Попав много лет назад в зависимость от доллара, Россия больше не хочет повторять таких ошибок, тем более, в военно-оборонной сфере. Не зря Медведев определил в качестве одной из приоритетных задач развитие космических технологий, в том числе российской навигационной системы ГЛОНАСС. Сегодня она подслеповата и глуховата: вместо 24-х спутников, необходимых для устойчивого приема сигнала на российской территории, запущены лишь 20. При таком раскладе ни о каком продвижении ГЛОНАССа "в массы" речи не идет. На, как говорят эксперты, даже если бы в космосе летало 30 аппаратов, как у GPS, конкурировать с американцами было бы сложно из-за "наземной" составляющей.
Система ГЛОНАСС создается намного медленнее, чем было запланировано. В 2007 году тогдашний первый вице-премьер Сергей Иванов заявлял о 18-и космических аппаратах к концу 2007 года, и о 24 аппарата - к концу 2009 года. Сейчас середина 2009 года, и используются только 18 аппаратов, еще два, как следует из сообщения информационно-аналитического центра Федерального космического агентства, временно выведены из системы. Собственно, 20-и аппаратов вполне достаточно, чтобы покрыть сигналом всю территорию России. Для глобального покрытия всего мира необходимо 24 спутника, а чтобы сигнал был четким, то есть отлично принимался не только в чистом поле, но и в каменных джунглях, – 30 (именно столько сегодня у американской GPS).
В создание ГЛОНАСС вкладывалось и вкладывается большое количество денег. Только в сентябре прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил об увеличении финансирования программы ГЛОНАСС на 67 млрд руб. А воз если и не ныне там, то двигается крайне неторопливо. То есть деньги, видимо, решают далеко не все. Независимый эксперт Андрей Ионин напоминает, что разруха 1990-х годов затронула не только промышленность, но и высокотехнологичную сферу. "Слишком много проблем накоплено за 15 лет, что даже слишком большое желание их решить, и деньги, не помогут. Нужно время", - подчеркивает эксперт. По его мнению, сам факт, что развитие космоса в целом и ГЛОНАСС в частности определены как одна из приоритетных задач, внушает надежды. "Никто в мире не может поддерживать все инновации за исключением, может быть, США. Но даже они сосредоточились на ключевых направлениях. Технологии стали настолько сложны, требуют настолько больших затрат из бюджета, что освоить все направления, даже государству, нереально. Выбранное направление, на мой взгляд, правильное. Именно СССР стал первыми в космосе. У нас есть большой человеческий задел, история, что очень важно", - высказал Накануне.RU свое мнение Андрей Ионин.
Он добавляет, что даже в сегодняшнем недоделанном состоянии ГЛОНАСС имеет ряд преимуществ перед GPS (впрочем, как и GPS перед ГЛОНАСС). "Существует много параметров, по которым американскую и российскую систему можно сравнивать. Системы построены на разных принципах. Одни принципы дают преимущества американской системе, другие – нашей. По ряду параметрах наша система уже превосходить американскую, так как ГЛОНАСС, например, лучше защищен от помех, чем GPS", - поясняет эксперт.
В необходимости ГЛОНАССа не возникает никаких сомнений. Это туристу или автомобилисту все равно, сигнал какой системы принимать. Все равно, наверное, и военным, пока сигнал есть. Но раз монополией на навигационную систему обладают США, значит могут в любой момент отключить GPS. Автомобилист, максимум, заплутает, а вот российское высокоточное оружие вдруг перестанет выполнять свои функции. Кстати, понимая это, Европа и Китай тоже создают свои навигационные системы. Изначально спутниковая навигация появилась для военных целей. Но, как часто бывает, этой важной разработке нашли и гражданское применение, сделав навигационные приемники компактными и удобным в обращении. Стандартный прибор GPS позволяет человеку определить его местонахождение, заранее выбрать маршрут, забив соответствующие точки, через которые проедет, в прибор.
Во всем этом Россия, пусть медленно, но относительно успешно запуская спутники, отстала от США: спросом пользуются приемники GPS, а не ГЛОНАСС, хоть они и существуют. "Проблема не в том, чтобы создать ГЛОНАСС, а в том, чтобы внедрить эти технологии в практику", - уверен независимый эксперт Андрей Ионин.
ГЛОНАСС условно можно разделить на три составляющие: спутники, запуск которых является задачей лишь государства, электронная картография, представляющая собой так называемый контент, и приемники, которые, улавливая сигнал спутников, этот контент используют. Про спутники мы уже писали, что они иногда выходят из строя. Контент, оказывается, тоже несовершенен – подробных электронных карт всей территории России не существует. Компании, работающие над развитием картографии, в первую очередь делают карты только для крупных городов. Если в Европе любой закоулок отражается на навигаторе, то в России такая же четкость присуща, если человек находится лишь в городе-миллионнике, и неважно, какой сигнал он использует, GPS или ГЛОНАСС.
С производством приемников, отражающих две навигационные системы, дела в России обстоят тоже неважно, собственно, как и с любой высокотехнологичной продукцией. "Чем отличается навигатор от КПК, если корпус и экран одинаков? Лишь материнской платой", - отмечает Андрей Ионин. И если в России не научились делать компьютеры, то почему должны создавать качественные приемники? "По физическим размерам совмещенный ГЛОНАСС/GPS приемник примерно в десять раз больше GPS-приемника. (3х 4 см против 3х4 мм). Встроить такую "железку", учитывая вышеописанные габариты и в разы большее энергопотребление, в мобильный телефон, коммуникатор или автонавигатор с эраном менее 7 дюймов на сегодняшний день не представляется возможным", - пояснила Накануне.RU независимый PR-специалист Марина Рожкова.
Тем не менее, ГЛОНАСС/GPS-навигатор под названием "Глоспейс" существует. Он оснащен семидюймовым сенсорным дисплеем, MP3 и MPEG4, может отображать пробки на дорогах в реальном времени. Правда, стоит дороже обычного GPS–приемника. Дело тут тоже в дороговизне и дешевизне компонентов. Плата для ГЛОНАССа стоит порядка $100, а плата GPS - $7-10. Как говорится, почувствуйте разницу. "Потребителям не важно, откуда идет сигнал, главное, чтобы эти сигналы правильно конвертировались и подавались на карту. ГЛОНАСС пока не несет потребителям ничего такого, за что он готов был бы платить дополнительные деньги. Навигатор с большим экраном – нишевой продукт, по стоимости выше среднего. Чем больше экран, тем дороже устройство", - подчеркивает Марина Рожкова.
Для того, чтобы как-то подхлестнуть спрос на ГЛОНАСС/GPS-навигаторы, вновь пришлось включиться административному ресурсу. Что называется и смех, и грех, ГЛОНАСС-навигаторами будут оборудовать российские автомобили "Лада Приора" и, возможно, "Лада Калина". На первом этапе осенью уже нынешнего года планируется оборудовать системами 10-15 тыс. автомобилей, потом их может быть больше.
"Зачем устанавливать ГЛОНАСС на "Лады"? Предустановка ГЛОНАСС на автомобили на конвейере позволит уже сейчас создать массовый коммерческий рынок ГЛОНАСС, который может стать локомотивом сразу для нескольких направлений развития навигационной индустрии и совершенствования системы ГЛОНАСС. При установке ГЛОНАСС навигации в автомобиль решается вопрос с элементной базой (в автомобиле достаточно места, чтобы установить ГЛОНАСС/GPS-приемник и антенну, а также перестает быть нерешенным вопрос энергопотребления). При этом, возрастает привлекательность отечественного автомобиля, так как покупатель получает уже полностью "нафаршированную" всей необходимой потребительской электроникой машину. К тому же ценность инсталляций на автомобили состоит еще и в том, что при резком увеличении навигационного рынка в России появится база для создания полноценного коммерческого рынка навигационных услуг и сервисов, который не мог появиться иначе просто по причине отсутствия хоть какого-то значимого числа конечных потребителей, имеющих в использовании устройства с поддержкой ГЛОНАСС. Без полноценного коммерческого рынка, и это признают многие эксперты и участники рынка, перспективы ГЛОНАСС еще долго будут весьма призрачны", - обрисовала ситуацию Накануне.RU Марина Рожкова.
А конкуренция в производстве ГЛОНАСС/GPS-навигаторов вот-вот появится. Один из лидирующих мировых производителей пользовательских навигационных устройств компания Mio Technology совместно с российскими коллегами разработала первый прототип коммерческого ГЛОНАСС/GPS навигатора. Предполагается, что компании начнут массовые продажи потребительских автонавигаторов Mio c поддержкой российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС до конца этого года. То есть зарубежный производитель признал, что ГЛОНАСС существует, и с ней лучше считаться. Вот только бы России не упустить свой шанс и окончательно не отдать производство навигаторов на откуп иностранцам…