Внеочередное общее собрание акционеров (ВОСА) "Норникеля", инициированное "РусАлом", закончилось, по сути, ничем. Акционеры проголосовали за то, чтобы избранный летом этого года совет директоров, не устраивающий компанию Олега Дерипаски, продолжил работу: за прекращение полномочий было подано 37,88% голосов присутствующих, против – 46,9%. У "РусАла" и "Интерроса" (чьи интересы, в итоге, и победили) равнозначные пакеты, так что решили все миноритарные акционеры, среди которых, как мы знаем, и госбанки, и "Металлоинвест" Усманова, и владельцы тех акций, что находятся на свободном рынке. Решена ли судьба участия "РусАла" и "Интерроса" в "Норникеле" или все только начинается – в материале Накануне.RU.
Нынешнее положение "Норникеля" сродни сложной марионетке – с одной стороны за "ниточки" может дергать государство (хотя это и не афишируется, наоборот, тот же премьер-министр Владимир Путин во время недавнего визита в Норильск подчеркнул, что в спор хозяйствующих субъектов вмешиваться не будет). Один пример – покупка крупного пакета акций ВЭБом, другой – проверки ФСФР и прокуратуры, которые были проведены по просьбам Дерипаски (он писал письмо Президенту РФ), но ничего, собственно, не дали. С другой стороны – миноритарные акционеры. Вроде бы в меньшинстве, но тут качество перешло в количество. И инвесторам-друзьям господина Дерипаски вроде Натаниэля Ротшильда стоило бы порадоваться – ведь сколько говорили о том, что де мнение миноритарных акционеров в России не учитывается. Другое дело, что, будем откровенны, не все миноритарии независимы, а те, которые действительно таковыми являются, в последнее время подвергались такой "обработке", что впору вспомнить о войнах компроматов прошлых лет.
Кстати: Интересный факт. Никакие дрязги и выяснение отношений, а также многочисленные судебные иски не повлияли на положение ГМК на фондовых биржах. Так, например, накануне внеочередного общего собрания акционеров акции ГМК "Норникель" на фондовом рынке не просто показали рост, но и даже стали лидерами дня. Рост продолжился и 21 октября (почти на процент на момент начала собрания). Правда, аналитики связывают этот факт с ростом цен на цветные металлы. Напомним, доля акций ГМК, находящихся в свободном обращении, составляет около 30%.
Несколько лет назад эксперты спорили о том, насколько цивилизованным был "развод" давних бизнес-партнеров Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Теперь штука посложнее – мы можем наблюдать нецивилизованный "брак". Даже браком по расчету его не назовешь, так как расчет у каждого – Потанина и Дерипаски – изначально был разный. И таким остается, хотя и цели поменялись. Если при покупке "РусАлом" 25-процентного пакета говорилось о том, что Дерипаска имеет планы по объединению двух металлургических компаний в крупнейший холдинг, а Потанин консервативно хочет видеть ГМК независимой, то теперь озвучивается другая версия – и тот, и другой хотят выкачать из "Норильского никеля" деньги на погашение нависших долгов. Что характерно, в отношении себя каждый их бизнесменов такой вариант отрицает, зато активно подозревает в этом другого. На этом, собственно, и строилась кампания, развернутая мажоритарными акционерами в борьбе за голоса миноритариев.
"Толстый троллинг"
Если в 90-е и нулевые такое явление назвали бы войной компроматов, то сегодняшнее "информационное" общество, скорее, окрестит происходящее "толстым троллингом". На языке Сети "троллить" – (от англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) ведение провокационной переписки с целью эскалации конфликта. "Толстым" троллинг становится тогда, когда его генераторы плохо маскируются и, в общем-то, даже не пытаются скрыть "откуда ноги растут". Сложно сказать, кто первым начал нарушать Соглашение о сотрудничестве, подписанное UC Rusal и "Интерросом" в 2008 г., когда разгоревшийся на фоне вхождения нового акционера конфликт был приглушен (как говорят некоторые наблюдатели – не без сигнала из Кремля и Правительства). Резко высказывались и Дерипаска, и Потанин, тем не менее, до открытой конфронтации не доходили, пока не случилось собрание акционеров 28 июня 2010 г.
Тогда "РусАл" создал сайт, мягко говоря, не способствующий росту капитализации "Норникеля". Обращен портал "Спасем "Норильский Никель" к миноритарным акционерам. Суть его – показать, как плохо обстоят дела на предприятии, у руля которого находятся ставленники "Интерроса". "Интернет-издание" изобилует тирадами в духе предвыборных кампаний 90-х вроде " Только объединив наши усилия, мы сможем добиться результата и быть уверенными в том, что наши инвестиции в "Норильский никель" работают на нас с вами, а не на менеджмент "Норильского никеля" и "Интеррос". Присоединяйтесь к нам, чтобы сохранить вместе НАШУ с ВАМИ компанию". А уж что должны думать миноритарии при просмотре ужасающе-угнетающего видео о плачевном состоянии ГМК, сопровождающемся маршем "Монтекки и Капулетти" из балета Прокофьева? Явно, что желания прикупить акций от такого кино не прибавится. Хотя, может быть настоящая цель в том и заключается? Недаром в преддверии внеочередного собрания акционеров источники в некоторых инвесткомпаниях признавались, что "возможностью приобретения акций интересовались", правда, кто именно был заинтересован – не говорили.
Непонятна и позиция "Интерроса", который, громко хлопнув дверью, вышел из Соглашения (которое, кстати, как утверждают обе стороны, не имеет никакой юридической силы) только сейчас, перед внеочередным собранием. "РусАл" не взял на себя однозначных обязательств и не принял конкретных мер в соответствии с обращением "Интерроса". Более того "РусАл" усилил свою деструктивную кампанию против "Норильского никеля" в нарушение Соглашения", - говорится в обращении "Интерроса". В алюминиевой компании, в свою очередь, считают, что выход из Соглашения в одностороннем порядке невозможен, и продолжают называть его действующем. И это несмотря на многочисленные судебные разбирательства или попытки довести дело до суда, которые неоднократно предпринимались, в основном, со стороны "РусАла". Самое громкое – о нарушении голосования на собрании акционеров и, соответственно, акционерного соглашения – сейчас рассматривается в Лондонском арбитражном суде войдет в активную фазу только в апреле 2011 г. Впрочем, как говорят юристы, даже если иностранный арбитраж и вынесет решение, в России его могут и не признать, и такие прецеденты уже были. Ну а другое, менее известное дело будет рассматриваться 2 ноября в Московском арбитражном суде – "РусАл" будет пытаться отсудить у НПФ "Норникеля" 1 рубль – в качестве компенсации за размещение на сайте фонда "фактов, не соответствующих действительности". Ну и, естественно, опровержение. Фонд находится под управлением ГМК, а размещенная информация до боли напоминает ту, что опубликована на сайте "Спасем "Норильский Никель". В частности, речь идет о том, что "РусАл" стремится вывести как можно больше средств из "Норникеля", а также имеется призыв выкупить акции "Норникеля" у "РусАла", чтобы не допустить нарушения прав застрахованных фондом работников компании.
Интересно, что именно в канун ВОСА телеканал НТВ с разницей в неделю показал так называемые специальные репортажи-интервью о жизни российских олигархов. Первым героем программы Алексея Пивоварова "Капитал.RU" (того самого, что издал помойный "Ржев..." и иные видеопасквили по истории Великой Отечественной) стал Олег Дерипаска, вторым – Владимир Потанин (конечно же, чистой воды совпадение, ведь у нас не так много миллиардеров). Удивительно то, что интервьюер тщательно избегал вопросов о "Норникеле" и споре акционеров, впрочем, как и других особенно болевых точек. Тут, по большому счету, телевизионщики угадали позицию государства, только если в отношении коммерческого ТВ ее понять можно, то каково видение будущего крупнейшей вертикально интегрированной ГМК в Кремле и Правительстве – не очень ясно. Но, как правильно говорят и Дерипаска, и Потанин, дела у "Норильского никеля" сегодня идут относительно неплохо, так что время на определение и стороны, и позиции у государства еще есть.
Очевидно, что в ближайшее время череда исков и разбирательств продолжится. Впрочем, исход сегодняшнего голосования (а по данным совета директоров на нем присутствовало около 92% акционеров) можно вполне воспринять и как сигнал со стороны государства, подобный тому, что был подан двумя годами раньше – нужно сотрудничать. И поступиться своими интересами, похоже, придется именно "РусАлу". На то есть много причин, и очевидных, и, возможно, тех, которые не видны обычному акционеру. Среди очевидных – у "РусАла" просто больше долгов, и качество их "печальнее".