Аналитика


Сергей Пономарев: Объем территориальных претензий Японии не измеряется 4 островами, это претензии на десятки островов!
Политика | Дальневосточный ФО | В России

Наш японский сосед все никак не может успокоиться. Накануне саммита АТЭС, который должен пройти завтра в Икогаме и где, как уже официально подтвердили, пройдет встреча Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии Наото Каном, страна восходящего солнца отказалась подписать экономический протокол с Россией, что, впрочем, не удивило наблюдателей. Это, как кто-то выразился, маленькая месть за большие шаги России на Курильских островах. О том, стал ли наконец-то Дальний Восток для руководства страны ближе и как от этого выиграют местные жители, в интервью Накануне.RU рассказал Сергей Пономарев, начальник отдела пограничной политики, сотрудничества со странами СВА и международными организациями аппарата губернатора Сахалинской области, действительный член Русского географического общества.

Вопрос: Сергей Алексеевич, вас можно поздравить, наконец-то на регион обратили внимание на высоком уровне и даже пообещали поддержку. Медведев заявил, что в Курилы нужно вкладывать деньги…

Сергей Пономарев, начальник отдела пограничной политики, сотрудничества со странами СВА и международными организациями  аппарата губернатора Сахалинской области|Фото: Накануне.RuСергей Пономарев: Если президент так сказал, значит, так оно и будет. Можно сказать, он нанес соответствующую резолюцию на просьбы области. И теперь дело за министерством финансов, которому адресована реализация этих задач. Это уже вопрос к федеральным властям и конкретно министру финансов РФ Алексею Кудрину.

Вопрос: Ключевая фраза, которая была произнесена во время этой поездки – люди должны оставаться здесь, на Дальнем Востоке…

Сергей Пономарев: Вообще само заявление носит геополитический характер. Если оно еще будет подкреплено деньгами и конкретными усилиями… Обезлюживание России – общая проблема, обезлюживание Дальнего Востока – казалось бы, только наша, частная беда, но она имеет геополитическое значение. В свое время на рубеже 90-х годов в области проживало 700 тысяч человек, а сейчас только 510 тысяч. Поэтому мы это остро чувствуем. Убыль населения идет не за счет вымирания, а за счет выезда людей. Если президент сам посещает достаточно отдаленную от Москвы территорию и говорит о том, что усилия в ее развитии будут предприниматься, конечно, это привлечет внимание и перспективных мигрантов, и вообще задержит население здесь.

 

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото:adm.sakhalin.ru

Вопрос: Есть программа финансирования Курил, почему ранее не решались самые острые вопросы? Недостаточно было финансирования?

 Сергей Пономарев: Да, есть программа, ее стоимость около 18 млрд рублей, но способы транспортировки строительных материалов и затраты на строительство на Курильских островах по сравнению с другими регионами многократно выше. Вообще, чем отличается Рязань от Курильских островов? А тем, что на Рязань не претендует никто, а здесь, у нас, имеет место быть посягательство на территориальную целостность России! Плюс отличия, конечно, в географической удаленности и затратах на транспортные схемы. Чтобы нормально реализовать эту программу, в отличие от предыдущей, которая была профинансирована лишь на 18% и ничего не дала, нужно еще 13-14 млрд рублей. В первую очередь, для тех объектов, которые строятся – это аэропорты, глубоководные пирсы и т.д. Администрация области ставит вопрос о том, что, помимо увеличения финансирования, должен быть продлен срок реализации этой программы – чтобы она заканчивалась не в 2013 или в 2015 году, а по крайне мере работала до 2025 года. Это поможет решить основные проблемы и создаст толчок для развития данного региона в будущем.

 

Сахалинская область, Кунашир|Фото:adm.sakhalin.ruФото:adm.sakhalin.ru

 

Вопрос: Появится возможность вернуться и работать здесь?

Сергей Пономарев: Рабочие места есть и сейчас. Самое главное, это преодолеть инфраструктурные ограничения. Какие именно? Основная беда Курильских остров – отсутствие устойчивого сообщения с материком и транспортные затраты. К примеру, подходит пароход и не может пристать к берегу. Все, что на нем, - все грузы – от контейнеров до людей - нужно сначала перекинуть на баржу, потом баржу перекинуть к берегу, потом ее снова разгружать и загружать. Почти необорудованный берег. Представляете, во сколько дорожает стоимость одной погрузки – разгрузки? Сейчас сделан нормальный причал в Южно-Курильске, он пока не сдан, в следующем году это произойдет, так вот он позволяет разгружаться большим суднам. Так это на каждом острове нужно сделать и у каждого причала.

Второе ограничение – энергетическое. Есть парогидротермы, это когда используется энергия тепла подземных вод, но они не устойчивы, надежность аппаратов не очень большая. Раньше завозили уголь, солярку, завозят и сейчас, область участвует в этом – мы дотируем эти перевозки, но хочется устойчивого энергоснабжения. Какие есть выходы? Сейчас рассматриваются такие программы, как газовое снабжение. То есть на пункте отбора – на Сахалине - закачивать газ в емкости и перевозить сюда, на Курильские острова. Это один из способов экономить и на дизтопливе, и на других видах топлива. Это меньше по объему и больше по энергетическому эффекту. Все это, конечно, могло бы понизить себестоимость производимой здесь продукции: люди не просто бы ловили рыбу и отдавали ее, а перерабатывали бы ее на берегу, не везли бы этот сырец в Японию.

Вопрос: А как в советское время был решен тот же транспортный вопрос?

Сергей Пономарев: Тогда были две мощные компании – Минморфлот и Минрыбхоз. Они, не считаясь с затратами, перевозили сюда много людей на рыбокомбинаты, которые работали от 3 до 6 месяцев, это были вахтовики. Зарабатывай свои деньги и уезжай. Такая ситуация не развивала инфраструктуру. Это было неэффективно, но именно в то время потребление рыбы в стране было в два раза больше, чем сегодня, к примеру. А что касается гидросооружений, то они не строились в то время. Считалось, что можно в это не вкладывать. Сейчас Россия взялась основательно за Курильские острова. И даже того, чего не было в советское время, появляется. Еще один момент. Минморфлот в советское время обеспечивал пассажирскую линию от Владивостока через Корсаков на Курилы и в Петропавловск – Камчатский, которой сейчас нет. То есть затраты несет область. В проекте бюджета на 2011 год планируется на перевозку людей на Северные Курилы около 30 млн рублей, а на Средние и Южные – около 150 млн, хотя территория области – это сами острова и Сахалин, а дорога на эти острова пролегает через федеральную акваторию. Это федеральная трасса по сути. А задача территориальной целостности России – это ведь федеральная задача, а не только субъектов федерации. Полагаем, что здесь должно быть федеральное субсидирование, вернувшись к тому, что было в советское время.

 

Сахалинская область, Кунашир|Фото:adm.sakhalin.ruФото:adm.sakhalin.ru

 

Вопрос: Вы сказали про глубоководные пирсы, что они дадут в итоге? Какой эффект?

Сергей Пономарев: К такому пирсу может подходить любое большое судно. Сейчас же оно не подходит к берегу. Оно останавливается посередине бухты, к нему подходит буксир, тащит баржу, идет перегрузка. А этот пирс позволяет подходить к берегу большим плавбазам, нормально защищаться от штормов, что повышает безопасность на мореплавании. Самое главное, такой пирс ускорит, перегрузочный процесс, это уменьшит расходы в целом. Частные компании уже построили такие. Но есть государственные задачи для пассажирского флота. Есть безвизовые обмены, в рамках которых приходят те же японские суда.

Вопрос: Касаясь темы отношений с Японией. Насколько для Вас была ожидаемой реакция Токио на визит Медведева на Курилы?

Для справки:

Дмитрий Медведев 31 октября побывал с рабочей поездкой на Южных Курилах, что вызвало резкую реакцию со стороны японских властей, которые продолжают считать эту часть архипелага японской территорией. Премьер-министр Дмитрий Медведев поездка на Кунашир|Фото:adm.sakhalin.ruЯпонии Наото Кан заявил, что визит Медведева на Курилы "вызывает сожаление", а глава японского МИДа отметил, что этот поступок "ранит чувства японского народа". На следующий день после визита президента РФ на Курильские острова министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара заявил, что Япония отзывает из России своего посла. Через некоторое время представитель японского дипломатического ведомства вновь вернулся в Москву. В связи с инцидентом глава МИДа России Сергей Лавров 1 ноября заявил на пресс-конференции, что реакция японской стороны на посещение Медведевым Южных Курил является неприемлемой. "Это наша земля, и президент России посещал российские земли", - подчеркнул Лавров.

Сергей Пономарев: Все это от определенного бессилия. И это попытки найти слабого в России. Давайте вспомним, что этому предшествовало. 7 сентября этого года в районе спорных между Китаем и Японией остров было задержано китайское рыболовное судно. Под грамотным, очень скоординированным и мощным давлением сначала был отпущен экипаж, а потом и капитан. Когда японского посла в Китае выдергивали в районе часа ночи, когда Китай сразу заявил, что не пошлет своих туристов, что понижает рамки контактов до уровня ниже заместителя министра иностранных дела, когда прошли массовые акции протеста по всему Китаю и осада японских учреждений, Япония была вынуждена пойти на уступки. А тут выпал случай сделать в отношении России некие заявления, которые были без экономической подоплеки, здесь была чисто идеологическая составляющая. Чтобы показать своей нации, как мы сильны, могучи, можем, дескать, слабую Россию заставить своими окриками слушаться. Было очевидно, что такая риторика будет, вообще она, конечно, неконструктивна.

Вопрос: А как бы Вы прокомментировали противоречивость заявлений по поводу количества островов. Сначала говорили про четыре, потом про два...

Сергей Пономарев: Это специально делается. Даже мы, в России, по незнанию все время говорим, что японцы претендуют на 4 острова. Ничего подобного! Не на 4, а на острова малой Курильской гряды - это 14 островов, плюс - 4 островных группы. Объем территориальных претензий Японии не измеряется 4 островами, это претензии на десятки островов! Претензии не только на Южные, но и на Средние Курилы. Вообще нужно прекратить говорить, используя японские термины, у нас по ошибке, а кто-то специально говорит про так называемые японцами Северные Курилы. Что для них северные, для нас – южные! Нельзя повторять чужую пропаганду в антироссийских целях! К примеру, возмутил меня сайт Росмолодежи, где вообще не показываются Курильские острова. А это ведь федеральное агентство! Когда мы им написали письмо по этому поводу, они нам ответили, что в следующем году будут ремонтировать сайт, тогда и исправят. Почему такое происходит? От невежества? Или по другой причине? Это возмутительно...

Вопрос: Сергей Алексеевич, возвращаясь к теме внимания Москвы к Дальнему Востоку, вообще как местные жители отреагировали на последние события? Какое настроение сегодня у вас там?

Сергей Пономарев: Вы знаете, реакции у народа такая, что я могу только одним словом ее выразить. Все с облегчением сказали: "Наконец-то!"

 

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: molgvardia.ru

 



Евгения Косматулина