Аналитика


"Меньше спать, долой ненужных людей и кредиты!" Бизнес ответил - чему научил кризис
Экономика | Уральский ФО | В России

Помните, как страшно начинался 2009-ый? ВВП грохнулся на 8, 8% по отношению к январю 2008 года, ужались реальные доходы населения, а вместе с ним упала и потребительская активность. Только ленивый не предрекал мучительную смерть российской экономике в целом и отдельным бизнес-направлениям, в частности. Более сдержанные эксперты называли эти финансовые передряги проверкой на прочность. Сегодня, отсчитывая последние дни 2009 –го, мы спросили представителей бизнеса – чему вас научил кризис? Честные ответы руководителей компаний и не только – специально для читателей Накануне.RU.

Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии":

"Кризис заставил меня еще больше ценить то, что имеешь и принимать жизнь такой, какая она есть. Что бы ни происходило, есть ценности, которые не меняются со временем. Для меня это - семья и любимое дело".

Игорь Левитин Александр Мишарин Сергей Скуратов|Фото: Накануне.RUФото: Накануне.RU

Олег Колесников, владелец ЗАО "Уралбройлер", сети аптек "Классика", инвестиционной группы "Пионер":

"Кризис научил быть прагматичным и не гоняться за журавлями в небе, не поддаваться настроениям рынков и иметь более трезвый расчет. Хотя в кризис ни одна из компаний не пострадала, но мы поняли, как могли бы попасть. В сельском хозяйстве мы очень широко размахнулись, но в связи с тем, что кризис не так жестко задел сельское хозяйство и предприятия мы успели на 99% модернизировать, все достаточно удачно получилось. Если бы реконструкцию закончить не успели, думаю, что нам было бы очень тяжело. Бизнес, связанный с сельским хозяйством, просел на 5-8%, хотя по нему была большая кредитная нагрузка. По строительству у нас, наоборот, была низкая кредитная нагрузка, поэтому, несмотря на то, что эта отрасль в целом сильно пострадала от кризиса, нам удалось запустить один офисный комплекс в Копейске, а в конце этого года мы будем запускать комплекс в Миассе, который мы только начали строить летом-осенью прошлого года".

Владимир Фролов, бывший председатель совета директоров банка "Северная казна":

"Я стал другим человеком. Кризис научил меня тому, что мы живем в дикой стране, где широко практикуются рейдерские захваты, и когда ты становишься чрезвычайно привлекательным для мерзавцев, они обязательно этот рейдерский захват осуществят. По этой причине, хотя я имел технологические и финансовые возможности делать бизнес сам, я сейчас этого не делаю.

фролов владимир николаевич председатель совета директоров банка северная казна|Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru

Я привлек партнера с запредельно высоким оргресурсом по защите бизнеса, потому что снова испытывать судьбу я не хочу. Это мой главный урок. Что касается личного, могу ответить словами Остапа Бендера: общаясь с вами, я потерял веру в человека. Многие люди в экстремальной ситуации забывают о порядочности".

Татьяна Соина, финансовый директор ОК РУСАЛ:

"Любой кризис - это смена обстоятельств, а значит, новые возможности. Нынешний экономический спад вернул всех с небес на землю и заставил подключить все возможные резервы для экономии, повышения эффективности, поиска новых рынков сбыта. Также важно быть внимательными к своим партнерам, вместе искать новые решения и быть готовыми к компромиссам. Сложные экономические условия нужно воспринимать как бесценный опыт и новые возможности для бизнеса".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сергей Грудин, Председатель Правления ООО КБ "Кольцо Урала":

"The Los Angeles Times в свое время писала: у экономического кризиса есть один большой плюс — его положительное влияние на экологию. Меньшее потребление вырабатывает меньше мусора - работы у мусорщиков стало заметное меньше. "Вспомнившие об экономии потребители едят все меньше, предпочитая откладывать деньги на уплату долгов и кредитов и ожидая "черного дня". Замедление же темпов строительства означает меньше тяжелого мусора, такого как сухая штукатурка, гипсокартон и деревянные бруски". Смех смехом, но в реальности здесь есть и верный момент. Любой кризис, как бы это негативно не звучало, всегда чистит ряды. Остаются самые сильные, самые надежные и самые технологически продвинутые. Говоря о банках – посмотрите, если в начале года в стране их было 1108, то сегодня чуть больше 1000. Происходит естественный отбор. И это закон! Закон природы, закон рынка, если хотите.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Основной урок состоит в том, что кризис подтвердил истину – кадры решают все! Команда нашего банка стабильно и уверенно работала даже в самых непростых условиях. В любой шторм и в любой кризис банк действовал во благо своих клиентов. Когда рушились финансовые корпорации и другие банки терпели крах, мы просто работали, невзирая ни на что. Основа нашей философии– прежде всего удовлетворение интереса клиента. Кризис мировой, а значит затронул всех. И как показала жизнь - решать проблемы в одиночку невозможно. Именно в то время дружеские отношения и личное доверие к партнерам позволило сохранить совместные проекты, довести до конца все соглашения и договоренности. Кризис – это в первую очередь кризис доверия, где каждый пытается решить только свою проблему, а для финансиста с планами на будущее это недопустимо. Мы старались подходить к решению проблем с толком и расстановкой – это и позволило нам преодолеть сложную фазу. Благодаря этому партнеры остались рядом. Кризис помог сохранить бизнес, уважение и друзей".

Андрей Гавриловский, владелец ТРЦ "Антей":

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Первое, чему меня научил кризис, это не брать кредиты в банках, потому что за это у тебя потом заберут все, и примеров таких по городу очень много. Второе – это ни в коем случае не доверять государству. Государство никогда не поможет, а банки разденут. Например, люди по ипотеке попали, я не слышал, чтобы кому-то государство помогло. Если раньше была эйфория – все вперед шли, а сейчас ее нет. Сейчас неизвестно, что будет – у нас движение экономики не по экономическим законам, а непонятно, по каким. Поэтому рассчитывать можно только на то, что есть у тебя в кармане.


Дмитрий Мизгулин, Президент ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК:

"Ханты-Мансийский банк доказал, что даже в условиях экономической нестабильности можно динамично развиваться. Среди основных событий уходящего года необходимо отметить значительное увеличение капитала нашей организации, который на сегодняшний день превышает 23 млрд. рублей. Это яркий и показательный пример государственно-частного партнерства, очень точно укладывающийся в общую перспективную стратегию развития страны, обозначенную президентом России Дмитрием Медведевым. Рост капитала дает возможность получения и дополнительной федеральной поддержки по линии Внешэкономбанка, что позволит еще больше увеличить ресурсную базу и значительно усилить позиции нашей кредитной организации. В 2009 году Ханты-Мансийский банк динамично расширял географию своей деятельности. Новые подразделения открывались не только на территории Югры, но и на Ямале, юге Тюменской области, Москве и Санкт-Петербурге, продолжилось развитие в Курганской и Томской областях. Важным событием стало создание с Новосибирским муниципальным банком совместной кредитно-финансовой группы.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.interfax.ru

В ближайшее время это позволит реализовать целый ряд важных бизнес проектов и занять серьезную долю рынка в Сибирском регионе. Активно развивалась и эквайринговая сеть организации, на сегодняшний день она является крупнейшей за Уралом и насчитывает свыше 700 банкоматов и 3000 POS-терминалов. С помощью устройств безналичного расчета клиенты имеют возможность произвести более 70 видов различных платежей. Ежедневно через процессинговый центр Ханты-Мансийского банка проходит порядка 150 тысяч операций. Всего же более 2,5 миллионов человек ежегодно пользуются услугами организации, открыто свыше 30 тысяч счетов юридических лиц. Кроме того, ресурсы организации направлялись на развитие предприятий строительной, транспортной, энергетической отраслей, сферы ЖКХ, финансирование малого и среднего бизнеса. Большинство программ, являясь приоритетными для конкретных территорий, реализовывалось совместно с муниципальными и региональными органами власти. В результате этой деятельности кредитный портфель Ханты-Мансийского банка значительно превысил докризисный уровень. Серьезная работа велась по реализации Социального проекта организации. В его рамках было открыто 225 тысяч специализированных карт и 40 тысяч вкладов, на которые перечисляются пенсии и различные пособия. Ханты-Мансийский банк активно участвует в проектах по поддержке культуры и спорта, оказывает помощь ветеранским и молодежным организациям, инвалидам, малообеспеченным семьям, в том числе в рамках договоров о социальном партнерстве с муниципалитетами. Только в 2009 году на данные цели было направлено более 100 млн. рублей. Успехов удалось добиться благодаря ряду принципиальных моментов. Во-первых, это наличие стратегии развития, четкая координация действий и способность оперативного принятия решений в самых непростых ситуациях. Во-вторых, мощная ресурсная и технологическая база, формирование которой позволило уверенно и без потерь пройти через общую нестабильность на мировых и отечественных финансовых рынках. В третьих, конечно, серьезная поддержка Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. Но самый главный актив нашей организации - слаженный коллектив, команда, в которой каждый приложил максимум усилий и способностей для решения общих задач!"

Ольга Гуляр, директор туристической компании "Зима-Лето":

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU "Финансовый кризис стал настоящей школой выживания для компаний, работающих на рынке туристических услуг. Дело в том, что этот бизнес напрямую связан с физическими лицами, и его рентабельность зависит от их благосостояния. Если говорить про 2009 год, для нашей компании он не был простым, однако нам удалось не только выполнить все планы продаж, но и увеличить штат сотрудников, а также запустить новые проекты. Мы поняли, что в условиях кризиса нужно сосредотачиваться не на расширении клиентской базы, а на более плотной работе с постоянными клиентами. Возможно, такой подход позволил нам удержаться на плаву, тогда как многие конкуренты были вынуждены оставить рынок".

Александр Меренков, член координационного совета союза страховщиков "Белый соболь", генеральный директор страховой компании "Северная казна":

"Кризис научил меня нескольким вещам. Первое: хорошая жизнь когда-нибудь заканчивается и соответственно, даже когда тебе хорошо, нужно Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU думать о том, что ты будешь делать, когда тебе будет плохо. Второе: не все те, кто шумят, что они классные, успешные и преданные, таковыми являются на самом деле. Стали понятны критерии, как определить по человеку, чего ожидать от него в условиях кризиса.Третье: необходимо строить и бизнес, и жизнь, исходя из минимально возможного дохода, который ты можешь получить, а, не ориентируясь на тот доход, который ты получаешь в данный момент. Соответственно, тогда планировать свои затраты ты сможешь, ориентируясь на те деньги, которые ты гарантированно сможешь заработать. Четвертое: ничего незыблемого в этой жизни нет. То, что кажется незыблемым в данный момент, через два-три дня может оказаться болотом и топкой трясиной".

Наталья Оборина, директор сети турагенств "Элита Трэвэл":

"Кризис научил ценить время, ценить деньги, ценить тех людей, которые ценят тебя и компанию. Одним из самых ярких открытий для меня было то, что вокруг очень много не слишком добросовестных людей. Оказалось, что в компании работают сотрудники, которые только берут, создают себе условия для комфортного существования, но не хотят напрягаться и ничего отдавать взамен - они мешают нам жить и развиваться дальше. Кризис научил меня безжалостно расставаться с такими людьми. За этот год у нас практически на 50% обновился коллектив. Что касается времени, то сейчас я не распыляюсь.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Сейчас главное - привлечение новых клиентов и удержание старых, и все действия направлены именно на это. Я какое-то время преподавала в вузах, сейчас я отказалась от такой деятельности - мне не хочется тратить время на студентов, которым это не надо.
Дорого стало тратить свое время и время своих ценных работников на сотрудников, которых я считаю неперспективными. Кризис научил гибкости. Раньше мы редко продавали горящие путевки, сейчас мы открыли подразделение по продаже горящих туров. Мы научились ценить клиентов - теперь для нас каждый клиент - ВИП, вне зависимости от того, пришел ли он к нам за железнодорожным билетом, за путевкой стоимостью 15 тыс. рублей или за туром на престижный горнолыжный курорт. Вообще, кризис для меня - это время друзей, время взаимовыручки. Он помог определить, какие отношение - настоящие, а какие нет. У меня был пласт приятелей, который, слава Богу, отвалился. Например, они занимали деньги на приобретение машины, сейчас ездят на этой новой машине и не считают нужным отдавать долг, ссылаясь на кризис. С другой стороны, когда дискаунтеры ломали рынок летом и было, действительно, очень сложно, настоящие друзья приходили за турами именно ко мне, несмотря на то, что через дорогу дешевле. Я, в свою очередь, тоже старалась всеми силами поддерживать и продвигать те услуги, которые предлагают они".

Евгений Копелян, председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области:

"Я считаю, что нет кризиса, а есть изменения внешней среды, которые иногда происходят резко. Это нужно понимать и быть готовым, что внешние условия могут измениться. Больше всего в такой ситуации страдает тот, кто не готов к тому, что все может поменяться и не готов меняться сам.

председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян|Фото: Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской областиФото: Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области

В связи с событиями в экономике в этом и прошлом году в сложную ситуацию попало большое число людей, но кто-то все-таки старался выкарабкаться, сохранить лицо, выполнить свои обязательства, не жалуясь на свои проблемы и не скрываясь. Меня поразило и обрадовало то, что таких людей большинство".


Александр Оглоблин, президент сети супермаркетов "Елисей", владелец бара "Карибо":

"Если ранее у нас была тактика по открытию двух магазинов в год, то пока мы остановились на более аккуратном развитии – по одному магазину в год, с тем, чтобы был некий запас средств – лучше не заработать, чем потерять. Мы и раньше не ориентировались на краткосрочные ресурсы, в отличие от некоторых других ритейлеров, которые серьезно подкосились на этом деле. Кризис лишний раз подтвердил, что наша политика была верной. Бар "Карибо", несмотря на кризис, сохранил оборот на уровне прошлого года. Люди стали меньше заказывать еды и больше стали пить. Думаю, что нам удалось сохранить оборот благодаря тому, что мы стали более активно работать с нашими гостями – и через наш портал и через социальные сайты, и путем обзвона гостей с приглашением на мероприятия. Мы и раньше задумывались о том, каким образом можно привлекать как можно больше клиентов, но в кризис, когда приходится цепляться за каждую копеечку, подталкивает к тому, чтобы более усиленно вести эту работ". .

Борис Дьяконов, Заместитель Председателя Правления Банка24.ру:

"Меньше спать" ))

Борис Дьяконов, Заместитель Председателя Правления Банка24.ру|Фото:old.aif.ruФото:old.aif.ru

Рустем Галеев, исполнительный директор Уральской палаты недвижимости:

"Честно говоря, ничему новому кризис меня не научил, просто он нас заставил в своем развитии немного вернуться назад – исторически мы эту стадию уже когда-то проходили. Кризис – это, прежде всего, сокращение уровня доходов. Тот уровень доходов, который получился у нас в 2009 г., это примерно уровень 2006 г. Бизнес жил в 2006 г., причем неплохо жил.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Кризис заставил нас работать в новых условиях, другие обстоятельства снова заставят нас изменить свою работу – каждое изменение заставляет нас приспосабливаться к текущему моменту. В личном плане из-за кризиса, к счастью, никаких разочарований не было. Может быть, мне повезло. По крайней мере, у меня не было поводов разочаровываться в ком-то лично. Наоборот, самые пессимистичные прогнозы не сбылись, и это радует".

Сергей Лапшин, Председатель Правления Банка24.ру:

"Я сделал определенные выводы, но поскольку звучат они не патриотично, я их озвучивать не буду. Я поменял определенную стратегию в жизни, но это тоже непубличная информация. Кризис прошел. Мы получили некоторый пул не совсем качественных активов, скоторыми сейчас работаем, чтобы превратить их обратно в деньги. Нормальныйпроцесс, все банкиры сейчас этим занимаются. Какой я сделал вывод? Он получился такой Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU противоречивый: Экономика циклична, кризисы и подъемы - регулярны. Прошедший кризис ознаменовался тем, что рыночные механизмы не работали, деньги были только у государства. С точки зрения банкира в экономике по большому счету ничего не поменялось. Также нет длинных денег, и пока не намечается никаких реальных телодвижений, чтобы эти длинные деньги появились. Осенью развенчался миф о том, что можно выдавать длинные кредиты и перерефинансироваться с помощью рыночных механизмов. Если нет длинных денег и не предвидится, значит, не будет никаких длинных кредитов. В связи с этим меняется курс развития нашего Банка. Главный принцип - нет длинных денег, нет длинных кредитов. Нет смысла наращивать активы за счет таких кредитов, потому как такое увеличение уменьшает прибыль. О хорошей биржевой капитализации в банковской сфере России на ближайшие 3-5 лет можно не позабыть. Поэтому нет смысла работать на капитализацию. Сейчас будет работать принцип "трубы". Если в прошедшие годы мы работали на капитализацию, то сейчас на конкретный денежный поток. То, что осталось неизменным - мы готовы предоставлять клиентам качественные круглосуточные услуги в офисах банка и дистанционно".

Ольга Лобовикова, Татьяна Морозова