Аналитика


Избавлены от Opel
Экономика | В России | За рубежом

Пощечина, шок, нарушение всех правил приличия. Как только не называют отказ GM в продаже Opel. Долгий выбор претендента на обладание крупным автопроизводителем, обремененным долгами, изнурительное выжидание, сложные переговоры. И когда все было почти готово, а Opel вот-вот должен был оказаться в руках Сбербанка и Magna, GM неожиданно и решительно отказала или по-простому – продинамила. Но, как говорят, если невеста ушла к другому, еще неизвестно, кому повезло.

Сразу было понятно, что General Motors (GM) очень не хочет продавать один из своих основных активов. Особенно русским. Но тяжелое финансовое положение вынуждало избавится от бремени. И, как назло, из всех трех претендентов предложение консорциума Magna и Сбербанк оказалось самым лучшим. Большую роль, в том, что американская компания выбрала российско-канадского покупателя сыграли власти Германии, заинтересованные в сохранении рабочих мест для сотрудников заводов Opel в Европе.

Заинтересованность Германии замечательно подтверждалась деньгами, столь необходимыми Opel. Немцы уже выделили компании 1,5 млрд евро, плюс пообещали 4,5 млрд евро в дальнейшем. Теперь об этих деньгах можно забыть.

Министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле назвал решение американского автогиганта неприемлемым как по отношению к Германии, так и по отношению к работникам заводов Opel. Председатель фракции Социал-демократической партии Германии в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер фактически обвинил GM в диверсии по отношению к немецким властям, которые несколько месяцев участвовали в подготовке сделки. К тому же правительство ФРГ потребовало от GM возврата кредита на 1,5 млрд евро, выделенного ранее. Но и это еще не все. Немецкие политики пообещали, что не пойдут GM на уступки в ходе обсуждения плана реструктуризации немецкого автопроизводителя.

В общем, GM в Германии ждут нелегкие времена. Могло ли это предвидеть руководство американской компании, когда отказало Сбербанку и Magna в продаже Opel? Конечно. Но нежелание продавать консорциуму свой актив было сильнее. GM объяснила свой отказ тем, что экономическая обстановка улучшается, и это позволяет компании сохранить Opel. "В свете улучшения экономического положения GM в прошедшие месяцы, а также значимости компании Opel/Vauxhall для глобальной стратегии GM руководство GM решило оставить Opel в своей собственности и Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU подготовит серьезный план реструктуризации своего европейского бизнеса", – цитируют СМИ заявление главы GM Фрица Хендерсона.

Истинные причины отказа могут быть иными. Точнее, возможности для отказа, ведь нежелание GM продавать Opel было очевидным на протяжении всего переговорного процесса. "GM вел переговоры под давлением Германии. Для немецких властей вопрос сохранения рабочих мест был принципиальным перед выборами. Но как только выборы закончились, этот аспект стал не столь важен, и Германия свое давление ослабила. С точки зрения интересов России это, может быть, и хорошо", - высказал Накануне.RU свое предположение президент компании экспертного консультирования "НЕОКОН" Михаил Хазин. Сопротивление же GM в переговорном процессе, вероятно, имеет и политическую подоплеку: американцам явно не хотелось "сдавать", хоть и за деньги, России один из своих стратегических активов. Ведь кто владеет заводами, концернами и корпорациями, тот и диктует условия.

Для Германии, наоборот, покупатель в лице Сбербанка и Magna являлся предпочтительным вариантом. "Здесь больше проиграли немцы. Власти Германии понимали, что с Magna и Сбербанком с ними можно договориться о хороших условиях для рабочих", - заявил Накануне.RU аналитик компании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.

А по мнению генерального директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, отказ имеет под собой вполне понятные экономические причины. "У всех в этой сделке были разные интересы. Российская сторона думала, что, купив долю в Opel, сможет использовать технологии. Интерес Magna – в росте объема поставок своих автокомпонентов. Надежды GM в том , что будут найдены финансы для того, чтобы избавиться от Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU долгов. У всех разное понимание этой сделки, поэтому она и рассыпалась", - считает Сергей Целиков.

В итоге Magna и Сбербанк остались не у дел, а что будет с Opel, вообще неясно. "Думаю, что Opel ждет долгий процесс решения проблем. Теоретически возможно, что GM вернется к поиску потенциального инвестора, который знает автопром изнутри и понимает все риски", - предполагает генеральный директор агентства "Автостат".

Теперь будущее Opel – явно не забота России. Как знать, может быть, и к лучшему. Вице-премьер РФ Александр Жуков философски заметил, что в России столько проблем со своим автопромом, что сейчас главный приоритет - поддержка собственной автомобильной отрасли, в том числе и горьковского автозавода. Правда, на Opel были большие планы, начиная от возможного изготовления запчастей для этих немецких машин на "АвтоВАЗе", заканчивая внедрением технологий Opel на ГАЗе. Плюс об имиджевых приобретениях забывать не стоит.

Однако эксперты полагают, что в данном случае отказ GM – это к лучшему. "В Европе и, может быть, даже в США есть и другие привлекательные активы, которые можно купить. А того эффекта, который ждали от Opel, не было бы. GM все равно бы оставалась контролирующим акционером", - считает аналитик компании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. Просто так технологии нам бы не отдали, а своровать – не так-то просто. "Те, кто считает, что можно украсть технологии, ошибается. Китайцы не продают на внешнем рынке машины, которые скопировали. Те, которые продают, либо сами разработали, либо сделали на основе купленной технологии", - уверен Севастьян Козицын.

Генеральный директор агентства "Автостат" Сергей Целиков напоминает, что Opel в этом году понесет колоссальные убытки (2-3 млрд евро), их надо как-то покрывать. Либо за счет будущей прибыли, либо за счет вливаний акционеров. "Сбербанк, я так понимаю, до конца не осознавал, во что ввязывается, его руководители не являются профессионалами в области автомобилестроения. Руководство Magna, хоть и профессионально, тоже начало понимать вещи, которые раньше не видело", - говорит Сергей Целиков, имея в виду Volkswagen, который выразил сомнение по поводу дальнейшей работы с Magna, которая в случае покупки Opel станет конкурентом.

В общем то, сомнительное удовольствие за большие деньги, да еще и в кризис – слишком расточительно. Теперь мы от этого избавлены.



Александра Качалова