Накануне телеканалы дружно показали сюжеты с одинаковыми героями и их одинаковыми комментариями о том, как замечательно организовано спасение утопающих на воде в раскаленной Москве. Утром те же телеканалы начали свои выпуски опять с водной темы, правда, уже не про учебное ЧП, а самое настоящее – 9 человек погибли, катаясь на частном катере "Ласточка" по Москве-реке. Как бы отлично не была организована работа спасателей на берегу, никто не застрахован от человеческой глупости и халатности на воде, - разводят руками в МЧС. О том, что случилось с "Ласточкой" и как изменится передвижение по Москве-реке после этой трагедии, - в материале Накануне.RU.
Все произошло ночью в районе Лужнецкой набережной. Частный прогулочный катер "Ласточка", на котором отмечали день рождения, столкнулся с баржей "Ока-5" в кромешной темноте. Сразу после этого судно пошло на дно. Как рассказали выжившие пассажиры, они почувствовали удар, и катер сразу начал тонуть. Нашлись очевидцы, которые рассказали СМИ, что перед столкновением катер нарезал несколько кругов вокруг баржи. Впрочем, капитан баржи рассказал, что катер отчалил от берега и сразу поплыл ему наперерез. В итоге баржа просто не успела затормозить – она подмяла под себя небольшой катер и затащила прямо под днище. Глубина реки в этом месте составляет около трех метров.
Эти и другие подробности предстоит выяснить следствию. По факту крушения теплохода на Москве-реке возбуждено уголовное дело, сообщили Накануне.RU в пресс-службе СК РФ. Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ(нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта). Председатель Следственного комитета Александра Бастрыкин для координации работы следственно-оперативной группы на место происшествия отправил своего зама Василия Пискарева. На место ЧП приезжал и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Работающие на месте специалисты пока не называют причину трагедии (есть лишь предварительные версии – отказ оборудования и человеческий фактор), но осмотр места ЧП, технические данные судов позволяют сделать некоторые выводы.
Во-первых, как предполагают в правоохранительных органах, катер следовал на очень высокой скорости. Он врезался в баржу, разбился и за секунды ушел на дно. Поэтому всем спастись не удалось, хотя до берега было метров 10.
Во-вторых, и об этом начали говорить сразу после трагедии, катер шел слишком "тяжелый" - с перегрузом. При этом владелец затонувшего катера уже привлекался к ответственности за превышение допустимой нормы пассажиров на судне. "Установлен судовладелец. Им является Зингер Геннадий Викторович. В этом году он трижды привлекался за административные правонарушения", - сообщил журналистам замглавы МЧС РФ Александр Чуприян. В последний раз, по его словам, владелец затонувшего катера привлекался к ответственности в июле, когда пассажиров на судне было больше допустимого.
Чуприян отметил, что затонувший катер, длина которого составляет 13,7 метра, ширина – три метра, допускает присутствие лишь 12 человек, до аварии он шел с большим перегрузом - на борту катера было 16 человек.
Казалось бы, виновный в этой трагедии уже наказан – владелец и капитан катера, которого не раз штрафовали за перегруз, сам утонул в водах реки. Тем не менее, как говорят городские чиновники, разбор полетов после этого ЧП будет сделан незамедлительно, и, судя по всему, одними проверками тут вряд ли обойтись.
Напомним, сразу после страшной трагедии с "Булгарией", в стране прошла масштабная ревизия речных судов. Только в столичном регионе были выявлены сотни нарушений требований пожарной безопасности и правил технической эксплуатации судов.
"Сейчас правительство Москвы рассматривает вопрос об ужесточении контроля над всеми видами судов при их входе в центральную часть Москвы-реки", - заявил генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов, - "Мы видим, что в центральной части реки довольно много судов занимается перевозкой пассажиров. Это нарушение законодательства, нарушение всех правил перевозки", - сказал Анисимов в эфире НТВ. Он добавил, что контролирующие органы "не принимают всех мер для того, чтобы это остановить".
Кроме того, как обещают городские чиновники, в столице будет в срочном порядке создан единый диспетчерский центр водного транспорта. Об этом сегодня заявил заместитель мэра столицы, курирующий транспорт Николай Лямов. "Конечно, для того, чтобы делать серьезные выводы, надо до конца изучить причины крушения катера. Что тут комментировать? Там одни нарушения закона ", - сказал Лямов в интервью "Интерфаксу". По мнению заммэра, сейчас как никогда остро встал вопрос создания совместно с федеральными структурами единого диспетчерского центра на водном транспорте. "Такие переговоры ведутся, город в этом заинтересован", - добавил он.
По последним данным, катер подняли со дня Москвы-реки. Тело девятого пассажира - это женщина - спасателям пока не удалось найти. Поисковые работы будут продолжены.