Аналитика


О КоАПельке перед полетом
Общество | В России

- Ну а как Вас в самолет сажали Вы должны помнить?!!
- Ппомнить ддолжен... но я не ппомню...

К/ф "Ирония судьбы или "С легким паром!"

23 декабря "Российская газета" опубликовала поправки, внесенные российским парламентом в Кодекс об административных нарушениях РФ. Нововведения ужесточают наказания за нарушения, допущенные как авиакомпаниями, так и пассажирами. В частности, ужесточения коснутся пьяных пилотов, пьяных пассажиров, скрывающих данные о ЧС компаниях и т.д. Авиаторы рады – решение давно назрело, даже прошедший год свидетельствует – с дисциплиной на борту у россиян все хуже и хуже. С другой стороны, повышения административных санкций не столь уж значительно. Если рядовой пассажир еще подумает – пить или не пить в самолете, если в результате можно лишиться свободы на 15 суток и от 2 до 5 тыс. руб., то для перевозчика жесткость наказания может быть несравнима с теми, в первую очередь, имиджевыми потерями, которые могут наступить, получи инцидент огласку.

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Итак, о поправках. Они весьма противоречивы. Наиболее серьезное изменение претерпела статья 18.1 КоАП РФ – "Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации". Теперь такое нарушение российскими гражданами ведет к штрафу от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее: от 3 тыс. до 5 тыс. руб.), то же самое для юридических лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. руб. (ранее ответственность юрлиц вообще не регламентировалась). Нарушение серьезное, но все же его последствия не так часто ведут к трагическим последствиям, как, например, управление воздушным судном в нетрезвом виде. В поправках наказание за такое нарушение тоже ужесточено, но не слишком. "Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет", - гласит теперь КоАП. Напомним, что сейчас автолюбителей за пьянство за рулем лишают прав на срок до двух лет. Таким образом, два столь разных по тяжести возможных последствий нарушения практически приравнены друг к другу. Кроме того, для автолюбителей в случае "рецидива" предусмотрено лишение прав до трех лет, в случае с пилотами такая санкция не предусмотрена. Естественно, крупная авиакомпания, скорее всего, распрощается с пилотом-пьяницей раз и навсегда, но через два года он вполне может попытать счастья и устроиться в менее щепетильную организацию.

москва аэропорт шереметьево-1 самолеты авиакомпания аэрофлот норд|Фото: Накануне.ruДругие поправки также вызывают недоумение размерами штрафов. Повреждение воздушного судна – от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.; нарушение правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев (если вред тяжкий – лишение права до года); если судно обслужит пьяный человек, не имеющий к тому же на обслуживание права, должностное лицо отделается лишь штрафом от 10 тыс. до 15 тыс. руб. Сокрытие авиационного происшествия для юридических лиц обойдется в сумму от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Что касается непосредственно пассажиров – самых частых нарушителей "сухого закона" в небе, поправки предусматривают следующие наказания: за невыполнение распоряжений командира судна (кстати, здесь может быть не только распитие алкоголя, но и, например, курение или другие нарушения) – штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест до 15 суток.

Конечно, тезис о том, что российские пассажиры – самые буйные – возможно, не более чем миф. "Веселые" граждане пытаются выходить из самолета во время взлета, кусаются и дерутся и в других странах. Другое дело, что за границей наказания для них гораздо жестче, да и авиакомпании могут вводить в свои правила некоторые меры по усмирению на свое усмотрение. Так, в 1998 г. один из крупнейших мировых перевозчиков – компания British Airways – создала систему "желтых карточек". Если пассажир буянит, ему выносят "последнее китайское предупреждение" в Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU письменном виде, и если такая мера не подействует, то командир экипажа имеет право дать указание по использованию наручников. Если человек использует нецензурную брань в адрес членов экипажа, его, конечно, не "скрутят", но внесут его данные и, самое главное, его "высказывания" в специальную форму, которую потом направят в службу безопасности авиакомпании. Если в последствии дебошир захочет воспользоваться услугами компании вновь, ему может быть отказано. Сейчас такой опыт используют и в некоторых российских авиакомпаниях, однако законодательно такие меры ранее никогда не оговаривались.

Не пустить пьяного пассажира на борт могут и сотрудники аэропорта. Печально известные возлияния ожидающих самолет пассажиров в дьюти-фри зачастую заканчиваются не так безобидно, как в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы". Ежегодно крупные аэропорты страны не допускают к полету несколько сотен "перебравших". Но недавние известия о некоторых ограничениях по продаже алкогольных напитков в аэропортах руководители таких предприятий встретили неоднозначно: с одной стороны, пьяных может и станет меньше, но сократятся и прибыли.

Интересно, что самые жесткие наказания дебоширов на борту ждут в странах, когда-то пострадавших от террористических атак на самолеты – Израиль, США, Великобритания и многие другие. Россию к "перестраховщикам" отнести нельзя, хотя наше государство в полной мере относится к категории пострадавших от террористов.

Например, показательные случаи произошли с российскими пассажирами в прошлом и нынешнем годах на борту самолетов израильской компании Israir. В июне двое пассажиров устроили драку, третий в это время пытался укусить стюардессу за ягодицу. Примечательно, что покусать членов экипажа пассажир из России пытался и в 2008 г. Тогда мировой суд израильского Эйлата, куда и летел самолет, освободил обвиняемых под залог в $6 тыс. после сдачи ими загранпаспортов. Эксперты сочли такое наказание очень мягким для этой страны. В этом же году отделаться штрафом буянам не удалось – суд арестовал их на восемь суток, наложил штраф и депортировал из страны.

(2005)|Фото: Фото: Накануне.ru Впрочем, время от времени серьезные инциденты происходят везде. В 2007 г. 300 пассажиров рейса авиакомпании Virgin Atlantic с изумлением наблюдали, как перед самым взлетом полиция в наручниках вывела из кабины пьяного пилота. Сотрудников правоохранительных органов вызвала служба безопасности аэропорта, заподозрив, что пилот, зарабатывающий $120 тыс. в год, находился в нетрезвом состоянии. Один из сотрудников аэропорта на условиях анонимности сообщил: "Сотрудники службы безопасности почувствовали исходивший от него запах алкоголя и вызвали полицию. Полицейские поднялись на борт в самый последний момент и вывели пилота в наручниках. Еще несколько секунд, и он бы перелетал Атлантику с сотнями пассажиров на борту. Все могло закончиться катастрофой".

Представители российских компаний, как уже говорилось выше, конечно, приветствуют и нынешние поправки – ведь до этого наказать пьяного пассажира было практически невозможно. Те штрафы, что предусматривало законодательство, не шло ни в какое сравнение с затратами, которые несли перевозчики на усмирение буянов. Что же касается пилотов, за их состояние отвечает всегда авиакомпания. Собственно, именно после вопиющего случая в октябре этого года поправки и стали активно продвигать. Случай произошел с пилотом авиакомпании "Сибирь" (S7) во Франкфурте. Самолет должен был вылететь в Новосибирск, но проверка показала, что в крови летчика содержится 0,5 промилле алкоголя, было заведено уголовное дело. В результате инцидента авиакомпания заменила летчика, лайнер вылетел с опозданием на час.

После этого о безопасности полетов заговорили на самом высоком уровне. Несколько раз ужесточить наказания предлагал министр транспорта РФ Игорь Левитин, ему вторил первый вице-премьер Сергей Иванов: "Что касается выпивох-пассажиров, то и в их отношении, на мой взгляд, наказание тоже нужно ужесточать, - подчеркнул вице-премьер. - Очевидно, что необузданное пьянство отдельных лиц на борту воздушного судна представляет серьезную угрозу для других пассажиров".

Так что, дорогие читатели-пассажиры, летите в свои законные, заслуженные отпуска, отдыхайте по полной, набирайтесь сил, пополняйте бюджеты туроператоров, но не буяньте до, во время и желательно после полета – лучше провести 15 суток на пляже, чем в каком-нибудь экзотическом ИВС.



Анастасия Мотовилова