В Березниках в Пермском крае случился очередной провал грунта. На этот раз в образовавшуюся воронку (глубиной 20м, шириной 50м и протяженностью 50м) ушел целый вагон товарного состава. Теперь "бомба упала" уже совсем близко - воронка образовалась в непосредственной близости от пссажирского вокзала. Снова, как несколько лет назад, создана специальная комиссия в составе специалистов ОАО "РЖД", МЧС, научно-исследовательских институтов и причастных ведомств, однако, специалисты полагают, что избежать подобных провалов в будущем вряд ли удастся. Между тем, выйдет ли процесс образования подземных пустот из под контроля, предсказать не может никто. О том, почему производство обычной соли угрожает российским городам, Накануне.RU рассказал директор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз" Алексей Исаков.
Вопрос: Накануне в Березниках Пермского края под землю снова ушел состав. Это уже не первый подобный случай, однако, до сих пор, по видимому не было ничего предпринято, чтобы предотвратить подобные аварии. Как, по-Вашему, что там происходит?
Алексей Исаков: Провал вагона - это неслучайное явление. Проблема того, что есть пустоты под промзоной Березников, известна давно, мало того, она стоит на контроле правительства многие годы. Создан специальный штаб по мониторингу ситуации. Тут, как Бернулли сказал, природа не терпит пустоты. Создались огромные пустоты, откуда вымывалась эта соль. Сами понимаете, что такое соль, это такая субстанция, ты ее выбрал, а в дальнейшем эти выбранные полости заполняются подземными водами, конденсатом, и эти воды, они, естественно, размывают стенки той шахты, откуда вымывались. Идет естественный размыв той массы подземной, которая осталась после того, как выбрали соль. Если бы был гранит, да и Бог бы с ним.
Вопрос: Но почему он провалился? Можно каким-то образом обезопасить этот район?
Алексей Исаков: Вагон провалился, потому что должен был провалиться. Потому что процесс, идущий в толще земли, мало предсказуем. Это неизбежная плата за технический прогресс. Проблема в том, чем заполнять эти пустоты. Цементом их накачивать? Так, его уйдет такая уйма, где столько его взять? Если воду, то она и сама туда проникает и мало того подмывает своды. Проблема очень серьезная, пока радикальных решений этой проблемы не найдено.
Фото: 1tv.ru
Справка: Провалы в Березниках имеют уже достаточно богатую историю. в середине октября 2006 года затопило одну из шахт БКРУ-1 ОАО "Уралкалий". В конце июля 2007 года над предполагаемым местом затопления образовался провал. В зону провала попала линия федеральной железной дороги, движение по которой пришлось на длительное время закрыть. Строительство новой железной дороги в обход опасных участков было завершено в конце 2009 года, до этого времени с большим трудом эксплуатировалась временная резервная дорога. В июне 2007 года, после очередного провала в промышленой зоне Березников (воронки составили 40 на 60 метров) министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев едет в Пермский край и возглавляет Правительственную комиссию по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника в Березниках в октябре 2006 года.
Вопрос: Во всем мире у нас у одних такая проблема? Должны же быть успешные решения…
Алексей Исаков: Нет, сталкиваются все, но как решать - никто не знает.
Вопрос: То есть, будем просто наблюдать, пока не случится что-то более опасное? И для самого города Березники тут есть опасность?
Алексей Исаков: Теоретически исключать возможность не стоит. Развитие процессов в толще земли может предсказать только волшебник, которого под рукой у нас нет. Для чего и создана эта группа мониторинга, она смотрит и накапливает информацию. Без накопления знаний и изучения ситуации ты не выработаешь каких-то решений. Провал вагона - это пока к счастью авария, а не катастрофа.
Вопрос: Подобные ситуации возможны только на добыче калия?
Алексей Исаков: Месторождения солевые - очень специфические. После выборки соли из месторождения, стенки которые остаются – они из той же породы, и их подмывает. Эта проблема, кстати, получила развитие, когда соль начали добывать в промышленных масштабах для изготовления удобрений. Началось это не так давно. Я наверно не ошибусь, если скажу, что в годах 50-х. Раньше пользовались коровьим навозом.
Вопрос: А нет альтернативного способа?
Алексей Исаков: Есть. Голодать! Зато вагоны не будут проваливаться. Другой вариант - выгнать всех из Березников, снести город и обратится к нашим братьям-белоруссам. Покапать у них, пусть они проваливаются, а мы будем покупать у них за деньги.
Вопрос: Более безопасного способа нет?
Алексей Исаков: Нет, ведь она залегает на глубине несколько сот метров или даже километре.