Аналитика


Александр Ежевский: Мы еще можем подсказать, берите наш опыт!
Общество | Центральный ФО | В России

В России стремительно избавляются от всего, что напоминает советское прошлое. Теперь вот и трудовая книжка не нужна – документ, которым всегда гордились, особенно если в нем всего одна запись. Разрушить то, что было просто и понятно, и заменить модным, инновационным, - таков тренд мысли власть предержащих в России в последние десятилетия. Между тем, советский опыт может и должен помочь избежать многих ошибок, а может быть и вывести страну на новые позиции, считает бывший министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Александр Ежевский, выступление которого на одном из круглых столов удалось записать корреспонденту Накануне.RU. Александру Александровичу - 96, но его энергии могут позавидовать многие молодые. 

О себе

Мой производственный стаж всего 80 лет. В 1930 году я пошел работать на завод и сегодня я до сих пор в строю. Я прожил большую жизнь. Родился я в 1915 году. На моих глазах развивалась страна. Я действительно могу сказать, что я был живым свидетелем всего, что случилось с нашей страной. Я был директором филиала Горьковского автомобильного завода, директором Алтайского тракторного завода, директором "Ростсельмаша", был министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. 26 лет я был членом Советского правительства.

О ночном звонке Сталина

Когда я был директором Алтайского тракторного завода, мы обычно не уходили с работы раньше, чем за полночь. Разница между Москвой и Рубцовском была четыре часа. Помню, как-то в 12 ночи, я вышел из кабинета, раздается звонок по ВЧ. Вы помните, была такая связь. Подымаю трубку: "С вами говорит Поскребышев". А это был секретарь Сталина. "С вами будет говорить товарищ Сталин". Я был тогда молодым человеком, и вы можете понять мое состояние. Я, конечно, сильно волновался, но вспомнил, как мне рассказывали, что Сталина надо было просто называть товарищ Сталин, а не Иосиф Виссарионович, потому что он этого не любил. Я говорю в трубку: "Товарищ Сталин, слушаю вас!", а он говорит с таким кавказским акцентом: "Товарищ Ежевский, товарищ Ахметов (а это был первый секретарь ЦК компартии Казахстана) просит |Фото: РИА Новостиотгрузить ему тракторы, пожалуйста, дайте указания. До свидания".

И после этого в Москве положили трубку. Я на час ночи собираю оперативку. Даю указание разбудить всех начальников цехов, которые уже ушли к тому времени домой. В час ночи мы начали оперативку. Говорю: "Двое суток с завода никому не уходить, пока не будет отгружен эшелон тракторов". И двое суток с завода никто не выходил. На завтра собрал женщин и говорю им: "Приносите своим мужьям пирожки, поддержите их!" И мы за двое суток справились с этим заданием. Я это к тому говорю, что тогда был порядок и дисциплина, была ответственность, и люди работали на совесть.

О модернизации

Чем мы закончили 1990 год? Только одна Российская Федерация, а не весь Советский Союз, выпустила 214 тысяч тракторов. В прошлом году современная Россия сделала только 7 тысяч машин. Из них 6 тысяч – это то, что мы собрали из белорусских комплектующих и только 1000 тракторов сделали 12 российских заводов собственными силами! При таком положении, чем же мы будем пахать? То же самое можно сказать и про авиационную промышленность, и про другие отрасли народного хозяйства. Мы говорим сейчас о модернизации, об инновационных технологиях, а это значит, что у нас должно быть новое современное оборудование. Но о чем можно говорить, если в СССР делали 101 тысячу агрегатов для металлообработки, в то время как в России сегодня - всего 4 тысячи таких агрегатов - в 25 раз меньше! Когда у нас весь парк металлообрабатывающих станков насчитывал 25 миллионов единиц, а теперь осталось полтора миллиона, из которых 70% устарело, и их пора списывать. Сейчас |Фото: Накануне.ruмы пришли к тому, что в год надо списывать по 10% от числа металлообрабатывающих станков. О какой модернизации можно говорить, если нет базы того, что мы собираемся модернизировать? Мы раньше делали 7 пассажирских самолетов в год. Теперь гордимся, что сделали один "Суперджет-100", а что это такое? 78% - это импортная комплектация! И только фюзеляж наш, российский! Все началось, когда пришел Гайдар и Чубайс! Мы говорили им тогда: Не гробьте станкостроение, они отвечали: Мы все купим. У них на все был ответ: Мы это купим, у нас денег много! Вот и довели нас до того, что сейчас только сырьевое развитие, а промышленность мы теряем. Можно сто раз сказать изюм, но во рту сладко не станет! Надо действовать, действовать, действовать!

Об исторической памяти и опыте

Чаадаев правильно говорил, что у нас нет исторической памяти. Мы каждый день начинаем с чистого листа и допускаем ошибки, подчас одни и те же. Нам просто необходимо использовать исторический опыт. В советское время был накоплен огромный опыт, его надо использовать. Но мы, я имею ввиду и себя, и других товарищей, и все наши наработки почему-то не востребованы. Еще Михайло Васильевич Ломоносов сказал, что "один опыт я ценю больше тысячи пожеланий, основанных на воображении". Грамм активных действий дороже тонны всяких обещаний. Надо иметь цель и задачу. Если нет цели, то даже попутный ветер не поможет. Поэтому в первую очередь надо определить, куда страна плывет, что же мы строим? Государственный капитализм, негосударственный капитализм? Должна быть программа и цель! Я еще хочу сказать и о вопросе планирования. Да, может быть, не нужен такой жесткий Генплан, как у нас в Советском Союзе был, но индикативное |Фото: Накануне.ruпланирование обязательно должно быть. Каждый деловой человек каждый день себе намечает план. Как можно не планировать свою работу? Мы сегодня говорим – никакого планирования! Сами на местах разберутся, но это неправильно! Поэтому перед нами очень остро стоит кадровый вопрос и вопрос качества управления. Надо, чтобы на решающих позициях были квалифицированные люди! Если министр здравоохранения никогда даже медсестрой не работала, то о профессионализме не может быть и речи! Надо повышать квалификацию кадров, начиная с ремесленных училищ.

Безусловно, ошибки были и в наше время, их надо учитывать, чтобы не повторять, но полезный опыт, который накоплен, надо использовать, он должен быть востребован! Надо брать наш опыт, пока мы еще действуем и что-то можем сделать. Мы готовы работать на пользу Родине - давайте создадим какой-то совет при Правительстве или Конституционный совет, где будут работать опытные люди. Мы же можем еще что-то подсказать, мы же для этого еще живем на этой земле! Для нас дорога Родина, дорога Россия!

Ежевский Александр Александрович

Ежевский Александр Александрович (р.3.11.1915, Тулун, ныне Иркутской области), советский государственный деятель. Член КПСС с 1945. Родился в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 1930 рабочим на машиностроительном заводе. В 1939 окончил Иркутский с.-х. институт (факультет механизации), в 1939—42 на преподавательской работе в этом институте. В 1942—47 главный инженер Иркутского авторемонтного и автосборочного завода. В 1947—54 директор Иркутского автосборочного завода, Алтайского тракторного завода, Ростсельмаш. В 1954—56 заместитель министра автомобильного, тракторного и с.-х. машиностроения СССР. В 1956—57 1-й заместитель министра тракторного и с.-х. машиностроения СССР. В 1957—62 на ответственной работе в Госплане СССР. С декабря 1962 председатель Всесоюзного объединения "Союз-сельхозтехника" Совета Министров СССР. На 23-м съезде партии (1966) избирался кандидатом в члены ЦК КПСС; на 24-м съезде (1971) — членом ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7—8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина и медалями.

 



Сергей Ганьжин