Аналитика


Россия перестанет быть танкопроизводящей страной?
Наука и техника | Свердловская область | Челябинская область | В России

Заграница нам поможет. Этот тезис "великого комбинатора", видимо, взяли на свое вооружение высшие военные чиновники в Минобороны. Впредь Россия будет закупать французские вертолетоносцы "Мистраль", израильские "беспилотники", английские снайперские винтовки — и это, очевидно, только начало. В течение ближайших трех лет для российской армии вообще не будет закупаться танков. А это значит, что скоро Россия может перестать быть и танкопроизводящей страной, говорят эксперты. За три года технологии будут утеряны, а затем в Минобороны лишь разведут руками и скажут, что более мы не способны выпускать современные танки. И не исключено, что их тоже придется закупать у "союзников" по НАТО.

Свою обеспокоенность закупками вооружений за рубежом недавно на встрече с Дмитрием Медведевым высказали представители Всероссийского союза работников оборонной промышленности. Так, президенту рассказали, что модернизация ведущих отраслей промышленности, в том числе, ОПК, сильно затянется, если заказы на вооружение для армии будут размещаться за рубежом. Но высшее военное руководство эти антимодернизационные страшилки ничуть не смутили – и накануне было объявлено, что тендер на производство вертолетоносцев для России выиграл французско-российский консорциум.

В способности российских верфей строить такие корабли в минобороны сомневаются, предполагая, что в России на постройку одного вертолетоносца может уйти пять - семь лет. А надо за три. Однако отечественное оборонное судостроение – не единственная отрасль, оказывающаяся невостребованной в настоящее время.

Как рассказал Накануне.RU председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев, утверждаемая программа вооружений не предполагает на следующие три года закупок новых танков вообще. Такова позиция Минобороны и теперь, к сожалению, и правительства.

Танк Т-90С|Фото:Накануне.RUПо мнению Министерства обороны, танк Т-90 не подходит для условий современной войны. И хотя профсоюз активно против этого возражает, каких-либо доводов военные не приводят.

"Я солидарен с нашими конструкторами и производителями, которые говорят, что мы готовы любую модернизацию под ваши требования провести, но там возобладали на этот счет другие мысли. Военные говорят, что должен быть разработан новый танк, а это, скорее всего, будет в 2014 году, тогда и произойдет переход сначала к точечным, а потом – к массовым закупкам. Как я говорил на встрече с Президентом, нас это волнует с социальной точки зрения", – подчеркнул Андрей Чекменев.

Прекращение производства на три года вызовет естественную деградацию производства и, скорее всего, на то, чтобы возобновить его заново, придется тратить значительные деньги, не говоря уже о привлечении людских ресурсов. По его словам, могут быть высвобождены люди не только на главном танкостроительном предприятии страны – "Уралвагонзаводе", но и по всей цепочке комплектаторов – с ними, возможно, проблемы надо будет решать уже, начиная с января 2011 года.

"Это члены нашего профсоюза, люди, которые были подготовлены для этой работы, для них это является достаточно неожиданным и неприятным "новогодним сюрпризом". А поскольку это все это будет делаться в 2011 и в начале 2012 года, я не очень понимаю позицию руководства страны – надо ли создавать дополнительное социальное напряжение? Комплектаторы Уралвагонзавода расположены, по сути, по всей стране", – заметил Андрей Чекменев.

По мнению некоторых экспертов, общее сокращение после отказа от закупки новых танков может составить порядка 20 тыс. человек.

"Мы имели такую неприятность, когда на Вятко-Полянском заводе "Молот" произошло резкое сокращение заказов и ожидаемый заказ не пришел. Предприятие "кувыркалось" в течение трех лет и от 5,5 тыс. осталась 1 тыс. работников. Занять людей на вновь создаваемых рабочих и торговых площадках – невозможно. Потому что при распаде градообразующего предприятия распадается город – население ничего не будет покупать. Можно создавать сколько угодно торговых точек, но туда никто не придет – в городе нет денег. Я думаю, что Нижний Тагил – не самый оазис благополучия в нашей стране. Там есть несколько предприятий, которые работают, но никто сегодня принять высвободившиеся тысячи людей не готов", – рассказывает Андрей Чекменев.

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич рассказал Накануне.RU, что количество оборонных предприятий в последнее время и так сокращается стремительно.

"Это в целом позиция военного ведомства, что за предыдущие 20 лет сделали так много танков, что они фактически больше не нужны. Челябинская область страдает от этого несильно, мы производим только танковые двигатели. Но танковый двигатель – расходная единица, то есть, танк работает, двигатель время от времени меняется, поэтому все равно сам завод многотопливных двигателей на ЧТЗ будет работать. Но хочу отметить, что за последние 15 лет на территории Челябинской области оборонная промышленность была потеряна если не полностью, то почти полностью. Количество людей, занятых в оборонном комплексе, сократилось втрое, многие заводы больше не реанимировать и не вернуть – и "Станкомаш", 35 тыс. человек работали, и Радиозавод, и много-много других разных предприятий, которые работали на оборонный комплекс, которых теперь нет и их уже не воссоздать", – заметил он.

По его словам, не всем предприятиям ОПК удается перепрофилировать большую часть производства на выпуск гражданской продукции. Часто заводы "заточены" под выпуск конкретной продукции.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Так, он отмечает, что на территории области выпускается конкурент "Булавы" – ракета "Синева".

"Для чего РФ две ракеты, я не могу понять. Американские стратегические силы подводного базирования имеют на вооружении одну ракету и достаточно им. У нас страна, вроде, беднее, а ракеты две, две конструкторские разработки, два разных института. Комплекс, который работает на производство "Синевы", практически заточен только на "Синеву", делали они еще немного электроплитки "Мечта", - говорит он. И это минимальная гражданская продукция на этом заводе.

"Сейчас Министерство обороны ведет такую политику, что нам то, что надо – то и будем закупать. Все предприятия оборонного комплекса должны быть диверсифицированы, то есть, работать, в том числе, и на выпуск гражданской продукции, чтобы оборонная составляющая составляла небольшую долю. Это общемировая практика, и понять позицию Минобороны можно. Но у нас так сложилось, что оборонные заводы – они только оборонные, и все. Нет заказа оборонного – и завод встал, остановился, люди лишились работы. Это чрезвычайная ситуация. А сейчас мирное время. Такого количества вооружений нам не нужно. Холодная война закончилась. Как с танками. Зачем закупать новые танки, если их тысячами сдают на металлолом", – поясняет Михаил Юревич.

Однако военные аналитики утверждают, что в России нет достаточного для обеспечения обороноспособности страны количества современных танков. Ранее минобороны объявляло о намерении сократить количество танков в России с 20 тыс. до 2 тыс. Между тем, российское руководство поставило задачу к 2020 году довести долю новой техники в составе российской армии как минимум до 70%.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков указывает на то, что России нужно закупать по 100 новых танков ежегодно в течение десяти лет, чтобы обеспечить выполнение заявленных планов по закупке современного вооружения для Российской армии.

Константин Сивков рассказывает: "В книге "Вооруженные силы стран СНГ и Балтии" выпуска 2009 года приводятся данные о том, что в РФ имеется порядка 9 тыс. танков Т-72 различных модификаций, порядка 4 тыс. Т-80 различных модификаций и около 400-500 танков Т-90. Всего предполагается иметь 2 тыс. танков, согласно планам Сердюкова-Макарова, а 70% должно быть новых, то есть, Т-90. Нам нужно 1 тыс. 400 новых танков в течение десяти лет, то есть, минимум 100 танков в год нужно закупать новых. Между тем, Сердюков и Макаров вообще исключили закупку бронетанковой техники. Поддерживать отечественного производителя ведомство не собирается. Взят курс на удушение бронетанковой отрасли промышленности РФ. Производство бронетанковой техники будет уничтожаться. Отказ от закупок означает невыполнение указаний президента по 70%-ной укомплектованности сил постоянной готовности современным вооружением и техникой. Это подрыв оборонного комплекса, его вынужденная переориентация на зарубежье. Это называется государственной изменой – преднамеренные действия, направленные на подрыв обороноспособности".

И по поводу танка нового поколения Т-95 эксперты высказывают недоумение. Ранее замминистра обороны РФ Владимир Поповкин и вовсе говорил, что разработка этого танка уже не является целесообразной.

"Какой-то конкретики военные не говорят – они не говорят, что их не удовлетворяет. Такое ощущение, что претензии вкусовые – танк не нравится, потому что он не нравится, а конкретных задач не ставится – каким должен быть ресурс, дальность стрельбы, калибр, условия для экипажа. У Министерства обороны было достаточно времени, чтобы вовремя откорректировать всю работу над танком Т-95. Она не в изолированном велась режиме, постоянно демонстрировалась представителям Минобороны. У нас беда в другом – что руководство МО меняется чаще, чем хотелось бы. Постоянные преобразования внутри структуры приводят к тому, что каждый раз приходят новые люди, они забывают о том, что делали их предшественники и пытаются писать историю с чистого листа. Когда разработка серьезного вида вооружения длится не менее 4-5 лет, каждый год что-то менять невозможно", – говорит председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев.

Эксперты опасаются, что со временем производителям танков укажут на неспособность создать нечто конкурентоспособное.

"Во все времена все заводы работали именно так – они производят продукцию и работают над ее усовершенствованием и постановкой на поток нового вида продукции. Взять "Булаву". Не на пустом месте создававшееся изделие. Но была временная задержка в работе всей системы комплектации – и пошел брак. Если мы хотим, чтобы у нас появилось что-то хорошее, нужно поддерживать тех, кто это может произвести. Если сейчас ликвидировать эту структуру, мы встанем перед еще большими сложностями. Не секрет, что запустить в десять раз сложнее, чем перенастроить производство. Опыт автопромышленности или самолетостроения об этом говорит. Если мы, взяв за образец чужое, будем производить вертолетоносцы "Мистраль" или танки, а лицензия останется у хозяина, то либо нам будут продавать старье, либо нам в определенный момент, когда очень будет надо, скажут: "Ребята, все, нельзя производить". И когда нам понадобится выпускать большое количество продукции военного назначения, мы будем обезглавлены. Обороноспособность России всегда опиралась на собственного производителя. К сожалению, мы сегодня от этого отходим", – отмечает Андрей Чекменев.

По его словам, Россия может перестать быть танкопроизводящей страной, и мы очень долгое время не сможем производить современные танки.

"И через пять лет нам скажут: "Ну, все, вы же не можете!" И тогда мы вынуждены будем покупать их где-то на стороне. Как делается с самолетами в гражданской авиации. Они не производились десять лет, а теперь авиаперевозчики говорят: "Вы же не можете производить хорошее, даже если бы хотели". Действительно, не могут. Люди ушли, технологии ушли. Чтобы возобновить производство, нужны подготовленные кадры и современные технологии", – говорит Андрей Чекменев.

Что касается перспектив "перебить" отсутствие госзаказа на новые танки экспортными контрактами, тот и здесь не все так однозначно.

"Как только крупные военачальники сказали, что наши танки не удовлетворяют требованиям российской армии, у нас тут же сорвалось несколько экспортных контрактов, за счет которых наши предприятия жили. Понятно, что никто за рубежом не собирается покупать то, что Россия для себя покупать не будет. В свое время, когда заключали в конце 90-х годов контракт с Индией на Т-90, главным условием Министерства обороны Индии было, что этот танк должен быть на вооружении российской армии. А сегодня вот такая ситуация, и это по целому ряду видов вооружений", – говорит Андрей Чекменев.

увз уралвагонзавод ребрендинг логотип|Фото: uvz.ruТем временем, на главном танкостроительном предприятии страны – "Уралвагонзаводе" – усиливают вагоносборочное направление. И хотя сумма оборонзаказа для УВЗ в целом на следующий год в денежном выражении не уменьшилась, но на предприятии переживают о сохранении технологий, если не будет выпускаться готовых изделий. В то же время, никаких сокращений не планируется.

Как рассказал Накануне.RU официальный представитель корпорации "Уралвагонзавод" Алексей Жарич, на УВЗ переходят на вагоносборочное производство в четыре смены. Процесс этот начался уже и будет завершен к марту.



Сергей Хурбатов