"Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут", - фраза Сталина сегодня, во времена всеобщей модернизации, внедрения инноваций, презентаций Сколково и прочих "ций", - это как диагноз для нынешнего положения дел в нашей экономике. Впрочем, наверху мало кто так считает, продолжая, к примеру, взахлеб критиковать с помощью истеричных федеральных телеканалов "страшно неграмотный" экономический путь Лукашенко, где, как назло, в отличие от нас, все показатели говорят об обратном. Сегодня, в день рождения Сталина, мы решили напомнить о том, как "кровавому" диктатору удалось поднять страну. Специально для читателей Накануне.RU – интервью с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН Юрием Жуковым.
Вопрос: Юриий Николаевич, только ленивый не говорит сегодня о модернизации России. Во времена Сталина этого термина не было в ходу, зато была сама модернизация экономики. Как удалось ее осуществить?
Юрий Жуков: Во-первых, давайте вспомним, когда заговорили о модернизации – это было в середине 20-х годов. Была жесткая необходимость восстановить разрушенное за годы мировой и гражданской войн народное хозяйство страны. Именно тогда строится ДнепроГЭС, Туркестано- Сибирская железная дорога, были впервые созданы электростанции на торфе и на воде. Это была попытка на современном уровне восстановить экономку страны. В конце 20-х годов появляется идея о необходимости ускоренной модернизации, это было связано не с модернизацией вообще, а именно со стремлением наших левых радикалов создать рабочий класс на окраинах. Предусматривалось, что индустриализация должна проводиться в Закавказье, Средней Азии, там, где народы только выходили из стадии феодального общества. Для них нужно было построить заводы, где они будут работать, превращаться в пролетариат и двигать тем самым мировую революцию. Это идея обсуждалась детально в Госплане, был выработан минимальный и максимальный 5 летний планы. Тут встал вопрос – а за счет чего все это финансировать? Было два предложения. Первое - за счет ограбления крестьян и свертывания НЭПа. Вторая, альтернативная, идея - оплачивать индустриализацию ускоренными темпами нужно за счет внешней торговли. На 16 партийной конференции в 1928 году договорились, что все-таки делать это нужно за счет внешней политики и доходов от вывоза за рубеж, прежде всего, нефти, лесных материалов. Кстати, хлеб стоял чуть ли не на последнем месте среди статей вывоза. Так и порешили.
Вопрос: Но не успели…
Юрий Жуков: Да, как всем известно, позже начался мировой финансовый кризис, самый жуткий и страшный за все время существования капитализма. Оказалось, что мы купили лицензии, оборудование в долг под будущую оплату за счет доходов внешней торговли, а расплачиваться не можем, потому что все страны мира перестали покупать и стремились только продавать. Мы, несмотря на то, что у нас была иная социально-экономическая формация, оказались в черте мирового кризиса. Только тогда, когда страна дошла до точки, все было куплено, пройден нулевой цикл, вырыты котлованы для заводов и фабрик, а платить за это было нечем, на сцену выходит Сталин. В 1930 году он сделал несколько важных вещей. Во-первых, добился корректировки первого пятилетнего плана, оставив в нем только то, что было начато, сократил идею создания мощной индустрии до минимума возможного. Во-вторых, он сменил ультралевых руководителей вроде Рыкова, Бухарина и т.д. и поставил тех, кто в состоянии был работать на благо страны. Более того, все это он четко выразил в феврале 1931 года, объяснив, почему нам необходимо срочно создавать мощную сильную экономику. Он говорил, что Россию из-за ее экономической, политической отсталости били все, кому не лень. Это татаро-монголы, поляки, англичане, французы, турки, все легко справлялись с отсталой Россией. Последний пример – русско- японская война, когда только что вышедшая на сцену современной политики Япония разбила Россию.
Так вот Сталин призвал всю страну ради безопасности государства за 10 лет пройти тот путь, который многие страны проходили за 200-300 лет. Хотя бы догнать до уровня производства отдельные капиталистические страны. А в то время мы отставали по развитию даже от крохотной Бельгии, не говоря уже о США, Великобритании, Германии и Франции.
Вопрос: Как такое реально?
Юрий Жуков: Сталин сделал все, чтобы создать такое руководство в стране сверху донизу, которое обеспечивало бы выполнение этого пятилетнего плана, и поддержал энтузиазм масс. Сталин объяснил людям, ради чего они отказываются от благополучной жирной жизни, потому что иначе в будущем грозит стране катастрофа. Говоря о 10 годах, Сталин ошибся буквально на несколько месяцев. Он говорил об этом в феврале 1931 года, а война с Германий началась в июне 1941 года. То есть через 10 лет и несколько месяцев. То есть, если бы тогда Сталин не направил страну на подъем экономики, мы были бы разбиты также быстро и легко, как немцы разбили Европу.
Вопрос: Если помните, как-то прозвучало заявление Юргенса о том, что у нас народ архаичен и к модернизации не готов. Так что же, у Сталина был тогда какой-то особый народ?
Юрий Жуков: Юргенс имел в виду жуликов и воров, которые расхитили все, что было создано за годы существования Советского Союза. С ними каши не сваришь. Они думают о собственном кармане, о наживе. У Сталина и Юргенса разный народ. Юргенс имеет в виду жирных спекулянтов, Сталин - рабочих, крестьян и интеллигенцию.
Вопрос: Реплика от многочисленной толпы так называемых правозащитников, которую Вам сейчас наверняка бы озвучили – "на модернизацию того времени всех загоняли из-под палки"…
Юрий Жуков: Эти так называемые правозащитники здорово обманывают народ. Никого никто никуда не загонял! Сколько исследователи не обращались к 30-м годам, свидетельство одно у всех общее – был необычайный энтузиазм масс. Создавали металлургические комбинаты отнюдь не заключенные. Воры и убийцы в Сибири валили лес. А на заводах заключенный не может работать. Никогда в жизни ни один зэк не работал у станка, для этого нужна квалификация, рабочая профессия. Так вот именно рабочие создавали нашу экономику. А в тюрьмах сидели жулики, воры и убийцы.
Вопрос: Какой проект того времени Вы бы назвали основным, тот, что поднял экономику страны?
Юрий Жуков: Этот проект – это пятилетний план, который подразумевал создание тяжелой индустрии, создание металлургических комбинатов, которые бы давали сталь и чугун. Это, во-первых. Во-вторых, создание заводов станкостроительных, шарикоподшипниковых и прочих, которые давали возможность дальнейшего развития экономики. Наконец, как вершина индустрия - создание авиационных, автомобильных и прочих заводов.
Вопрос: Такое огромное количество мощных строек в стране, а как же бюрократия? Неужели ее не было?
Юрий Жуков: Здесь как раз кроется то, что правозащитники называют "массовыми репрессиями". В те времена, если бюрократ тормозил производство своим неумением, своим разгильдяйством, его снимали, а если его работа приводила к серьезным неприятностям, арестовывали и судили. Приведу пример. Трагедия на Саяно- Шушенской ГЭС. С трудом нашли двух виноватых диспетчеров и одного директора. Ведь все упирается в то, что станция стала частной. Владельцы создали такой режим работы, который привел к катастрофе. Сегодня два человека получили условный срок за страшную катастрофу, приведшую к разрушению станции и гибели десятков людей. В те времена эти люди, которые отвечали за произошедшее, получили бы максимальное наказание, вплоть до расстрела. Все остальные работники других станций десять раз подумали бы, прежде чем, сделать так, чтобы повторить подобную катастрофу.
Сегодня царит безнаказанность, а тогда в 30-40 годы за преступления экономического характера люди отвечали головой. Эта система и приводила к дисциплине, той, которая, кстати, царит во всем мире. Во всем мире все за все отвечают. Если бы сегодня не просто все за все отвечали, их не просто наказывали бы арестом, а еще была бы конфискация имущества, в течение трех недель можно было бы навести порядок. До сих пор, никто не ответил на вопрос, арестовали или нет того милиционера, который выпустил убийц болельщика Спартака. Все про это молчат. При Сталине его сразу бы арестовали, арестовали бы руководителей этого отделения милиции и дали бы им по 20 лет. Сообщили об этом на всю страну. Все бы вздрогнули и больше такого не повторяли.
Вопрос: Раз уже заговорили о межнациональных отношениях, Юрий Николаевич, почему в многонацинальном Союзе не было таких событий на Манежке?
Юрий Жуков: Все очень просто. Тогда не стремились разделить население. Сегодня у нас подчеркивают – православный, мусульманин, иудей и т.д. Тогда сказали – будем пропагандировать лишь то, что объединяет. К примеру, это может быть культура. Устраивали декады культуры того, другого народа, говорили об их достижениях в области литературы, театра, балета и т.д., то, что характерно для всех, а не присуще только им. Сегодня у нас все наоборот – подчеркивается разница, Медведев заявил о необходимости мусульманского воспитания в республиках Средней Азии. Но ведь ислам – это воинствующая религия, которая не признает других. Тем самым, мы порождаем то, что приводит к межнациональным конфликтам. Тогда подчеркивалось, есть одна страна, и есть один государственный язык – русский. Более того, не было никаких правительств Москвы, Ленинграда. Сегодня людей, у которых написано в документе "министр", столько, что можно сформировать три военных дивизии. Тогда это были просто клерки, которые выполняли определенные функции, они не были вправе говорить о какой-то самобытности. Более того, тогда формировали республики таким образом, чтобы, к примеру, в автономной Татарской республике татары не составляли абсолютное большинство, а лишь половину населения, другая половина – русские и украинцы. Тем самым, даже на этом уровне не давалась возможность проявления националистических чувств.
Вопрос: Возвращаясь к экономической теме, а как боролись с такой, как принято считать, вечной бедой России, как коррупция?
Юрий Жуков: При социалистической системе хозяйствования не было возможности взять взятку. Создавался проект завода в каком-то научно-исследовательском институте, и принималось решение, где его строить, не спрашивая решение какого-то мелкого чиновника. Не было системы частной собственности, которая позволяет все время воровать. Все проходило по разряду бюджета, и напрямую из бюджета при всем желании украсть было очень сложно. Сегодня, наоборот, отпускают деньги куда-то, а дальше чиновники эти деньги делят, то есть воруют. Раньше в руки чиновников деньги не могли попасть никоим образом.
Вопрос: А как же еще один шаблон – дескать, промышленность так хорошо работала благодаря ресурсам, которых лишилось сельское хозяйство?
Юрий Жуков: Опять ошибка. Все, кто так говорит о сельском хозяйстве, неграмотны в этом вопросе. Не знают, что две трети территории Советского Союза – это была зона вечной мерзлоты, оставшаяся одна треть была тоже не очень хороша. Ее половина – зона рискованного земледелия, то есть, грубо говоря, только одна шестая земли позволяла вести нормальные сельхозработы. Но на этой территории жило народу больше, чем требовалось. Так как не сразу в городах появлялись рабочие места и квартиры для них, то процесс перетека населения из деревни в город был сознательно медлительным, последовательным, чтобы не возникало перенаселенности городов, чтобы не было бездомных. А по-настоящему в 40-50 годы в деревне жило народу в два раза больше, чем требовалось. И еще. Не надо забывать о том, что в 20 веке каждые семь лет были засухи. Кстати говоря, народ знал о засухах 1920, 1921, 1922 годов, знал о засухе 1946 года, а дальше, настолько хорошо было организовано сельское хозяйство, что никто не назовет больше ни одной засухи, хотя они были. Отрасль так хорошо дотировалась государством, так была организована, что всегда имелись запасы зерна, да всего, чего угодно, чтобы сгладить негативное влияние очередной засухи. А это природное явление, от которого никуда не убежишь.
Вопрос: То есть, когда окончательно рухнула система, мы получили то, что заслужили – нынешние пожары?
Юрий Жуков: Совершенно верно. Ведь тогда от таких ЧП спасали посадки лесных полос, они прикрывали поля от суховеев. Сегодня эти леса вырубили, а заявили, что это якобы только пожары виноваты. А лес-то просто разворовали местные власти! Были пожарная авиация, лесничие, на каждой территории – свои обходчики, которые следили за состоянием леса. Да что вы, при всем желании невозможно было устроить такое безобразие, как этим летом!