Принятый накануне Госдумой в третьем чтении закон о бюджетных учреждениях, который уже назвали "самым страшным за последние 10 лет, поставил точку в разговорах о бесплатном среднем образовании в России. По новому закону все учреждения поделят на три большие группы - казенные, бюджетные и автономные, при этом государственные школы получат право законно проводить платные уроки. О том, как теперь будут учить в школе и сколько это будет стоить, Накануне.RU рассказал главный редактор сайта "Завуч.инфо" Евгений Барановский.
Вопрос. Что сулит российской школе принятие нового закона, разделяющего бюджетные учреждения на казенные, бюджетные и автономные? Ведь он затронет в том числе и школу?
Евгений Барановский: Этот закон - финальная точка в истории про бесплатное среднее образование в России. В будущем нас ждет новая школа, такая, какой ее видит наше правительство: самоокупаемое учреждение, зарабатывающее деньги на своих учениках. Во главе новой школы будет стоять не директор, в нашем привычном понимании, а менеджер.
Вопрос. А как же Конституция, дающая право на всеобщее бесплатное среднее образование?
Евгений Барановский. Правительство нашло хитрую форму сделать среднее образования платным, и при этом де-юре непротиворечащим Конституции. Бесплатное образование останется, однако сократится его объем. Насколько? Из принятых нормативных актов пока об этом нельзя судить. Но, помня заявление нашего министра образования о том, что "математика мешает ученикам мыслить креативно", ожидать стоит худшего.
Вопрос. Речь идет о платных образовательных услугах, которые по новому закону разрешили оказывать автономным и бюджетным образовательным учреждениям?
Евгений Барановский. Да, именно. Теперь, если уложить все инициативы правительства в одну систему, то перед нами предстанет школа, в которой будут учиться наши дети в 2015 г., а может быть и раньше. Так, в обычную среднюю школу ребенок будет приходить, к примеру, на первые три урока (которые будет определять некий стандарт) бесплатно. Вторая тройка предметов уже будет оплачена государством частично, например, на 30%. Далее - обед, а после - часы профобразования. Эти часы будут проходить на предприятии, с которым директор сумел заключить договор, например в ближайшей аптеке. Профобразование призвано реализовать пожелание Фурсенко о том, чтобы дети выпускались из школ уже ориентированными на конкретную профессию. Платные уроки – перевод школы на хозрасчет. Таким образом, правительство в 2015 г. , согласно планам министерства образования, получит желаемую самоокупаемую школу полного дня.
Вопрос. А какова роль в этом принятого закона?
Евгений Барановский. Во-первых, принятый накануне закон подводит юридическую базу под то, что государственная школа становится предприятием, способным зарабатывать достаточно денег для самоокупаемости, выполняя заказ на образовательные услуги. Во-вторых, способствует укрупнению образовательных учреждений, поскольку, кроме платных услуг, статус автономности определяет порядок получения субсидии, выплата которой целиком будет на совести местного чиновника. Именно он будет определять, есть ли у данной школы социальный заказ на образовательные услуги или нет. Там, где, по его мнению, заказа нет, со временем возникнет не школа, а что-то другое. Кроме того, с принятием закона в образовательной сфере возникнет конкурентная среда, отчего процесс укрупнения также пойдет быстрее. Этого с нетерпением ждут в кабинете министра образования. Однако конкурировать школы будут не за качество образования, а за прибыль.
Вопрос. Возможно переход на такую систему работы позволит школам увеличить зарплаты учителям?
Евгений Барановский. Нет, такого не произойдет. Форма оплаты ведь остается той же – подушевой, К тому же она была введена под проект "самоокупаемой школы" и меняться не будет. При этом общая масса денег, выделяемая на учителей, не изменилась, изменился только порядок распределения средств. Как правило, в школах увеличились зарплаты директоров и главных бухгалтеров. А учителя получают по восемь тыс. рублей и ведут по 30 часов в неделю, при норме 18.
Вопрос. А как же заявления Фурсенко о том, что образование все-таки не станет платным?
Евгений Барановский. Министр образования говорит о том, что этого не произойдет до конца 2011 года. А что нас ждет после, судите сами. Нужно помнить другое обещание министра: к 2015 г. перевести школы на самоокупаемость.
Вопрос. Так и что нас ждет в перспективе?
Евгений Барановский. Расслоение по имущественному признаку на всех образовательных уровнях. В школе будут ученики, которые смогут оплачивать платные предметы, и те, которые не смогут. Сами школы разделятся на школы для бедных и богатых, а нерентабельные учреждения и вовсе закроются. Меня, как жителя мегаполиса, такая перспектива не очень пугает, а вот тем, кто живет в закоулках российских регионов, об образовании придется забыть.
Вопрос. Это опять какой -то иностранный опыт, как с ЕГЭ, или на этот целиком наша инициатива?
Евгений Барановский. Насколько я знаю, ничего подобного в развитом мире нет. В Америке пытались одно время провести подобную реформу, но взбунтовались родители. Германия уже несколько лет идет по пути всеобщего бесплатного образования, в Финляндии образование одинаково доступно как в столице Хельсинки, так и в труднодоступной для него Лапландии.
Вопрос. В начале разговора Вы упомянули, что принятие этого закона – финальная точка. Уже ничего нельзя изменить?
Евгений Барановский. Да, знаете, это своего рода контрольный выстрел. Сначала была введена новая система оплаты труда для учителей, потом в сознание директоров пошло внедрение термина "образовательная услуга", об этом неоднократно заявлял Фурсенко, после Президент заявил о необходимости привлечения менеджеров, а премьер-министр предложил вынести физкультуру за рамки школьной программы. Под эту говорильню происходила реализация заявленных инициатив, при этом они проводились в режиме непонятной секретности. Сам закон на первое чтение в Госдуму был внесен под Новый год, то есть мы проснулись с ним уже первого января 2010 года. Насколько мне известно, по все стране прошли мастер-классы по "Инновационному менеджменту в управлении образованием", на которых директорам объяснили необходимость учиться зарабатывать деньги на учениках. Теперь положен последний кирпичик. Единственное, что остается, это работа на местах. Каждый конкретный родитель может использовать возможность влиять на образовательную деятельность своей школы, войдя в ее попечительский совет или родительский комитет. Новое законодательство дает им довольно широкие полномочия.