Аналитика


Трое на Opel
Экономика | В России | За рубежом

Жаркая борьба за покупку половины мирового автопроизводителя Opel вошла в завершающую стадию. Один лот, три претендента: китайская компания China's Beijing Automotive Industry Corp., бельгийская компания RHJ International SA и консорциум из канадской Magna и российского Сбербанка. Все они не скупятся на цену, готовы идти на условия продавца, то есть General Motors (GM), но при этом каждый гнет свою линию. Но, похоже, что у российско-канадского консорциума больше шансов на победу, ведь его предложение поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель. Она считает предложение Magna и Сбербанка самым надежным. Можно было бы заранее порадоваться, но... в технологическом плане российский автопром вряд ли как-то выиграет от потенциальной покупки. Вероятно, он ее даже не почувствует.

Информация о том, что Сбербанк претендует на акции Opel впервые появилась в начале июня. Тогда речь шла о том, что Сбербанку достанутся 35% акций, Magna - 20%, 10% раздадут работникам Opel, а 35% останутся у GM. Сбербанк заявлял о том, что эта покупка должна помочь модернизации российского автопрома, например, выпуск Opel может быть организован на Горьковском автозаводе. Тогда же говорилось, что пакет в 55% акций обойдется в 100 млн евро, и еще 400 млн евро Magna и Сбербанк предоставят в виде беспроцентного кредита.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Сейчас планы иные. Согласно новому предложению, Magna и Сбербанку будет принадлежать по 27,5%, General Motors технически останется крупнейшим акционером Opel, владея 35% акций, а работники Opel получат 10% акций. "GM, на мой взгляд, хотел бы оставаться мажоритарным акционером, возможно, поэтому Сбербанк пошел на сокращение своей доли", - объясняет аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак, почему изменилось предложение. И не факт, что GM выберет именно его. Другой претендент – бельгийская компания RHJI  - предлагает сохранить все заводы автоконцерна в Германии. Кроме того, план реструктуризации предприятия, разработанный RHJI, предусматривает госгарантии в размере 3,8 млрд евро, что почти на 1 млрд евро меньше суммы госгарантий, на которые рассчитывает Magna в случае приобретения Opel.

Третий претендент – китайский концерн BAIC, который предлагает больше всего денег. Несмотря на это, аналитики склонны считать, что именно у китайцев меньше всего шансов купить акции Opel. "Большинство производителей из ЕС, США не хотят делиться технологиями с китайцами, потому что те в перспективе составят очень высокую конкуренцию. Если сейчас китайцы предлагают самые выгодные условия по финансированию, то в долгосрочной перспективе производители рискуют получить мощного конкурента", - полагает Михаил Пак.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа, в свою очередь, отмечает, что вопрос стоит не столько в деньгах, сколько во взаимоотношениях с профсоюзными организациями и правительством Германии. "Китайцы уже приобретали несколько известных марок для того, чтобы выпускать под ними свой ширпотреб и поставлять на юго-восточные и азиатские рынки. Правительство Германии понимает все угрозы: сокращения работников будут более значимые, чем при другом покупателе. Поэтому предпочтение будет отдано не тому, кто даст больше денег, а тому, кто предложит наиболее адекватный путь вывода компании из кризиса. Думаю, что китайцы не в состоянии предоставить привлекательное предложение", - считает Дмитрий Кипа.

Таким образом, как считают эксперты, главные претенденты – Magna плюс Сбербанк и RHJI. И хотя российско-канадский консорциум считается сильнее, кому в итоге достанутся акции Opel, предсказать никто не берется.

"Объективнее сильнее альянс Сбербанка и Magna, Германия заинтересована в развитии партнерских отношений с Россией, которая поставляет энергоресурсы. С точки зрения бельгийцев, это инвестиционная покупка, они не скрывают, что хотят в тяжелое время войти в перспективные и привлекательные сегменты рынка. Но сложно сказать, каким будет результат", - отмечает аналитик ИК "Проспект". С другой стороны, по словам Михаила Пака, у бельгийской компании есть преимущество в том, что впоследствии она готова продать свою долю, а GM говорил о том, что хочет выкупить Opel обратно. Впрочем, и Сбербанк не исключал продажи доли Opel впоследствии.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото:

автомобиль пробка дорога|Фото: www.alebedev.ruВсе-таки, если предположить, что Opel достанется Magna и Сбербанку, поможет ли это модернизировать российский автопром? По сообщениям СМИ, которые ссылались на источники, близкие к переговорам, консорциум рассчитывает на интеллектуальную собственность, но инициатором этого, судя по всему, является именно Magna. Она хочет получить право продавать автомобили Opel под собственным брендом, вносить любые изменения в их конструкцию и копировать отдельные технические решения при создании новых моделей.

"Российские машиностроительные предприятия в сделке никак не участвуют. Максимум, что возможно, если все стороны сговорятся, сборка некоторых моделей Opel на мощностях "ГАЗа". Magna не для того хочет приобрести активы, чтобы потом кому-либо передать. Российские заводы, максимум, будут выполнять функцию сборочных производств. Никаких изменений/дополнений внести не смогут", - заявил Накануне.RU аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак, напротив, считает, что если Magna и Сбербанк получат контроль над Opel, это может привести к прогрессу в области развития автокомпонентов в России, поскольку канадская компания тогда построит в России несколько заводов по производству комплектующих. А Сбербанк впоследствии сможет продать свою долю кому-либо из российских машиностроителей. Например, Группе "ГАЗ". Правда, сейчас она не в том положении, чтобы загадывать так далеко о покупках.

Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Кипа прямой выгоды для российского машиностроения от покупки Opel не видит, за исключением того, что можно привлечь компанию к созданию совместного проекта, например, на мощностях "ГАЗа". "Основная идея здесь в доступе России к клубу хороших производителей. Серьезной технологической помощи не получится, а вот для Сбербанка иметь в активе долю Opel, если он будет приносить прибыль, неплохо", - подчеркивает Дмитрий Кипа.

Теоретически те деньги, которые Сбербанк планирует потратить на покупку акций Opel, можно было бы направить на поддержку российского автопрома. Но, как показала практика, в тот же "АвтоВАЗ" периодически вкладываются значительные средства, а толку от этого немного. Деньги исчезают, будто в "черной дыре". "Инвестиции делаются туда, где есть возможность контролировать деньги и можно рассчитывать на прибыль. Появилась уникальная возможность купить Opel. Инвестиция может окупиться, потому что это мировая марка, эти автомобили пользуются спросом. Это самая хорошая инвестиция, которая возможна", - уверен аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов.



Александра Качалова