Аналитика


"Мы не должны открывать сезон блуждания памятников по городу"
Общество | Центральный ФО | В России

Новость о том, что столичные власти намерены перенести из центра города 100-метроую статую Петра Первого мгновенно облетела всю Москву, и вызвала самую разную реакцию. Кто-то успел обрадоваться, кто-то стазу начал считать расходы на возможный перенос памятника, а кто-то вспомнил, что 120 лет назад жители Парижа протестовали против Эйфелевой башни куда как активнее нынешних жителей Москвы, считая ее откровенным уродством, но в результате она стала не только символом Парижа, но всей Франции. Для того чтобы узнать более-менее точные планы городских властей относительно памятника Петру, корреспондент Накануне.RU обратился к депутату Московской городской думы, председателю комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаилу Москвину-Тарханову.

Вопрос: Известие о переносе памятника уже обросло легендами. Вы были на том самом совещании, где Владимир Ресин произнес эту фразу. Как все было на самом деле?

Михаил Москвин-Тарханов: Ничего сенсационного не было. Это было обычное оперативное совещание, которое проходит в городской администрации по понедельникам. Владимир Иосифович предложил подумать на тему переноса памятника. Предложил - значит будем думать, советоваться с людьми.

москва|Фото: Накануне.ruВопрос: Как будете думать? Соберете общественный градостроительный совет?

Михаил Москвин-Тарханов: Я думаю, что это должен быть не общественный градостроительный совет, а специальный съезд представителей интеллигенции, общественности, может быть, даже политических сил. Вопрос надо решать, опираясь на мнение не ангажированных людей. Во главе этого съезда должен стоять точно не Марат Гельман, а кто-то другой. Подумать есть над чем. То, что некоторые предлагают переплавить этот памятник на металлолом – недопустимо. Это варварство! А если все же памятник придется перенести, то надо будет учесть три момента. Во-первых, с момента возведения памятника у людей поменялась психология. Надо выяснить с помощью какого-то представительного социологического вопроса, хотят ли москвичи, чтобы памятник действительно был перенесен. А может быть, они привыкли и уже ничего не хотят? Во-вторых, если вопрос о переносе будет решен положительно, то надо подумать, сколько это будет стоить. По моим подсчетам, перенос обойдется в 600-700 млн руб., а с учетом возможных исследований грунта, укрепления фундамента на новом месте и прочих работ, затраты могут составить 1 млрд руб. За такие деньги можно построить новую школу на 800 ребятишек, оснащенную по последнему слову техники, - с компьютерами, с плавательным бассейном и с другими радостями. Если мы хотим отдать такие деньги за культурный проект, то тогда надо, чтобы люди сказали "хотим" или "не хотим". В-третьих, мы не должны открыть сезон блуждания памятников по городу. Вслед за одним памятником кто-то захочет перенести другой. И начнется: давайте поменяем двух Гоголей, давайте перенесем Пушкина на прежнее место на Тверском бульваре, кто-то обязательно будет кричать: "Давайте вернем на прежнее место Дзержинского", а другой захочет повернуть Маяковского на 180 градусов. Словом, может начаться большой процесс, поэтому нужно будет строго установить, что возможный перенос Петра - случай единичный и прецедента здесь нет. Все это сложная работа, сложные консультации и надо один раз отмерить, прежде чем резать. Торопиться не стоит, все надо делать спокойно и без суеты.

|Вопрос: Возможно ли вынесение этого вопроса на городской референдум?

Михаил Москвин-Тарханов: Общегородской референдум по своим затратам уже будет равен переносу памятника. Это очень дорогое довольствие - референдум. Кроме того, я лично думаю, что это не тема для референдума. Взбудоражить весь город по поводу одного объекта не очень хотелось бы. Я считаю, это неправильно. И, скорее всего, большая часть граждан, которая равнодушно относится ко всему, никак не ответит на этот вопрос, или ответит как-нибудь случайно. Поэтому мы можем и не получить достоверного ответа на этом референдуме. Скажем, 30% ответит, что памятник надо переносить, 10% скажут, что переносить не надо, а 60% ответят – не знаю! Вот тогда будет очень странная ситуация…

Вопрос: Где может появиться Петр I, если вопрос о его переносе будет решен положительно?

Михаил Москвин-Тарханов: Я лично предлагал установить этот памятник на территории Северного речного порта. Там тоже есть большие монументальные памятники сталинской эпохи. Не обязательно, конечно, вплотную к ним, но там большой парк и место для Петра там бы нашлось. Можно было бы его вынести на островок, можно убрать подальше на набережную, но префект Северного округа Олег Митволь сказал, что он против такого решения. Может быть, его надо поставить в другой точке на берегу Москвы-реки, может быть, переносить на канал Москва – Волга. Теперь будем думать. Как гражданин я могу высказать свое предложение, как депутат я обязан посоветоваться с избирателями. Повторю, памятник ни в коем случае нельзя уничтожать, это может привести к очень печальным результатам.

Вопрос: Что говорят по этому поводу федеральные власти?

Михаил Москвин-Тарханов: Министр культуры Александр Авдеев уже успел заявить, что это дело москвичей, но я думаю, без совета с федеральными властями мы обойтись не сможем. Москва - столица государства, и федеральная власть должна сказать свое слово.



Сергей Ганьжин