Минобороны не будет закупать у российского ВПК "несовременные" боевые системы, отказывается от "устаревших" разработок, которые буквально вчера считались перспективными, а сталь для брони и вовсе намерено возить из Германии. Оборонное ведомство, ужесточающее стандарты, можно было бы понять в подобных стремлениях, если бы все это не было связано с неэффективной тратой денег самим Минобороны, когда в итоге и оружие закупается единичными экземплярами, и новые разработки до ума не доводятся, а ответственных за это почему-то нет. Конечно, можно вспомнить, что французский "Мистраль" – штука недешевая, и закрытие проектов отечественного ВПК, наверное, могло бы как-то помочь приобрести столь необходимый иностранный вертолетоносец. И в этом свете довольно трагичной выглядит история с российским танком нового поколения Т-95.
Сенаторы выслушали Сердюкова и остались при своем мнении
Накануне министр обороны РФ Анатолий Сердюков выступил в Совете Федерации и рассказал сенаторам о состоянии вооруженных сил и реформах. Как заявил спикер Совфеда Сергей Миронов, представленная информация была правдивой, впрочем, она не во всем устроила парламентариев, передает корреспондент Накануне.RU. Вместе с тем, сказал Миронов, "по некоторым позициям были даны исчерпывающие разъяснения, которые действительно прояснили ситуацию, что вызывало озабоченность у членов Совета Федерации". "Лично я и многие мои коллеги остались при своем мнении о том, что сегодня происходит в Вооруженных Силах РФ", - резюмировал Миронов.
Интересно, что выступление в рамках "парламентского часа" проходило за закрытыми от прессы дверями, впрочем, было подтверждено, например, что Минобороны РФ намерено ужесточить требования к качеству военной техники и, вместе с тем, у Франции планируется покупать "Мистрали". Как заявил журналистам председатель комитета по обороне и безопасности СФ РФ Виктор Озеров, требования к военной технике, ее технико-тактическим характеристикам будут ужесточены. "Прежде всего, это касается приемочных комиссий, которые действуют в войсках", - рассказал Озеров.
"Я согласен с начальником Генштаба, который говорит о том, что мы не можем покупать артиллерийские системы, которые стреляют в два раза ближе своих аналогов и разворачиваются с марша в 10 раз дольше, чем современные образцы", - добавил он.
"Министр говорил о том, что российская армия должна пополняться новыми и эффективными образцами вооружений", - заметил Озеров.
Все предложения Минобороны можно было бы понять, если бы не одно "но". Неэффективная деятельность самого Минобороны. Чтобы не быть голословными, напомним об итогах проверки Счетной палатой выполнения Гособоронзаказа (ГОЗ) за 2009 год.
ГОЗ наполовину полон или наполовину пуст?
По данным СП, ГОЗ на 2009 год по линии Минобороны выполнен только наполовину. По объему заданий ГОЗ выполнен на 41,9%, а по объему работ - на 64,9%, при том, что Минобороны профинансировало ГОЗ в полном объеме. Счетная палата не делает заключений о причинах неисполнения промышленностью своих обязательств, однако Федеральная служба по оборонному заказу выявила факты неэффективного расходования средств по Гособоронзаказу на сумму 6,5 млрд руб., неправомерные расходы на 1,3 млрд руб., а также нецелевое использование средств на 98 млн руб. Впрочем, основная причина невыполнения - неритмичность перечисления денег промышленности со стороны военных.
И со следующего года объем финансирования ГОЗ увеличивается. С 2011 года по 2020 на программу вооружения планируется потратить 13 трлн руб. (хотя МО просит втрое больше). Возникает вопрос – куда деваются деньги и кто ответственный? Об этом не говорится, но говорится о том, что следовало бы отказаться от отечественных военных разработок, которые еще буквально вчера считались перспективными.
Минобороны пошло в отказ
Например, армия не будет закупать БМД-4, плавающую самоходную противотанковую пушку "Спрут", боевую машину поддержки танков (разработка УВЗ), аналогов которой в мире пока еще нет. Работы прекращены по перспективному танку Т-95 (точнее - объекту-195), не будут разрабатываться новые башни для танков и самоходные 152-мм пушки нового поколения. Неинтересны также бронетранспортеры БТР-70, БТР-80 и даже БТР-90. Отечественное стрелковое оружие не отвечает требованиям руководства Минобороны.
Кстати, заявление об этом замминистра обороны Владимира Поповкина было сделано спустя неделю после того, как гендиректор ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Олег Сиенко объявил о готовности предприятия продемонстрировать объект-195 на выставке вооружений в Нижнем Тагиле, которая пройдет этим летом. Разработка оружия нового поколения – процесс не быстрый, и то, что на это требуется 15 или даже 20 лет, считается в мире нормальным. Теперь же, если верить руководству МО, танк-95 безнадежно "устарел", так и не родившись, и произошло это буквально за несколько месяцев до возможного "выхода в свет".
Вывод из всего этого один, считают в Минобороны. Нужно как можно больше закупать за рубежом. Беспилотники – у Израиля, десантные корабли – во Франции, артиллерийские системы – тоже должны быть иностранные. Не говоря уже о закупке стали для брони в Германии, а бронемашин – в Италии.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал Накануне.RU, что ввиду большой засекреченности объекта-195 сложно даже оценить, заслуживал ли проект закрытия.
"Очень сложно что-то говорить о Т-95, потому что не было практически никаких внятных данных о нем, неизвестно, каковы характеристики и на базе чего он создавался. Поэтому сложно сказать, почему его закрыли и заслуживал ли он закрытия", – сказал военный эксперт.
Впрочем, по мнению Минобороны, как уже говорилось, этот танк успел устареть за то время, пока создавался, но вот парадокс. Александр Храмчихин полагает, что крест, например, на БМПТ поставили незаслуженно. Ей не придумали применения просто потому, что она совершенно новая.
"БМПТ – очень интересная концепция машины, но поскольку она совершенно новая, то, как часто бывает, ей не придумали применения. Консерватизм в нашей армии велик чрезвычайно", – сказал он. Получается, что "старое" нам не нужно, а с новым не знаем, что делать.
Хотя проблема с танками и не имеющими в мире аналогов машинами их поддержки лежит, конечно, в плоскости более широкой. По всей видимости, в Минобороны не могут разобраться, для чего и против кого это все использовать.
"Непонятно, как должен выглядеть танк нового поколения, собственного, его нигде нет. Истребитель пятого поколения есть, а что такое танк нового поколения, никому неизвестно, потому что его нет нигде. На Западе единственная страна, где еще производятся танки, – это Франция, да и то, там производство закрывается. По большому счету, выпускают танки сейчас только РФ, Китай, Япония и Индия. Могут ли они создать танк следующего поколения и каков его облик и даже концепция, совершенно неясно", – сказал военный эксперт.
Западу танки становятся не нужны, потому что, видимо, западные стратеги уже не рассматривают вариантов ведения классической войны. Поэтому практически все страны НАТО сворачивают производство танков и новых проектов не предлагают.
"Нам, возможно, придется вести большую войну, единственным противником может быть Китай. Против него достаточно ли модернизировать имеющиеся образцы или нужно иметь танки нового поколения – вопрос интересный. У КНР самого практически такие же танки, как сейчас у нас, при этом количественно их у Китая будет больше, поэтому, возможно, надо брать качеством. Это вопрос, заслуживающий большого обсуждения и его для начала хотя бы надо поставить", – считает Александр Храмчихин.
Наметился перелом?
Аналитик Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Дмитрий Васильев отмечает, что на вооружение в России средства выделяются, но их все равно оказывается недостаточно. Только с 2009 года начали подписываться крупные контракты, тогда как до этого в ВС поступали единичные образцы техники.
"Но в 2009 году наметился перелом, наметились крупные контракты, в частности, 64 истребителя "Сухого", по линии ВМФ давно уже заложена серия корветов и фрегатов. Гособоронзаказ для российской оборонки играет все большую роль, об этом можно судить по ежегодным итогам, доля выручки становится выше. Но все равно тех денег, которые выделяются на ГОЗ, не хватает, потому что много средств съедает содержание стратегических ядерных сил. Поэтому 13 трлн на десять лет – не так уж и много", – рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
Что же касается танков, то, по словам гендиректора корпорации ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Олега Сиенко, в 2010 году со стороны руководимой им корпорации экспортные поставки будут на уровне 2009 года, а в 2009 году они оценивались в 21 млрд руб. Связано это, главным образом, с выполнением крупного контракта с Индией на поставку танков Т-90С, при этом поставляются как готовые танки, так и машинокомплекты (Индия старается наладить лицензионную сборку).
Для нашей же армии в прошлом году, по открытым данным, закупили 63 танка Т-90, в этом году планируется приобрести столько же.
Производственные мощности УВЗ позволяют расширять экспортные поставки, отмечает Дмитрий Васильев, однако крупных заказчиков вроде Индии не так уж много. Вместе с тем, перед корпорацией "Уралвагонзавод" открывается еще одно направление – ремонт танков Т-80 для российской армии. Однако это требует от корпорации решения вопросов с Омским заводом машиностроения, который проходил процедуру банкротства, заметил аналитик.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок напоминает, что Минобороны долгое время практически не приобретало новых танков, и все, что есть в российской армии – "это все старое вооружение". По его словам, весь наш промышленный комплекс, главным образом, работает на зарубежные поставки, а все программы вооружения собственной армии, как и последняя программа, невыполнимы.
В итоге "массовых" закупок техники все же не будет, в армию продолжат поступать единичные образцы техники. Не будет, по большому счету, и новых видов оружия (если и будут, то зарубежные) – об этом можно судить по сворачиваемым отечественным программам в угоду закупкам иностранной техники и "половинчатому" выполнению ГОЗ из-за неэффективной финансовой деятельности Минобороны, говорят эксперты.