было все же не несогласие как таковое, а то, что он ТАКОЕ журналистам рассказал.
Ибо за такую огласку в нынешнем российском капитализме принято безжалостно мочить. Хоть в сортире, хоть в собственном молоке.
Решили – в молоке.
******
Коснулся Лукашенко и вопросов обороноспособности двух стран. "Западнее Москвы нет ни одного солдата. Не будь здесь белорусской армии – и что? Да не дай Бог, если бы мы взяли курс, как Украина, на европейскую безопасность, Североатлантический блок?! Без войны под Смоленском ракеты. Не надо никаких стратегических ракет: Москва рядом, 300 километров. Но я говорил и говорю: вы не обижайтесь, но танки через Беларусь не ходили никогда спокойно на Москву и не пойдут". По его словам, лишь белорусская армия обеспечивает сегодня безопасность России на Западе. "Я прошу: дайте нам по российским ценам это оружие. А нам говорят: платите как все. Я говорю, ребята, похоже на то, что вы давайте нас защищайте, но автомат я вам не дам, вы купите его, чтобы погибнуть за Россию. Вот вам элементарный абсурд в вопросах безопасности", – заявил он.

И это не просто абсурд. Это абсурд чудовищный!!!

Переходя к проблеме кредита, Лукашенко сказал: "Вам не важна Беларусь, безразлична? Важна. Кто сегодня выполняет эту функцию, важную функцию? Беларусь: ПВО, армия и так далее. Вы что, считаете, что это забесплатно должно быть? Вы что, считаете, что 10 млн. человек, которые сегодня стоят щитом перед Москвой, – это что, бесплатно?.. Это не имеет цены... А мне говорят: "Вы знаете... мы посчитали... $2 млрд. в кредит"... Дорогие друзья, за полтора года до сегодняшнего дня за счет цены на газ, в три раза повысив, вы выкачали из Беларуси $10 млрд. И вы мне 2 миллиарда из этого дали под бешеный процент, что МВФ в три раза выгоднее кредит дал!".

И еще про кредиты:
"Для нас важны деньги, которые мы там заимствуем. Если бы у нас не было этих эмвээфовских кредитов, сейчас у нас бы рухнула валюта. Вы же пообещали нам 2 миллиарда. Дали сначала миллиард со скрипом, в СМИ у вас прочитаешь – мы как нищие ходим и просим. У нас самих тяжело, а они просят. Как прочитаешь, то жить не хочется. Думаю, может, ну его, этот миллиард? Ну девальвировали мы национальную валюту на 20 процентов, а девальвировали бы на 21 – и вышли из положения. Но вы же обещали? Мы же это в бюджет внесли, мы надеялись на это. Мы поехали к китайцам – 3 миллиарда дали… Мы им говорим: давайте в юанях. У нас есть небольшой резервный фонд в юанях. Мы будем покупать у вас за юани, вы – за белорусские рубли. Давайте введем наши национальные валюты в оборот. Мы подписали на 3 миллиарда в юанях оборот. Мы россиян просим: мы покупаем у вас, наверное, миллиардов на 20. Дайте нам российский рубль в долг, мы вам вернем, но мы будем не в долларах вам платить, а за ваш товар, который мы покупаем, будем рассчитываться российским рублем. Вот он, реальный шаг к введению российского рубля. Мы же этого не боимся. Вы заявили о рубле как о региональной валюте. Так давайте начинать. Нет, рубли хлынут на российский рынок, это плохо. Слушайте, 100 миллиардов – это 0,2 процента от годовой эмиссии России. Скажите, что бы произошло, если бы эти рубли добавились?" – недоумевает Лукашенко.

Понятно, что вследствие этого бы произошло очевидное оживление экономик обеих стран в сфере в первую очередь агропрома. Только и всего. Как понятно, что Кудрин и компания этого никогда не допустят – любыми способами – включая онищенскими.

Потому, комментируя недавнее заявление главы российского Минфина Алексия Кудрина, президент Белоруссии сказал: "Мне поясняли, что на него давление идет мощное, он нервничает сильно и говорит немножко не то. Тогда – подлечиться. У него финансы государства в руках и он начинает такое говорить. Завтра он и не то сделает".
******
То что Кудрин еще и не то сделает - это верно. Но насчет "подлечиться - вот насчет этого с Батькой я согласиться никак не могу. Ибо, твердо считаю, что лечить данного господина бессмысленно и бесполезно. И даже оперировать бессмысленно.
Только хочу задать один вопрос вдогонку:
А что? Алексей Кудрин до сих пор остается министром? И это после того, как он получил публичные оплеухи от Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко?.. После подобного публичного унижения и показательной выволочки, где-нибудь, в Японии он бы закончил жизнь ритуальным самоубийством. В других странах, где понятие чести еще что-то значит – подал бы в отставку. А поскольку понятие чести для подавляющего большиства российского современного чиновничества, по моему и не только глубокому убеждению, не имеет сколько-нибудь существенного значения, он (явно, не по чину) может позволить себе публично рассуждать о том, что суверенитет Белоруссии является для нее тяжким бременем, поскольку, "являясь самостоятельным регионом, Белоруссия несет больше издержек, чем российские регионы".

И вот, ради Кудрина, которого большинство российского думающего народонаселения именуют куда более универсальными, но непечатными эпитетами, в Кремле решают, что нужно портить отношения с ближайшим соседом. С братским народом. С верным союзником. Онищенко и его начальство выставляют страну на посмешище, причем в самый ответственный момент - когда Белоруссия стоит на перепутье. По сути, именно сейчас, во время кризиса, может решиться вопрос, пойдет ли Лукашенко на Запад или сохранит пророссийский вектор развития.
Но Белоруссии сегодня кремлевские властители просто не оставляют другого выбора!!!
Благодаря нашим политикам, которые дарят миллиарды олигархам (что прикупают "Челси" и открывают гостиницы - дворцы за чужое гражданство!), но не могут дать кредит братской стране, скоро мы будем слушать сказки (возмущаясь и негодуя, разумеется!) про "преступный советский режим", творивший зверства в незалежной и очень самобытной Беларуси. К чему это приведет - пояснять, думаю, излишне.

Такими решениями Россия просто лишается единственного союзника на постсоветском пространстве - Беларуси, с экономики которого следовало бы брать пример.

Только трудом белорусского народа и идеей экономической независимости, проводимой Лукашенко, выжила Белоруссия. Только за счет этого, без нефти и газа, до сих пор жив народ союзного государства, работает промышленность, заняты люди. И просто необходимо с почтением относиться к этой стране, к труду ее граждан и принципам ее руководства. Какая, в принципе, разница, что написано на упаковке – "молоко" или "молочный напиток"? Переделают они надписи, можно и подождать. А вот покупать молоко (или напиток) теперь придется в других странах. И за другие деньги – Россия себя за время переделки разрешительной документации молоком обеспечить не сможет.

В Белоруссии сегодня - подлинно сильная власть и консолидированное общество, а главное – имеется собственный проект внутренней и внешней политики, который, надеюсь, устоит в ей извне организованной блокаде.

А в России… "Кушай тюрю, Ваня. Молочка-то нет".



Андрей Николаев