Сегодня губернатор Свердловской области дал уникальную пресс-конференцию – первую и заключительную. Первую – на своем новом посту и заключительную в уходящем году. Конечно, аншлаг в зале резиденции был обеспечен: всем не терпелось сравнить Мишарина с его предшественником. Но уже на первых десяти минутах встречи главы региона с журналистами стало ясно – сравнивать нечего, это просто совсем другой человек. Манера произносить монологи, вести диалог на неприятную тему, шутить, слушать вопросы, даже встречаться с журналистами Александр Сергеевич предложил в дальнейшем в другом формате. Чем Мишарин похож на Путина, что его может рассмешить и какая главная стилистическая особенность речи губернатора – в репортаже Накануне.RU.
Итак, стоит начать с организационных изменений главной пресс-конференции Среднего Урала. Во-первых, встреча продолжалась два часа, из них 40 минут Мишарин подводил итог работы не только своей, но и предыдущего главы области. Во-вторых, не было традиционных "обязательных" вопросов – журналисты просто поднимали руку. Это, возможно, лишило Мишарина комфорта и предсказуемости хода конференции, зато придало остроты и интереса, скучающих не было. В-третьих, губернатор намекнул, что, возможно, нынешний формат ежемесячных встреч тоже будет изменен. "Пока меня все устраивает, не знаю, как вас. Но я готов встречаться и чаще, и в других форматах", - сказал Мишарин.
Теперь об особенностях речи. Во-первых, Александр Сергеевич (не зря ж он тезка Пушкина) показал себя мастером противопоставлений. И это отличный, на "пять баллов" способ скрытой критики. "Эти проекты хороши, но стоит посмотреть, можно ли сделать лучше…" – почти все, что до сих пор происходило в Свердловской области, было умещено в первую часть "схемы", все, что собирается делать Мишарин, - во вторую. Таким образом, ни разу не сказав плохо о предыдущем губернаторе, его правительстве, мэрах, журналистах, губернатор неплохо "прошелся" по тем вещам, которые ему кажутся, мягко говоря, сомнительными. Мастерски вышел из ситуации с провокационным вопросом о "продажности судей". "Вы [журналисту, задавшему вопрос] сами говорите о том, что нужно действовать в рамках закона, и тут же просите меня о неправовых действиях. Кстати, Вы тут допустили резкие высказывания в адрес конкретных людей, я думаю, в рамках закона не я должен Ваше высказывание комментировать, а суд", - чуть улыбнувшись, "отбил подачу" Мишарин.
Правильный речевой оборот – этакая "ловкость рук", и у медиа-сообщества складывается впечатление, что с журналистами Мишарин плодотворно общается в должности губернатора уже не первый год. "Я уже говорил вам…", "Помните, мы говорили об этом?" – при том, что далеко не все, что сообщал сегодня губернатор, мы слышали раньше, но создавалось стойкое впечатление, что действительно – об этом все уже знают.
В-третьих, и это также напрашивается на некоторое соотнесение с предшественником главы Среднего Урала, Мишарин предпочитает не присваивать те заслуги и проекты, которые были начаты до него. "Надо достроить…", "Нужно довести до конца…" – сравните с излюбленными росселевскими "мы сейчас строим".
В целом же губернатор был вполне открыт, остроумно шутил, умело переходил с серьезных вопросов на легкие и, что заставило задуматься о сходстве с премьер-министром РФ, абсолютно бесстрастно выслушивал журналистов. Ни один мускул не дрогнет, даже если задать самый неудобный вопрос вроде "Зачем Вы оставили управленческие округа? Их главы только бумажки пишут для урны". В общем, выдержка как у разведчика.
Было и сходство с Медведевым, который известен любовью мнение по той или иной теме выражать в определенном количестве тезисов. На этот раз, рассказывая о будущем региона и основных направлениях своей деятельности, Мишарин выделил семь пунктов, отметив, что "их, конечно, больше, но сейчас все не перечислить".
А еще губернатор не боится признавать, что чего-то не знает. Например, отвечая на тот же вопрос об управленческих округах, он заявил: "я не все пока знаю, а они [главы округов] могут оперативно решить те вопросы, которыми бы иначе пришлось заниматься мне".
Естественно, охотнее всего, пристрастно (в хорошем смысле слова) Мишарин говорил о транспорте. О том, что 40-процентная доля в "Кольцово" нужна области, чтобы сделать из аэропорта хаб, о том, что "Авиапрад" умер потому, что был не совсем в правовом поле (принадлежал тому же "Кольцово"), а уж строительство метро и вовсе вызвало живейший отклик. "Я сам участвовал в его строительстве и для меня это не чужой проект", - напомнил губернатор. Но обнаружилось, что очень живо и интересно Александр Сергеевич готов говорить и об энергетике (ему очень нравится идея с "энергетическими этикетками"), и о ЖКХ, и даже о сельском хозяйстве, которое, по его собственному признанию, для себя открыл. Кстати, с/х, возможно, станет "губернаторской" отраслью. Вспомните симпатию Росселя к свиноводству и оцените, насколько дальше пошел Мишарин: он предлагает разводить на Урале… форель и осетровых!
С охотой губернатор говорил о своей новой команде, о политике. Например, он с хитрой улыбкой заинтриговал: один из еще не назначенных министров будет из Лесного, возможно, практически на 100 процентов мужской коллектив правительства "разбавят" дамой, Кокшаров в отпуске, и губернатор ему не может дозвониться ("Много что-то Кокшаров стал отдыхать. Пора ему возвращаться"). Легко комментировал такие вещи, как возможность назначения мэров мегаполисов ("Мне такой вариант как сити-менеджер назначенный симпатичнее"), и прежняя система отношений между властями Екатеринбурга и области ("Мне такая система не нравится, у меня она будет иной").
А вот на вопросы о личной жизни отвечал скупо. Удалось выяснить, что родственник Мишарина в 70-е годы играл в Свердловской области в хоккей, Новый год губернатор постарается встретить с семьей, "разбросанной по стране", а еще глава региона сейчас проводит свой мини-опрос знакомых – "Знаете ли вы о Невьянской башне?". Первым респондентом стал певец Хворостовский, своим отрицательным ответом расстроивший Мишарина.
Ну, а лично корреспондента Накануне.RU губернатор Свердловской области порадовал тем, что искренне считает женщин умнее мужчин. Пусть все посмеялись, его серьезный взгляд как у разведчика говорил о том, что это серьезно!