Конец 2010 года был "богат" на события со знаком "минус". Но, как ни странно, ни погромы на Манежной, ни коллапсы московских аэропортов не вызывали сколь-нибудь заметной критики в адрес нового мэра Сергея Собянина. Однако сохранение в столице этого хаоса переходного периода и в 2011 году чревато для властей, считает политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. В интервью Накануне.RU он дал прогноз о том, когда россиянам объявят имя президента, которого предстоит выбрать в 2012 году, а также рассказал, какие карты тасуют для этого в Кремле и кто может стать главным объектом "разоблачений" "Викиликс" в России в следующем году.
Вопрос: Мы почти не слышим критики в адрес Собянина ни по поводу событий на Манежной, ни по поводу ситуации в московских аэропортах. Хотя Лужкову "доставалось" по-полной и за Ленинградку, и за пожары со смогом, и за Химки.
Александр Шатилов: Конечно, нужно учесть фактор введения Собянина в курс дела, потому что он, действительно, только начинает работать на посту мэра Москвы, формирует команду, и некоторые проблемы достались ему, что называется, "в наследство". Как правило, с переходным периодом связан определенный хаос и иногда некоторая пассивность органов власти, потому что они не знают, какой курс выберет новое вышестоящее руководство, проявляя в некоторых случаях пассивность, в некоторых случаях – нерасторопность. С одной стороны, все это присутствует. С другой стороны, в свое время жесткая критика в адрес Лужкова была обусловлена противостоянием с федеральным центром. В сегодняшнем случае, даже в случае возникновения каких-то проблем, Собянина будут "прикрывать", потому что к нему достаточно конструктивно относятся представители команд и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева. В целом, никто не заинтересован портить с ним отношения, особенно в преддверии особого электорального периода.
Что касается предстоящих выборов, то там есть особенность, что такого рода переходный период должен, конечно, постепенно завершаться, иначе вряд ли удастся власти организовать москвичей в свою поддержку на грядущих выборах. Я думаю, что одной из главных задач Сергея Собянина является обеспечение выгодного для власти голосования москвичей и, прежде всего, обеспечение высоких результатов "Единой России". Если же переходный период затянется, то это чревато определенными электоральными издержками.
Вопрос: А максимально как долго еще может продолжаться этот хаос переходного периода, чтобы не возникло подобных "издержек"?
Александр Шатилов: Чтобы этого не случилось, ситуация в Москве должна быть более или менее стабилизирована хотя бы к началу весны. Это первый момент. Второй момент – нашей российской элите свойственна недооценка массового фактора в политике, потому что в последние годы фактически ситуация была управляемой и о таких тенденциях в политике почти забыли. 2010 год об этом в самом конце напомнил, и если раньше какие-то акции проходили точечно, то сейчас, по большому счету, массовые мероприятия становятся постепенно тенденцией и здесь надо вспоминать уже, как действовать в условиях активизации массовой политики, а это требует новых технологий и нового подхода.
Вопрос: Не раз отмечалось, что с отставкой Лужкова больше ответственности за ситуацию в Москве ложится на федеральный центр. Нет ли риска для центральной власти, что весь негатив в итоге будет направлен на нее?
Александр Шатилов: Пока жители города, насколько я понимаю, не предъявляют сильных претензий, тем более, что власть пытается "снимать" некоторые конфликтные ситуации. Другое дело, что если по главным проблемам, которые волнуют москвичей, власть не продемонстрирует лояльность накануне электорального периода, то это чревато определенными электоральными потерями. Условно говоря, москвичи могут проголосовать в очень широком диапазоне – от правых, особенно, если те будут развивать принципы национал-либерализма, до "Патриотов России". В этой ситуации, конечно, страховать "Единую Россию" придется.
Вопрос: Ранее озвучивалось мнение, что Собянин может стать третьим кандидатом на президентских выборах 2012 года. Не слишком ли мало времени остается на "раскачку"?
Александр Шатилов: Я бы третьего кандидата как один из возможных вариантов не исключал, особенно с учетом того, что администрация президента любит красивые, нестандартные ходы, да и, в принципе, пост председателя Конституционного суда как раз освобождается в 2012 году. Допустим, кто-то мог из нынешнего тандема занять этот пост, более подходящим он кажется для Дмитрия Медведева. Другое дело, что здесь еще, конечно, ситуация насчет этого не определилась. Не исключаю, что могут разрабатываться параллельно все варианты – и возвращение Владимира Путина, и переизбрание Дмитрия Медведева, и появление третьего кандидата, чтобы в определенный момент принять решение в пользу одного из этих вариантов, поскольку каждый из них ориентирован на сохранение нынешнего истеблишмента власти.
Вопрос: То есть, будет "подстраховка"?
Александр Шатилов: Думаю, что да. Сейчас ведется многовекторная проработка этих вариантов, они анализируются, рассматриваются, препарируются – и в нужный момент нужная карта достается из рукава.
Вопрос: Можно ли говорить о том, что в последнее время все больше разногласий внутри тандема? Как, например, было на днях на Госсовете, когда рассматривались вопросы национальной политики.
Александр Шатилов: На мой взгляд, в риторике и того, и другого существенных расхождений не было, просто там по деталям, скорее, было определенное распределение ролей. В некоторых случаях наблюдается игра в "злого-доброго следователя", в некоторых случаях роли распределяются, чтобы одна роль больше соответствовала брутальному имиджу силовика, в некоторых – имиджу либерала. Хотя я не исключаю того варианта, что такой предвыборный ажиотаж в определенный момент может приводить к легким трениям внутри тандема. Но пока и дело Ходорковского свидетельствует о том, что в целом представители тандема понимают необходимость действовать вместе.
Вопрос: А какие изменения происходят во властных кланах, так называемых группах "третьего срока" и "второго срока"?
Александр Шатилов: Между ними примерно года полтора назад началось серьезное противодействие. Но мне кажется, что "клан", играющий на стороне команды Путина, он более креативен и более точен в конъюнктурном плане. Они предпочитают воздерживаться от каких-то слишком прямолинейных инициатив, а команда Дмитрия Медведева в этой ситуации как-то в большей степени "подставляет" своего патрона иногда некоторыми действиями. Допустим, что касается той же самой Манежной, надо было взять паузу, посмотреть на реакцию общества, расклады сил внутри элиты, внутри страны, а потом уже реагировать в "твиттере". Я не исключаю того, что сообщения могли быть оставлены не президентом, а представителями его окружения. Последовавшая болезненная реакция может иметь определенный электоральный ущерб. И хотя к этому представители команд вряд ли имеют отношение, тем не менее, те же самые разоблачения "Викиликс" в большей степени "бьют" по Медведеву, нежели по Путину.
Вопрос: Но можно ли исключать, что подобные утечки по поводу тандема появились благодаря российским источникам?
Александр Шатилов: Я не исключаю и этого. Известно, что сейчас "Новая газета" стала партнером "Викиликс" в России, она может знать определенную необходимую информацию. Газета эта либерально-ориентированная, "околояблочная" и я думаю, что она будет играть не столько на стороне Дмитрия Медведева, сколько против Владимира Путина. Возможны информационные утечки, определенные игры, в этом плане 2011 год будет интересным.
Вопрос: Что стоит за прогнозом Чубайса по поводу выборов 2012 года? По его мнению, второй срок Медведева более вероятен, чем третий срок Путина.
Александр Шатилов: Чубайс – человек осторожный, и даже эти заявления не являются вызывающими и отрезающими другие пути. Я полагаю, что здесь те люди, которые, может быть, хотели бы играть на стороне Медведева, пока еще с опаской поглядывают на Владимира Путина, чувствуют за ним большую силу и не готовы вступать в ряды "партии инновационного развития", хотя это название, конечно, условное, потому что, если говорить честно, с инновациями пока дело не совсем обстоит позитивно.
Вопрос: Путин и Медведев не раз говорили, что по поводу того, кто будет президентом, они однажды сядут и договорятся. Какой прогноз можете дать насчет того, когда это произойдет?
Александр Шатилов: Интригу надо поддерживать до последнего, но не до самого края. Думаю, в октябре-ноябре, самое позднее – в начале декабря 2011 года будут известны примерные расклады и "ху из ху", что называется.