Аналитика


Градоразрущающее предприятие
Экономика | В России

В минувшие выходные на поистине несчастливом предприятии "Базэл-Цемент-Пикалево" была запущена первая печь. Ожидается, что в ближайшее время будут запущены остальные мощности. А на Дальнем Востоке создан не менее интересный прецедент – в поселке Светлогорье предприятие "Русский вольфрам" на пять лет переходит под контроль государства, при этом кредит для выплат долгов по заработной плате (более 6 млн руб.) выдали под личную гарантию губернатора Дарькина. Где-то на вставших предприятиях ждут если не самого Путина, то хотя бы кого-то из его замов (например, Игоря Шувалова в Иркутске – там решается судьба другого предприятия Дерипаски – Байкальского ЦБК). Явление, уже получившее название "Пикалевский синдром", можно обозначить и по-другому: "синдром моногородов". Моногорода, к сожалению, могут стать той неприятной "зацепкой", которая потянет экономику вниз даже при условии отсутствия второй волны кризиса и более-менее удачного его прохождения в целом. О феномене моногородов – в материале Накануне.RU.

Моногород – явление не исключительно российское, однако в России оно имеет ряд особенностей, связанных с историческими и экономическими условиями возникновения этих городов-заводов. По разным данным, в нашей стране сегодня более четырех с половиной сотен моногородов и монопоселков (по другим данным - 600-700), в которых проживает порядка 25 млн человек. Это, по меньшей мере, одна шестая населения страны.

нижний тагил нтмк трубы дым экология|Фото: Накануне.ruПостановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города, либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В то же время в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта. При этом население моногорода может составлять от 5-6 тыс. до 500 тыс. человек, хотя большинство из них – это небольшие муниципальные образования с населением до 50 тыс. человек.

Немного истории

Итак, особенности. Во-первых, возникновение. Действительно, история многих монопрофильных городов связана с индустриализацией первой половины XX века, но началось все гораздо раньше, в петровские времена. Тогда и Екатеринбург, и Челябинск и многие другие города, сегодня являющиеся промышленными центрами с многопрофильной экономикой, были сначала рабочими поселками при заводах (например, железоделательных), потом разрослись до городов, и в течение одного-двух веков их экономика, естественно, диверсифицировалась. Затем было время бурного развития легкой промышленности, так называемого "ситцевого" капитализма. В то же время возникают многие шахтерские поселки (затем выросшие в города). После индустриализации была война, во время которой моногорода возникали за счет эвакуации крупных предприятий, ну и, наконец, освоение "северов" – нефтяные моногорода Западной Сибири, большинству из которых нет и 35 лет. Таком образом пикет лобвинский биохимический завод плакат отдайте деньги|Фото: Накануне.RUсформировалась структура разделения моногородов по отраслям промышленности: лесная и деревообрабатывающая (порядка 20% всех моногородов), машиностроения (17%), пищевая промышленность (14%), топливная промышленность (11%), и по географическому расположению: большая часть городов и поселков монопрофильного типа сосредоточена в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском экономических районах, при этом в отдельных регионах доля жителей моногородов достигает половины: в Тюменской области (включая автономные округа) – 61%, в Свердловской – 44%, в Тульской – 40%.

Если в советское время система градообразующих предприятий и моногородов была вполне жизнеспособной, то после распада СССР стала как раз таки весьма серьезной проблемой. Проще говоря, начала рассыпаться и входить в противоречие с интересами новых собственников заводов-гигантов. Во-первых, исчезли производственные цепочки: многие поставщики сырья оказались за границей, или, наоборот, складывалась такая ситуация, когда собственник покупал иностранное предприятие, и соседнее с моногородом месторождение (такой же моногород) оказывалось не у дел. Во-вторых, за время лихих 90-х с их рейдерскими переделами и прочими прелестями предприятия, на которых раньше лежала вся городская "социалка", постепенно отказались от нее. Бизнес не должен был быть социально ответственным, ему об этом даже никто и не подумал бы напоминать. Потом все же напомнили, кое-где надавили, но тогда начался стабильный рост экономики и промышленного производства, и моногорода в этом росте были лидерами, поэтому росли и муниципальные бюджеты, и собственные социальные программы градообразующих Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU предприятий. В том же Пикалево до 2008 г. (вспомните бум строительства) средняя зарплата составляла около 16 тыс. руб. и росла на 16% в год – согласитесь, не самый плохой вариант. При этом уровень безработицы был в районе 1%. По данным официального сайта администрации Пикалево, в 2006 г. официально безработными в городе были 156 человек (против 708 в 2008 г.). Отметим, на двух градообразующих предприятиях ("Евроцемента" и "Базэла") работало около 4180 человек (примерно 19% населения в целом и порядка 36% экономически активного населения).

Дорогой Гаруна-аль-Рашида

Но наступил кризис, и бурный рост сменился резким падением. "Социалку" попытались "схлопнуть", производство там, где можно – остановить, там, где нельзя – отпустить работников в отпуск, в лучшем случае, на две трети ставки. В результате мы имеем то, что имеем – по некоторым данным, более чем в сотне моногородов сложилась ситуация, где может проявиться "Пикалевский синдром".

Ответ на вопрос "что надо было делать" прост – диверсифицировать экономику. Уходить от монопрофильности. Благо для этого были все возможности. Можно упрекнуть собственников предприятий – пожадничав тогда, они пожинают горькие плоды сегодня. Будь в городе другие возможности заработать, не возникло бы социальной напряженности, остановить производство можно было бы менее болезненно, в том числе и для себя (не пришлось бы некоторым в неудобном положении перед премьером подписывать бумаги, а потом еще и ручку возвращать). Нередко можно было слышать: у нашего завода/фабрики/комбината нет такой задачи – строить жилье и покупать путевки вашим детям. Наша задача – обеспечить достойную зарплату, на которую вы все это сможете себе купить. В принципе, все правильно. Но с другой стороны, это звучит довольно сомнительно, если посчитать дивиденды, которые получали тогда (а некоторые и сейчас получают) акционеры.

Можно упрекнуть власти, как местные, так и федеральные. Первые неэффективно использовали весьма неплохие прибыли в бюджет, не проявляли должного упорства в лоббировании интересов города в бюджетов других уровней. Отсюда и отсутствие инфраструктуры, и дорог (оставшиеся без работы "моногорожане" даже доехать до соседнего города на заработки не могут), и фондов поддержки малого и среднего бизнеса, и непривлекательность для инвесторов. Где уж тут дифференцировать экономику?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Кстати, именно местные власти в лице губернаторов, видимо, пока и будут заниматься вопросом. "Премьер, вице-премьеры и министры физически не смогут посетить их [моногорода] все, привезти всем денег, утереть все слезы, — сказал недавно председатель Совета Федерации Сергей Миронов. — Более того, это не задача главы правительства – объезжать, как Гарун-аль-Рашид, депрессивные города и разруливать проблемы, созданные бизнесом". Зато губернаторам однозначно дали понять – пора последовать примеру легендарного халифа, "ходившего в народ". И дал понять не кто-нибудь, а сам Президент Дмитрий Медведев – во время видеоконференции со своими полпредами в федеральных округах он посоветовал им вытаскивать губернаторов "из-под столов", чтобы те шли "вкалывать на своих местах, ездить по предприятиям, встречаться с трудовыми коллективами, вытаскивать собственников для разговора". Результаты не заставили себя ждать.

Помимо уже упомянутого Дарькина отличился сменивший не так давно в губернаторском кресле Егора Строева глава Орловской области Александр Козлов. Видимо, памятуя о тех претензиях, которые при увольнении были предъявлены его предшественнику, Козлов решил сменить пиджак на телогрейку и отправился в "депрессивные территории". "В телогрейке, инкогнито я объехал полобласти, чтобы поговорить с людьми и услышать из первых уст о волнующих их проблемах", - отчитался губернатор. А во время уже упомянутого саммита ШОС возможность лично доложить Президенту о ситуации в моногородах имел свердловский губернатор Эдуард Россель. Почти у каждого главы региона сегодня есть "болевая точка" в виде моногорода с почти катастрофической ситуацией, такое "доморощенное пикалево". В Свердловской области это, без сомнений, Нижний Тагил с его "Уралвагонзаводом". "Удалось предотвратить безработицу на Уралвагонзаводе: предполагалось сократить 23 тысячи человек – этого не будет", - сразу же доложил Россель Медведеву. А далее рассказал о собственном "ноу-хау": запрете на закрытие россель эдуард эргартович губернатор свердловской области|Фото: Накануне.ruпредприятий. "Если там производится продукция, которая не находит на рынке спрос, то мы размещаем там малый и средний бизнес, чтобы не допустить безработицы. Таким образом, практически в области каждый третий трудоспособный человек работает в сфере малого и среднего бизнеса", - сказал Россель. Тут, конечно, хочется задать вопрос: а почему было не начать такую программу в моногородах лет эдак пять назад? Глядишь сегодня и проблемы не возникло бы. А во-вторых, если честно, хочется посмотреть на это чудо хоть одним глазком.

Истребитель моногородов

Однако, мы отвлеклись от обличения виновных в ситуации с моногородами. И о региональных властях, и о бизнесе уже сказали, но можно ведь обвинить и собственно жителей, которые вовсе не горели желанием заводить свой бизнес, уходить с хороших, насиженных мест в новые производства, как не горят желанием сегодня идти после зарплаты в 15-25 тыс. руб. на общественные работы за 3-5 тыс. руб. (хотя статистика говорит об обратном – желающих получать пособия все больше, да только реально потерявших работу среди них все меньше, а вот никогда не работавших, пришедших за "халявой", действительно, хватает).

В общем, виноваты все. Но больше всех, пожалуй, федеральные власти. Ибо моногорода – проблема не мэров и даже не губернаторов, наоборот, на уровне города отдельно взятый мэр (или, кстати, директор градообразующего предприятия, именно они часто становятся мэрами или де-факто исполняют многие их обязанности). В марте этого года во время визита в Екатеринбург замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов сделал громкое заявление: к 2015 г. в России не должно остаться ни одного моногорода. Тогда высокий чиновник отметил, что решить проблему моногородов позволят диверсификация экономики, повышение ее инновационности, переобучение сотрудников и создание новых рабочих мест. Правда, конкретный механизм реализации такой амбициозной программы так и не был обозначен, а самое обидное, Наумов так и не пояснил, кто будет ответственным за сей план. В Минпромторге РФ Накануне.RU подтвердили, что некая программа существует. Но в Правительстве есть министерство гораздо больше относящееся к данному вопросу – Министерство регионального развития. Однако очевидно: кто бы не занялся данным вопросом, сегодня денег на перестройку не только экономики – самого уклада жизни 25 млн россиян в казне нет. Нет этих денег и у собственников градообразующих предприятий (мы помним, что острее всего падение цен на свою продукцию ощутили именно они). И даже национализация тут не поможет, ведь от перехода актива от одного собственника к другому деньги не появятся.



Анастасия Мотовилова